Сельское хозяйство

Смоленская область: хороший урожай стал головной болью для фермеров

17 сентября 2011 года в 10:53
Хороший урожай картофеля на Смоленщине, как ни странно, и обрадовал крестьян, и огорчил. Оптовая закупочная цена обесценила труд на земле. О ситуации в сельском хозяйстве беседуем с председателем СПК «Рассвет» Геннадием ДАВТЯНОМ (Ярцевский район).
Сортировальная машина работает без остановки. Картофель выдался на славу, но особой радости на лице у председателя хозяйства не наблюдается. Он мучительно принимает для себя главное решение – работать ли на земле дальше. Комбайн, за который внесена предоплата, ждёт на границе, а вопрос с кредитом завис, несмотря на активную помощь районных и областных властей. Пришло время сделать большой рывок вперёд, столько сил вложено в эту землю, что топтаться на месте уже не хочется.
В Ярцевский район семья Давтянов приехала в 1988 году. В 2005 году официально зарегистрировали СПК «Рассвет». Сегодня в хозяйстве 8 тракторов «Беларусь», комбайн со всеми приспособлениями, 220 голов КРС, 100 свиней. Картофель был высажен на площади 85 гектаров, 100 гектаров ушло под зерновые. И всё это в руках семьи и 15 нанятых работников. О том, какие результаты даёт тяжёлый крестьянский труд, можно судить и по личным теплицам. Здесь созрели и дыни, и арбузы, и баклажаны – всё, на что, казалось бы, неспособна наша земля. Однако выходит, что при наличии хороших рук и невозможное становится реальностью. Чувствуя свои силы, Геннадий решился и взял в аренду этим летом заросшие бурьяном и берёзами 200 гектаров земли.
Расширяя хозяйство, приняли решение взять дополнительно 250 нетелей. Есть желание и свиноводство развивать на другом уровне. Всё упёрлось в кредит. «Россельхозбанк» молчит, время уходит.
– Ни на погоду, ни на технику или отсутствие рабочих рук никогда никому не жаловался, – говорит Геннадий. – Это наши проблемы, мы с ними сами справимся. Нужна финансовая поддержка. Раньше кредиты с большими процентами были удавкой, и то старались выплачивать. Сейчас, когда появились субсидированные, крестьяне немного вздохнули. Вот только получить – их проблема.
Конечно, если бы труд крестьян оценивался бы адекватно усилиям, никакие кредиты не понадобились. Молоко по 11 рублей за литр при солярке в 25 рублей – это просто издевательство над трудом животновода. Что в этом году будет с картофелем, вообще непредсказуемо. Урожая картофелеводов Ярцевского района хватит, чтобы накормить ещё два таких же района. Но тем временем картофель уже везут из других областей и республик. Оптовая цена на него сегодня сбита до 4-6 рублей, и есть опасения, что дойдёт и до 2 рублей за килограмм. Продавать по этой цене всё равно что выкинуть. Казалось бы, вези в Москву – там всё съедят, но рынок жесток – из столицы можно вернуться и без картофеля, и без денег.
Можно ли оставаться оптимистом, работая на земле? Руководители хозяйств всегда отвечают на этот вопрос отрицательно, продолжая при этом работать. Каждый год начинается с надежды, что государство всё-таки обернётся лицом к крестьянину. Пока же чёткой политики не просматривается, опоры под ногами у селянина нет. Земля, поделенная на паи и проданная неизвестно кому и зачем, зарастает. Но как только она начинает кем-то обрабатываться и давать свои плоды, как из преисподней выныривают истинные хозяева. Такая ситуация возникла несколько лет назад у Ярцевского льнозавода, когда при уборке урожая нашёлся хозяин-чужеземец и пытался забрать землю с посевами. Так случилось в этом году в сельхозпредприятии «Ярцевоагропродукт», посеявшем гречиху на давно заброшенных полях. У Давтяна своей земли нет, а значит, и уверенности в том, что на уже окультуренное не найдётся хозяина.
– Я очень благодарен за поддержку со стороны управления сельского хозяйства и главы администрации района за то, что дали мне в этом году в аренду 200 гектаров земли. Со временем надеюсь их выкупить, – говорит Геннадий. – На тех землях, которые я в течение шести лет приводил в порядок, уже начали появляться хозяева.
В разговоре мы всё время возвращаемся к планам на будущее. Честно говоря, не верится, что Давтян всё продаст в случае отрицательного решения по кредиту. Но жизнь приводит другие примеры. Буквально два года назад пришлось побывать в гостях у фермера в д. Самсоново, работающего на таком же семейном подряде. Ему под развитие животноводства нужны были земли (кстати, его молочная продукция шла на ура в Подмосковье), а сегодня оказалось, что он ещё в прошлом году распродал всё и уехал.
Геннадий Давтян начинал своё дело с чистого листа. Теперь мы объезжаем его поля, осматриваем технику, большое дойное стадо, хозяйство действительно, большое. Сын собственноручно приводит в порядок технику, помогают и дочери с мужьями. Приехав на Смоленщину из Армении, Давтян показал реальными делами, что и на нашей бедной земле можно работать с хорошим результатом.
– Все зависит от человека, – говорит сопровождающий нас в поездке начальник управления сельского хозяйства района В.Н. Карабанов. – Через неделю после того, как Геннадию дали в аренду землю, заросшую бурьяном и лесом, я приехал проверить и поразился, увидев поля, готовые под посадку. Таких людей мы должны поддерживать. Если у них опустятся руки, нам не на кого будет опираться.
Свою поездку мы заканчиваем на этих самых землях. Сравнить есть что – рядом с обработанной землёй болотистая низина, лес из березняка и осины. Пройдёт немного времени, и здесь тоже будет поле. Во всяком случае очень хочется на это надеяться. Мы слишком вольно в своё время обошлись с землёй – той, что нас кормит. А ведь своё, не китайское.

Построить дом на селе за 5% от стоимости
Как работают полтора миллиарда в АПК Смоленской области?

Другие новости по теме