Сельское хозяйство

Смоленские крестьяне просят помочь в строительстве овощехранилищ

30 сентября 2011 года в 15:37
Наш корреспондент побывал в фермерском хозяйстве «Любич» в Ярцевском районе. Его руководитель, один из самых крупных картофелеводов на Смоленщине Игорь ДЕМЬЯНОВ не так давно говорил о проблемах сельхозпроизводителей на приёме у Владимира ПУТИНА. Продолжение темы – в нашем интервью.
– Игорь Анатольевич, прежде чем говорить о проблемах, хотелось бы поздравить картофелеводов с хорошим урожаем. Уже сегодня понятно, что год для вас благоприятный.
– Сегодня урожайность составляет более 300 центнеров с гектара. Уборка в разгаре, как покажут себя другие сорта, пока гадать не будем. К уже опробованным сортам «удача», «невский», «бриз», «розалинд» завезли элитный сорт «рябинушка». Картофель уродился хороший. На уборке задействованы восемь единиц техники.
– Неподалёку от нас работает комбайн-красавец. Судя по всему, это новое приобретение.
– Немецкая техника из комплектующих деталей собирается в Калужской области. За первые дни работы показала себя с самой лучшей стороны. Если сравнивать с нашими рязанскими картофелеуборочными комбайнами, то этот один заменяет два-три таких. Качество уборки вообще несравнимое. Как работает эта техника, наблюдал на полях Брянской и Калужской областей. В принципе техника этой фирмы – самая популярная в Европе.
– Стоимость комбайна более 4,5 млн. рублей. Не боялись влезать в кредиты?
– Иначе нельзя. Я получил субсидированный кредит и очень надеюсь вернуть часть своих затрат. В последние годы наша область оказывает значительную помощь в покупке техники. Из моих последних приобретений также зерноуборочный комбайн, культиватор сплошной обработки. Техника вся дорогостоящая. Зерноуборочный комбайн, к примеру, стоит 3 млн. 200 тыс., 50% затрат мне было компенсировано. На следующий год планируем брать кредит на строительство овощехранилища и сортировального комплекса.
– Увеличивали ли посевные площади в этом году?

– Да. Только по картофелю на 30%, сейчас под ним более 140 гектаров. Более 400 гектаров отдано под зерновые, также сеем многолетние травы. Покупать дорогостоящую технику на малые объёмы работы нет смысла.
– В этом году фермеры подняли проблему реализации продукции. Отчасти из-за завоза по низким ценам овощей из Белоруссии. Что бы вы сказали по этому поводу?
– Проблемы с реализацией большие. И дело не только в белорусах. Если раньше наша областная Ассоциация содействия фермерскому движению выставлялась и выигрывала конкурсы по закупке сельхозпродукции в социальные и другие учреждения, то сейчас конкурсы по многим позициям не проведены. В прошлые годы мы работали по схеме: до сентября – разовые контракты, потом шли конкурсы на весь осенне-зимний период. Взять наш Ярцевский дом-интернат для престарелых людей. У них свои склады для хранения овощей, и в это время мы уже обеспечивали их картофелем. Судя по всему, часть картофеля мы будем вынуждены хранить на полях. Реализовать всё осенью просто нереально.
– У сельхозпроизводителя проблем, к сожалению, не уменьшается. Отчасти из-за государственной политики в этой сфере. Попав на приём к премьер-министру Владимиру Путину, вы подняли один из серьёзных вопросов – сложность перевода земли из неиспользуемой в собственность производителя. Насколько прочувствовал эту проблему руководитель Правительства?
– Я думаю, что тема эта не новая. Иметь штат юристов для решения вопросов с землёй мы не можем. Между тем, чтобы узаконить решение по выкупу какого-то пая, нужно провести немало юридических процедур. В этом году я взял около 300 гектаров земли в аренду у завода, который в своё время скупал землю для своего сельхозпроизводства, но так и не реализовал замысел. Часть земель я арендовал у администрации. В собственности около 500 гектаров.
К сожалению, процедура изъятия земель у нас фактически не работает. Доказать, что землю в течение трёх лет не пахали, юридически очень сложно. В суде владелец может сказать, что он использовал её под пастбище. Обидно смотреть, как поля зарастают лесом, когда люди готовы вложиться в неё и получить урожай.
– Мы каждый год говорим о сложностях крестьянского труда. Тем не менее вы доказываете своим примером, что работать на селе можно. Уверена, что и сегодня уже просчитали план работы на год вперёд.
– Мы начинали с отцом с семи гектаров земли и одного трактора. Сегодня обрабатываем более 800 гектаров. По этим объёмам развиваться далее без овощехранилища и сортировального комплекса нельзя. Специализированных складов для хранения овощей в районе нет. Когда крестьянские хозяйства разваливались, складские помещения скупались и перепрофилировались. А ведь при соблюдении определённых температур картофель может сохраниться и весной таким, каким был осенью. Мы взялись за картофелеводство со всей серьёзностью, значит, без строительства овощехранилища не обойтись, хотя по деньгам это не миллион и даже не десять миллионов, а гораздо больше. Мы рассчитываем на поддержку области. Такая программа содействия тем сельхозпроизводителям, кто решил строиться, рассматривалась. Надеемся, что она будет утверждена при разработке бюджета на следующий год. При благоприятном раскладе сразу же после окончания уборочной начнём готовить проектно-сметную документацию, земельный участок под объект уже готов.
– Остаётся пожелать удачной уборочной!


Как работают полтора миллиарда в АПК Смоленской области?
Прибыль и рентабельность - категории постоянные

Другие новости по теме