Авто

Задача о пробках со многими неизвестными

22 октября 2012 года в 14:18
В эпоху советских газет было такое выражение: «опубликовать в порядке дискуссии». Пожалуй, воспользуемся этим термином: данную заметку мы публикуем именно что в порядке дискуссии. В надежде услышать мнение и автомобилистов, и пассажиров, и пешеходов, и вообще всех неравнодушных.

Потому что загруженность дорог обещает стать уже этой зимой из большой проблемы маленькой катастрофой. Как и в каждой задачке, есть «дано» (несколько фактов и суждений специалистов), и надо найти «следует», то есть решение.

На себя же мы берём обязательство свести все мнения (буде таковым случиться) и отправить в виде официального письма в мэрию. Предвосхищая скепсис большинства, всё же заметим: нечего не делается там, где общественность молчит. Поэтому давайте попробуем внести свою лепту в решение проблемы: под лежачий камень вода не течёт, а в пробках толкаться нам с вами.
Итак, дано...

Количество машин

Оно растёт с фантастической скоростью. Например, если в 2006 году во всей области было зарегистрировано 210 853 автомобиля, то в 2008-м их стало на треть больше – 299 872. В среднем частный автопарк прирастает со скоростью 10–15 тысяч машин в год. Данных на конец этого года ещё нет, но можно с известной долей уверенности предположить, что сейчас в области около 340 тысяч зарегистрированных транспортных средств.

И большая часть, разумеется, концентрируется в областном центре: более 100 тысяч. Получается, что на трёх человек приходится один автомобиль.

Дороги и снег

Столько машин – очень, очень много для древнего города с узкими, не приспособленными к напряжённому трафику улицами. Прошлая зима уже показала: при малейшем снегопаде город встаёт в пробках. Неубранные обочины сужают проезжую часть: там, где было две полосы, остаётся одна.

Добавим в условия задачи манеру автомобилистов парковаться «ёлочкой», то есть полностью забивая полосу движения. И наконец, введём ещё одно условие: заторы, которые возникают в районе остановок общественного транспорта. Именно за счёт последних уже неоднократно пытались разгрузить трафик. Но пока – безуспешно.

Узкие места

Летом 2010 года на перекрёстке Кирова–Шевченко проблему пытались решить при помощи переноса остановки общественного транспорта. Она сдвинулась на пару десятков метров в сторону центра. Тогда же сделали специальный заездной карман. Не помогло. В напряжённые часы он всегда занят, поэтому маршрутки высаживают и принимают пассажиров вдали от установленного места. А в это время на полосе движения, где остановился маршрутчик, образуется затор. Причём бороться с этим автоинспекторы не могут.

– Если водитель маршрутного транспортного средства сделал остановку для высадки и посадки пассажиров не в установленном месте, но при этом его действия не противоречат дорожным знакам и разметке, никаких мер взыскания со стороны ГИБДД не будет, – объяснила инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Смоленску Виктория МАРИНА. – В противном случае он привлекается к ответственности на общих основаниях.

Наказывать шофёров за остановку не на остановке должна организация-наниматель. В её распоряжении находится разработанная администрацией строгая схема маршрута. Как стало понятно из диалога с одним из таких частников, следить за её соблюдением им кажется бессмысленным.

– В таком потоке автомобилей карман для высадки граждан практически всегда занят, – рассказал представитель одной из компаний-перевозчиков. – Поэтому наши водители иногда тормозят не на самой остановке, а в радиусе 10–20 метров от неё, чтобы не терять время.

За целой вереницей остановившихся маршруток и автобусов появляется ещё и длинный хвост из автомобилей. Подобная картина вырисовывается сразу в нескольких точках города: остановка на Багратиона (на перекрёстке с Нахимова), остановки у Киселёвского рынка, Тухачевского (перекрёсток с Большой Советской), пл. Победы и Тенишевой (если двигаться в сторону Медгородка). И это только то, что приходит на память навскидку.

Сокращать – не сокращать?

Итак, мы зашли в тупик. Заездные карманы на остановках потихоньку оборудуют, но не везде это можно сделать (например, на Большой Советской у здания МТС): тротуар и так узкий. Переносить остановки? Но куда? Эксперименты с разведением остановок трамвая и маршруток на площади Победы толком ничего не дали – только затор растянулся. Та же картина на Кирова у «Трапезы»: ничего, кроме головной боли для пассажиров с метаниями между двух остановок, – пробки остались.

Сокращать количество остановок (это мнение неоднократно высказывалось на различных уровнях)? Получим массовое недовольство пассажиров.
Есть ли решение? Давайте обсудим!

МНЕНИЕ

– Проблему нужно решать комплексно, – говорит эксперт, инженер-архитектор компании «Стройиндустрия» Владимир БЕЛИКОВ. – Удобство города определяет не проезжая часть, а транспортная система: автомобили, предприятия, дорожная инфраструктура. Следует разработать программу, которая будет нацелена на все основные аспекты. В финансовом отношении большее внимание необходимо уделить развитию общественного транспорта. Тогда получится, что выделение полос, перенос остановок, увеличение или сокращение их числа, конструирование карманов действительно не окажется пустой тратой денег. В противном случае это просто «осваивание средств».
Сделайте нам красиво и безопасно
В Демидовском районе прошёл трофи-рейд

Другие новости по теме