Конечно, деревня Самсоново Ярцевского района, где поселились наши герои, не такая уж и окраина, но жителей в деревушке осталось немного. Места здесь красивые, хоть кино снимай. Одно не радует в этой природной первозданности - люди давно забросили землю.
Большой светлый дом Алиевых проехать трудно. Нас ждали, но при этом перерыва в работе не делали. Шутка ли: 26 коров, стадо овец, куры, гуси, прочая живность, – все это каждодневно под присмотром Татьяны и Валеха. Все хозяйственные постройки смастерены своими силами. Все животные содержатся в достойных условиях. По дороге за нами увязался месячный ягненок Снежок, мама от него отказалась, вот и бегает за хозяевами, как за родителями. Напротив животноводческих строений большие теплицы, а уже за ними бескрайние просторы. Они то и создают чувство окраины.
Приехавший вместе со мной руководитель управления сельского хозяйства Ярцевского района В.В. Ярошевич, на ходу обсуждает с фермером проблему выделения ему земли. У Алиевых большие планы, но об этом позже. Первый и самый естественный вопрос, а что же случилось, что семья перебралась из столицы в глубинку. Выясняется, что Татьяна вообще коренная москвичка, кондитер по образованию, на фабрике «Рот Фронт» работала. Выйдя замуж за азербайджанца Валеха, родила одного за другим четверых детишек. Правительство Москвы молодой многодетной семье выделило две двухкомнатных квартиры.
- Да, - смеется Татьяна, - как говорят: «жили не тужили». Муж в свое время приехал в Москву из Баку. Он неплохо зарабатывал, имел свою фирму, но все время тянуло к земле. Однажды у нас гостил племянник Валеха со своим армейским другом из Смоленской области, договорились съездить к нему. Места мужу очень понравились. Так мы и уехали в Суетово Ярцевского района. Мне по началу все было дико: эта баня «по-черному», сама деревня, думала - где же моя Москва. Когда купили первую корову, не знала, с какого бока к ней подойти. Это теперь я без своих коров дня прожить не могу.
Валех, уговаривая жену уехать в деревню, сказочно описывал, как все будет. Пообещал даже лошадь купить, зная давнюю мечту Татьяны освоить конный спорт. И в последнем не обманул. Однако привыкать жить без комфорта женщине, имеющей четверых детей, было непросто. Прошло больше десяти лет, и теперь Татьяна с трудом представляет себе, как ездила по Москве на машине. Каждый месяц, бывая в столице по делам, она чувствует себя там не так, как раньше. «А что в Москве хорошего, загазованность такая. Все спешат, нервничают. Настоящая свобода как раз здесь». Чтобы понять мудрость этих слов, надо пройти весь путь семьи Алиевых.
Вторая важная составляющая семьи – дети. Только старший Саид уехал работать в город, его увлечению электроникой родители не препятствовали. Саида, Салима и Сабир работают наравне с родителями. Сохраняя традиции своего народа, Валех обещает детям построить жилье. В свое время он уже строил трехэтажный дом недалеко от Баку, но Татьяна хотела жить в России, и здесь от идеи построить четырехподъездный дом Валех не отказался. Жить вместе дети не отказываются, семейные традиции сильны.
«Нам так хорошо вместе, - ис-кренне говорит Татьяна, - сидим, коров с дочерьми доим, песни поем, кто-то смешить начинает, так и работаем весело. Может, кто скажет – простачки. Но дети у нас такие же, как говорят, продвинутые в компьютере. На забитых деревенских не похожи. Сегодня вот в Москву поехали по делам вместо отца».
За время пребывания познакомиться удалось только с Саидой. Пока родители отвлекались на гостей, девушка кормила овец. Здесь в доме у всех свои обязанности. Односельчане не переставали удивляться тому, как удалось воспитать таких трудолюбивых детей. Главное, что вся работа по дому и хозяйству не из-под палки, а как вполне естественный процесс. Рассуждая о своих детях, Валех явно гордится ими: « Я всегда говорю им, что надо вести себя так, чтобы люди тебе доверяли. Вот я здесь неместный, но со всеми сложились добрые, хорошие отношения. А это самое главное».
Как-то удивительно легко вписалась в русскую глубинку семья с азербайджанскими устоями. Видимо потому, что люди не чувствуют в них фальши. Вечно занятый Валех (по-русски здесь его все зовут Валерой) всех готов выслушать со своими проблемами и помочь по возможности. Открытая русская душа Татьяны, ее приятная улыбка и всегда неунывающий вид вообще покоряют с первых минут знакомства. Видимо, поэтому дом Алиевых часто полон гостей.
В гармонии с судьбой
«26 коров плюс кредиты»

