8 декабря 2016 17:02
USD 63,39   EUR 68,25
22 октября 2012 2524

Задача о пробках со многими неизвестными

Задача о пробках со многими неизвестными

В эпоху советских газет было такое выражение: «опубликовать в порядке дискуссии». Пожалуй, воспользуемся этим термином: данную заметку мы публикуем именно что в порядке дискуссии. В надежде услышать мнение и автомобилистов, и пассажиров, и пешеходов, и вообще всех неравнодушных.

Потому что загруженность дорог обещает стать уже этой зимой из большой проблемы маленькой катастрофой. Как и в каждой задачке, есть «дано» (несколько фактов и суждений специалистов), и надо найти «следует», то есть решение.

На себя же мы берём обязательство свести все мнения (буде таковым случиться) и отправить в виде официального письма в мэрию. Предвосхищая скепсис большинства, всё же заметим: нечего не делается там, где общественность молчит. Поэтому давайте попробуем внести свою лепту в решение проблемы: под лежачий камень вода не течёт, а в пробках толкаться нам с вами.
Итак, дано...

Количество машин

Оно растёт с фантастической скоростью. Например, если в 2006 году во всей области было зарегистрировано 210 853 автомобиля, то в 2008-м их стало на треть больше – 299 872. В среднем частный автопарк прирастает со скоростью 10–15 тысяч машин в год. Данных на конец этого года ещё нет, но можно с известной долей уверенности предположить, что сейчас в области около 340 тысяч зарегистрированных транспортных средств.

И большая часть, разумеется, концентрируется в областном центре: более 100 тысяч. Получается, что на трёх человек приходится один автомобиль.

Дороги и снег

Столько машин – очень, очень много для древнего города с узкими, не приспособленными к напряжённому трафику улицами. Прошлая зима уже показала: при малейшем снегопаде город встаёт в пробках. Неубранные обочины сужают проезжую часть: там, где было две полосы, остаётся одна.

Добавим в условия задачи манеру автомобилистов парковаться «ёлочкой», то есть полностью забивая полосу движения. И наконец, введём ещё одно условие: заторы, которые возникают в районе остановок общественного транспорта. Именно за счёт последних уже неоднократно пытались разгрузить трафик. Но пока – безуспешно.

Узкие места

Летом 2010 года на перекрёстке Кирова–Шевченко проблему пытались решить при помощи переноса остановки общественного транспорта. Она сдвинулась на пару десятков метров в сторону центра. Тогда же сделали специальный заездной карман. Не помогло. В напряжённые часы он всегда занят, поэтому маршрутки высаживают и принимают пассажиров вдали от установленного места. А в это время на полосе движения, где остановился маршрутчик, образуется затор. Причём бороться с этим автоинспекторы не могут.

– Если водитель маршрутного транспортного средства сделал остановку для высадки и посадки пассажиров не в установленном месте, но при этом его действия не противоречат дорожным знакам и разметке, никаких мер взыскания со стороны ГИБДД не будет, – объяснила инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Смоленску Виктория МАРИНА. – В противном случае он привлекается к ответственности на общих основаниях.

Наказывать шофёров за остановку не на остановке должна организация-наниматель. В её распоряжении находится разработанная администрацией строгая схема маршрута. Как стало понятно из диалога с одним из таких частников, следить за её соблюдением им кажется бессмысленным.

– В таком потоке автомобилей карман для высадки граждан практически всегда занят, – рассказал представитель одной из компаний-перевозчиков. – Поэтому наши водители иногда тормозят не на самой остановке, а в радиусе 10–20 метров от неё, чтобы не терять время.

За целой вереницей остановившихся маршруток и автобусов появляется ещё и длинный хвост из автомобилей. Подобная картина вырисовывается сразу в нескольких точках города: остановка на Багратиона (на перекрёстке с Нахимова), остановки у Киселёвского рынка, Тухачевского (перекрёсток с Большой Советской), пл. Победы и Тенишевой (если двигаться в сторону Медгородка). И это только то, что приходит на память навскидку.

Сокращать – не сокращать?

Итак, мы зашли в тупик. Заездные карманы на остановках потихоньку оборудуют, но не везде это можно сделать (например, на Большой Советской у здания МТС): тротуар и так узкий. Переносить остановки? Но куда? Эксперименты с разведением остановок трамвая и маршруток на площади Победы толком ничего не дали – только затор растянулся. Та же картина на Кирова у «Трапезы»: ничего, кроме головной боли для пассажиров с метаниями между двух остановок, – пробки остались.

