4 декабря 2016 17:15
USD 64,15   EUR 68,47
20 июня 2013 1980

Двухколесный переворот

Двухколесный переворот

Километровые пробки, превращающие передвижение по дорогам в знакомый только обитателям городов род пытки, перестали являться исключительным достоянием столичного мегаполиса. Прорваться в час пик с проспекта Гагарина на площадь Победы немногим менее затруднительно, чем вырулить с Арбата на Садовое кольцо.

Из удобного и оперативного средства передвижения по центральным улицам Смоленска (скажем, всей семьей в выходные) автомобиль постепенно, с каждым годом все отчетливее, превращается в малокомфортабельный транспорт, прежде всего для тех, кто ценит время.

Москва отнюдь не впереди планеты всей в воображаемом рейтинге городов, где привычный урбанистический ландшафт меняют в интересах обывателей. Однако некоторые идеи, пускающие корни в Москве, вполне могут прижиться на смоленской почве.

С июня в Москве была запущена общегородская сеть велопроката. В пределах Садового кольца размещены парковочные станции, где в любое время дня и ночи можно взять во временное пользование велосипед. Причем возвращать «двухколесник» обратно необязательно: достаточно припарковать его на следующей специальной станции, ближайшей к пункту вашего назначения.

Главная особенность новой системы велопроката состоит не только в беспрецедентной по российским меркам массовости. На данный момент на 30 станциях к услугам москвичей более 1000 велосипедов, а в ближайшие год-два планируется оборудовать более 100 станций с трехтысячным велопарком. Революционной новинкой велопроката, позволяющей ему быть доступным круглосуточно, стала его полная автоматизация: участие человека сведено к введению пин-кода. Чтобы проехаться по центру Москвы, минуя пробки и избегая толчею в подземке, необходимо зарегистрироваться на специальном интернет-ресурсе, ввести номер мобильного телефона и реквизиты кредитной карты. На телефон приходит персональный пин-код, а с помощью кредитки расплачиваются за услуги. За право пользоваться велосипедом в течение 24 часов необходимо заплатить 100 рублей. Но за 950 рублей можно зарезервировать за собой это право на весь сезон, который длится с мая до конца октября. Первые 30 минут можно ездить на велосипеде бесплатно, затем за каждый час необходимо вносить по 30 рублей. Оставленные на специальном сайте реквизиты кредитки выступают в качестве короткого стального поводка для тех, кто вздумает уклониться от уплаты установленной таксы или присвоить общественный транспорт.

По словам Чарльза Батлера, главы чешской компании, занимающейся реализацией в Москве велопрокатного проекта, аренда велосипедов имеет у москвичей ощутимый успех. За месяц зафиксировано более 10 тыс. случаев аренды. По количеству поездок в день Москва опережает даже Лондон и Париж, где подобный сервис куда более развит и имеет более длительную историю.

Автоматизированная система велопроката, как и пробки, масштабам которых она обязана своей популярностью, приживается не только в мировых столицах, но и небольших городах вроде Блэкпула или Дамфриса. И дело здесь не в пресловутом западном менталитете, одержимом идеями экологической безопасности и общественного комфорта, а в банальной практической пользе, о которой говорит один любопытный факт, недавно зафиксированный в Москве. В половине пятого утра на одной из станций велопроката были пусты все 28 парковочных места. Велосипед в ночное время становится альтернативой работающего до часу ночи метро или экстремально дорогому такси. Чем не резон, способный привлечь смолян к новой услуге, будь подобная система велопроката внедрена в Смоленске?

И наконец. Новинка этого московского лета – прекрасный образчик распеваемого на все лады государственно-частного партнерства. В выигрыше остаются все: производители велосипедов (которые, конечно, совсем необязательно закупать у чешской компании), владельцы электронной системы, продавцы рекламных мест на велосипедных конструкциях, городская администрация, хотя бы отчасти решающая транспортную проблему, и, в конечном итоге, сами горожане. Именно в их интересах станции велопроката устанавливают вблизи с наиболее востребованными остановками общественного транспорта, учебными заведениями, школами, крупными офисными центрами.

Нет никаких причин полагать, что модный тренд не приживется в Смоленске.

СТАТИСТИКА

Лидером в автоматизированном велопрокатном движении является Париж, где на 1450 парковочных станциях стоят 20 тыс. велосипедов. В Лондоне станций 570, велосипедов 8 тыс. Замыкает тройку лидеров Нью-Йорк с 6 тысячами «двухколесников» на 330 станциях.

Средний возраст пользователя арендованного велосипеда – 33 года. Он одинаково популярен как у мужчин (48,8%), так и женщин (51,2 %).

Леонид КАЯНИДИ

Новости по теме
В Смоленской области участились кражи велосипедов
09 июля 2015 611
Полицейские призывают граждан быть бдительными…
В Смоленске пойман похититель велосипедов
30 ноября 2015 384
На счету задержанного не менее девяти краж двухколесных транспортных средств…
Сафоновский рецидивист совершил серию краж велосипедов
22 августа 2016 289
Похищенный двухколесный транспорт злоумышленник использовал в собственных целях...
В Смоленске поймали серийного похитителя велосипедов
21 августа 2016 318
Внимание 25-летнего злоумышленника привлекали только те транспортные средства, на которых не было специальных велозамков...
В Смоленске пойман похититель велосипедов
20 августа 2015 481
В данное время задержанный находится под подпиской о невыезде…
Двое молодых смолян промышляли кражами велосипедов в Заднепровском районе
25 мая 2016 420
Установлена их причастность к похищению еще четырех велосипедов и детской коляски…
"));