- Вот так охарактеризовала Татьяна положение своего хозяйства. Мы столько говорили о детях, о планах на будущее, но от проблем же никуда не спрятаться, даже вдалеке от городской суеты. Два года назад Алиевы решились на кредит. В управлении сельского хозяйства помогли оформить, как и положено, со всеми льготами. На взятый миллион Валех закупил строительные материалы для хозпостроек. Строили своими руками.
Теперь животные получили «но-вое жилье», а хозяин головную боль.
- Я вижу, как муж ночами не спит,- признается Татьяна, - переживает, как бы отдать этот кредит побыстрее. Мы все мечтаем, что заживем наконец-то на заработанные деньги.
- Больше никогда в жизни я не буду связываться с кредитами, - продолжает Валех. - Каждый месяц нужно отдать 53 тысячи. Если не хватает, перезанимаю, лишь бы не быть должником.
Основную прибыль Алиевы получают на молоке. Закупив в свое время профессиональную закваску, они делают и ряженку. Продукция «на ура» расходится в Москве. Конечно, как и всех волнуют закупочные цены. Сдавать на молокозаводы по восемь рублей не хотят. Белорусское молоко по-прежнему «бьет» по нашим производителям, его привозят вообще по семь рублей. Пока политики определяются, большая часть продукции уходит в Москву, небольшую долю покупают в Ярцеве. Как бы то ни было, прожить безбедно, имея коров в своем хозяйстве, можно.
А теперь о самой популярной теме последних месяцев – кризисе. Как видно, на селе его почувствовали слабее. А если бы не кредиты, то и вовсе знали бы о нем из телерепортажей. Селяне думают, что кризис созрел в голове у банкиров. Так или иначе, потребность в сельхозпродукции сегодня возросла – на машине можно поездить и на старой, а вот без молока и хлеба на столе никак не обойдешься.
- Мы с Валехом, конечно, следим за новостями, обсуждаем, как все эти события на нас отразятся, - говорит Татьяна. - Пока оптимизм нас не покидает. Вот рассчитаемся с кредитом и пойдем дальше. Кризис нас ничего не лишил: ни земли, ни коров. Люди в городе на вахты московские надеялись. А сейчас, когда всех посокращали, многие остались без средств к существованию. На земле работы много. Мы вовремя рассчитываемся со своими помощниками, и в дальнейшем планируем людей набирать на работу.
В деревне Самсоново, как и в любой российской глубинке, большинство жителей - престарелого возраста, единственное развлечение - выпивка. На всех и осталось восемь коров, многие у Алиевых молоко покупают. Правда, в связи с кризисным веянием люди стали задумываться и расширять огороды. Из гаражей реконструируют сараи для скота. Свое личное хозяйство всегда гарантирует как минимум жизнь не впроголодь.
Земля сегодня, как никогда, обрела реальную ценность. «Сколько бы мы по кругу не ходили, - поддерживает нашу беседу начальник сельхозуправления В.В. Ярошевич, - без решения проблемы выделения земли в кратчайшие сроки, мы никогда с места не сдвинемся. Очень важно, дать возможность людям работать без страха, что завтра кто-то придет и отберет приведенный в порядок большими усилиями кусок земли». Алиевы тоже решились взять в аренду дополнительные 23 гектара. И если все получится, планы грандиозные.
- Земля нужна нам для дела, просто так стоять не будет, - делится планами на будущее Валех. - Хотели бы заняться растениеводством. С коровами уже все понятно. Есть желание выращивать огурцы и помидоры, теплицы большие поставим. Овес посеем. Младший сын у нас тракторист хороший, справимся.
На вопрос «не опускались ли когда-нибудь руки», Валех ответил, не задумываясь – «Нет!». Ни о каких безвыходных ситуациях и речи быть не может. Работа в любом случае дает результат.
Уехать от Алиевых без угощенья не получилось. Нарушать сложившиеся традиции не стали. На столе было чем похвастаться: своей продукции хватает, чтобы накормить гостей. Татьяна была горда и тем, что старшая дочь Саида сама испек-ла для гостей пирожки. И хлеб, кстати, тоже оказался свойским. Здесь постаралась родная сестра Татьяны Людмила. О ней мы до сих пор ни слова не сказали. Людмила отвлеклась от большого хозяйства в последнюю минуту. Оказалось, что она тоже еще в конце 90-х вместе с семьей младшей сестры уехала покорять сельские просторы.
Какая это все-таки редкость, когда человек не возвращается постоянно к прошлому с мыслью: а ведь все могло быть иначе. Все, с кем мы ни говорили в этом доме, больше мечтали о будущем, веря в его хорошую перспективу.

***

Мы попрощались, пообещав обязательно приехать еще раз – когда все будет распахано и засеяно, приведены в порядок теплицы. А уже на следующее утро было приятно позвонить Валеху и обрадовать его хорошей новостью: постановление на выделение ему участка земли в 23 гектара было принято на уровне администрации района. Можно смело осваивать новые рубежи.
Татьяна РАЙХЛИНА


На снимках: Татьяна Алиева и большое дружное подворье; Валех Алиев с начальником управления сельского хозяйства Ярцевского района В.В. Ярошевичем.
Земля не любит равнодушных

Другие новости по теме