Сокращать количество остановок (это мнение неоднократно высказывалось на различных уровнях)? Получим массовое недовольство пассажиров.
Есть ли решение? Давайте обсудим!

МНЕНИЕ

– Проблему нужно решать комплексно, – говорит эксперт, инженер-архитектор компании «Стройиндустрия» Владимир БЕЛИКОВ. – Удобство города определяет не проезжая часть, а транспортная система: автомобили, предприятия, дорожная инфраструктура. Следует разработать программу, которая будет нацелена на все основные аспекты. В финансовом отношении большее внимание необходимо уделить развитию общественного транспорта. Тогда получится, что выделение полос, перенос остановок, увеличение или сокращение их числа, конструирование карманов действительно не окажется пустой тратой денег. В противном случае это просто «осваивание средств».

Александра УЛЬЯНОВА

Новости по теме
В Смоленске оборудуют две остановки
17 февраля 2014 1155
В районе дома №7 на улице Большая Краснофлотская…
Куда перенесут остановку "Медгородок" в Смоленске?
28 июля 2010 1628
Остановка общественного транспорта на улице Кирова в Смоленске, возле оживлённого перекрёстка с улицей Тенишевой, уже давно причиняет большие проблемы водителям. Маршрутных такси на бойких улицах становится всё больше – и очень часто на перегруженном перекрёстке стали возникать настоящие заторы. На остановке скапливается такое количество маршруток, что ни пройти ни проехать!
Верните остановку на место!
14 декабря 2009 1438
В редакцию "СГ" обращаются граждане с жалобой на организацию движения общественного транспорта в Смоленске. Причём не только на изменение маршрутов, но и на перенос остановок. Пассажиры, отправляющиеся в Заднепровье с площади Желябова на маршрутках №№27 и 38, "оценили" состоявшийся перенос остановки метров на 200 в сторону Колхозной, к многоэтажке. Если раньше остановка маршруток совпадала с остановкой трамвая, отправляющегося в Заднепровье, то теперь до него идти и идти. А ещё точнее – бежать и бежать, если хочешь успеть. По гололёду или по чужим ногам – это как повезёт. Можно поскользнуться, а можно попасть под машину. Можно сломать руку, стать причиной ДТП или разбить содержимое сумки – это как повезёт. Отдельное внимание – ларькам, павильонам и киоскам, "заботливо" построенным рачительными хозяевами прямо на тротуаре (взгляните на магазин "Евросети": между крыльцом и оградой расстояние для прохода – около метра, а ведь народу тут ходит – не протолкнуться).
26 декабря 2011 2036
О том, когда нормализуется движение по основным транспортным артериям областного центра, когда и куда «переедет» остановка «площадь Победы», как следят за состоянием конечных остановок транспорта, куда девать машины во дворах, а также о многих других проблемах, связанных с дорогами и транспортом, «СГ» рассказал заместитель главы администрации города Смоленска Александр БОЧКАРЁВ.
Трамвай Смоленску всё-таки нужен!..
18 декабря 2009 1916
Сколько уже по этому поводу проведено дискуссий на самых разных уровнях! Кто только ни высказывался по вопросу: нужен ли трамвай городу-герою? И представители больших общественных организаций, и городские начальники, и ГИБДД. \"Смоленская газета\" неоднократно публиковала мнения по \"трамвайному вопросу\" самых разных категорий граждан. Есть мнения \"за\", есть и \"против\".
Остановки транспорта в Смоленске в 2016 году оформят в едином стиле
25 ноября 2015 907
А таблички с расписанием должны появиться уже в ближайшее время…

Михаил написал

22 октября 2012 15:52

Для того, что бы решить проблему нужно подумать головой, и желательно наперёд. Все дороги, которые строят сегодня или ремонтирую, нужно по возможности расширять до максимума, у нас этого не делают. Необходимо отремонтировать дворовые дороги, они как раз и снизят часть нагрузки. Необходимо пересмотреть регулирование всех светофоров, кое где это уже сделано , но многие перекрёстки по прежнему не разнесены по времени (пример поворот на Черняховку со стороны Кирова пробка в километр да дам уже давно пора открыть 2 ю дорогу тем более место то есть ). Ну и конечно не нужно забывать про парковки, далеко не все дома обладают ими, в лучшем случае это дворовая дорога, а автомобиль сейчас почти в каждой семье. Предел насыщения существует, он равен количеству жителей города + 10 - 15% приезжего населения. Что бы решить проблему надо строить развязки и объездные пути yandex пробки в помощь все проблемные дороги там видны, а вообще проблема в кадрах, кто то не хочет а кто то не может.

Alex написал

22 октября 2012 19:11

Читаем о понятии равномерность потока и регулировке светофоров, о велопотоке в Москве и "центре разгруженном от движения" к 2020. Есть ещё и мексиканский опыт разнесения работы времени по кварталам. Работа сотрудников госаппарата с 23 до 7 утра приблизит их к коллегам из Владивостока и тотально разгрузит автопоток в 8-9 утра от их тусовки :)

Doctor X написал

23 октября 2012 11:18

Ещё в 1980 году, когда городом и областью управляли профессионалы и неглупые люди, было запланировано строительство моста, соединяющего через Днепр ул.Краснофлотскую и Лавочкина с переездом на Витебское шоссе.
Только строительство четвёртого моста и разгрузка тем самым Колхозной площади (и Смирнова) является решением проблемы пробок.
Всё остальное - ерунда и не имеет перспективы.
Кстати, генеральный план содержит строительство такого моста.
Не глупую набережную надо строить, а ещё один мост через Днепр! И немедленно.

Читатель написал

23 октября 2012 16:49

Переносить остановки - абсолютно дурацкое и бессмысленное занятие. Основной источник пробок не общественный транспорт, а личные авто. Поэтому нужно не переносить остановки, а совершать действия, направленные на уменьшение автопотка. Например, строить новый мост.

Алексей Мурыгин написал

24 октября 2012 08:31

Согласен с предыдущими коментариями, но по правде сказать денег на новый мост в бюджете нет, перенос остановок не даст большого эффекта, а решать проблему нужно сейчас. На мой взгляд, нужно использовать опыт других городов, где, определяя дороги с односторонним движением, в каком-то роде закольцевали улицы. Конечно увеличится расстояние, которое нужно будет проехать от пункта А до Б, но потоки будут двигаться практически непрерывно. Также необходимо пересмотреть полосность и регулировку перекрестков. А при наличии средств в бюджете, конечно нужно отремонтировать дворовые проезды, строить новые улицы в градплане они запланированы, и мост соответственно, да еще и подземные переходы или надземные там, где это будет соответствовать архитектуре.

Татьяна67 написал

29 октября 2012 20:21

Я считаю, что минимальное усилие, которое необходимо совершить этой зимой - это заставить коммунальные службы убирать снег с дороги и с обочин, а не оставлять его до весны, иначе опять уберется одна полоса движения. Так же необходимо отрегулировать оставшиеся светофоры. На вскидку, действительно поворот на Черняховку с Кирова, по Б. Советской перекресток с Коммунистической, особенно учитывая этот единственный поворот-разворот, если ехать снизу. На мой взгляд, можно увеличить время правой стрелки с пр. Гагарина на Николаева (огибая сквер возле Гамаюна) и также правой стрелки там же, только с Николаева на Гагарина к Дому специалистов. Много раз наблюдала, что это возможно. Кроме того, все же привести к нормальному виду знаки по "полосности" движения и светофор с Николаева при выезде на Гагарина. Кроме того, территорию сквера возле Гамаюна хорошо бы "переоборудовать" в расширенную дорогу (кстати туда же можно и перенести карман с остановками общественного транспорта) или хотя бы в парковку (что хуже) - уберется "елочка" с одной полосы движения. Сквером практически не пользуются как местом отдыха, почему пропадает нужная для движения земля? Объездные вариантные дороги таки открыть для проезда, тем самым разгрузив Кирова, Гагарина, имею в виду дорогу за энергоинститут и ул. М. Октябрьской. И да, новые дороги строить широкие!!! с карманами для остановок.

num4din написал

3 ноября 2012 17:31

в статье очень сильно затронута тема остановок, однако проблема не в этом.
во-первых, я считаю, что нужно действительно серьезно заняться автомобилистами, нарушающими правила парковки. только при условии, что места парковки будут создаваться. согласен, что их невозможно создать в уже застроенных районах, однако есть правило, что когда строят новый объект, предполагающий посещение большим количеством людей, на парковку откровенно забивают.
во-вторых, с установкой новых светофоров, как я считаю, было несколько не оптимально рассчитано время их работы, это так же возможно решить
и в-третьих, нужно строить, конечно, дороги, способные разгрузить центр, потому что чтобы попасть в любой район города, нужно обязательно ехать через центр. сложно, конечно, говорить о мосте через днепр, однако некоторые проекты, я считаю, возможны. ну и, конечно, развязки. большинство построенного в советское время уже давно не справляется с потоком
я специально не упоминал о работе муниципальных служб, потому что считаю это априорным требованием
"));