Сельское хозяйство

Авиловы. Талант служить земле

4 сентября 2009 года в 15:20
Шалаш, романтика, труд
Дорога к Авиловым по нашим меркам сносная, да и от крестьян¬ского хозяйства «Михейково» всего несколько километров. Только в том направлении больше никто не ездит. Глухой лес давно поглотил заброшенные совхозные поля. «Имение» Авиловых открывается взору неожиданно – сначала поля моркови и капусты, потом красивый дом на пригорке. Работа кипит с раннего утра. Первая машина уже загружена овощами для ярцевских кафе и школьных столовых. Капуста и картофель – как с картинки пособий по овощеводству. Качественная продукция – отличительная черта Авиловых.
По влажным от росы тропинкам мы обходим с Борисом Витальевичем поля с урожаем, уборка которого вот-вот начнётся. 13 гектаров картофеля, 5 гектаров капусты, 4 – моркови, далее в ассортименте свёкла, томаты. Впечатляют не только объёмы, но и ухоженность. А ведь когда приехали сюда в 1992-м, всё это пространство приходилось долгое время расчищать от мусора, хлама заброшенной деревни.
- Когда Борис в первый раз привёз меня сюда, - вспоминает Людмила Петровна Авилова, - у меня не было слов от охватившего ужаса. А муж сказал: «Смотри, как красиво!» Первое, что подумалось тогда, глядя на заросли и разбитые деревенские домики: «Да никогда в жизни сюда не переедем». Мы тогда жили в Михейкове в большом благоустроенном доме, до города рукой подать. Наверное, решились из-за детей. Были молодые и здоровые, полные сил, а в совхозе никакой перспективы не светило. Хотелось чего-то большего, чтобы было своё. Получилось, что сами впряглись в работу и детей за собой потянули.
В 2002 году Авиловы переименовали фермерское хозяйство в товарищество «Авилов и К», куда долями вошли как муж с женой, так и двое взрослых детей. Чтобы понять, как Борис и Людмила смогли увлечь своим нелёгким делом детей, надо хорошо знать этих людей. Борис Витальевич на Смоленщину приехал по распределению кубанского института и сразу же был назначен главным агрономом в совхоз «Зайцево» Ярцевского района, где будущая жена работала бухгалтером. Людмила командовала местным комсомолом, активную жизненную позицию занял и новоиспечённый агроном. Не успели отыграть свадьбу, как Авилова назначили директором хозяйства. В свои 25 лет он стал самым молодым руководителем на сельских просторах Смоленщины.
Сегодня, глядя на опустевшие сёла, разбитые фермы, становится больно. Когда перестройка «косила» сельское хозяйство, Борис Авилов работал на весьма престижной должности в передовом и показательном хозяйстве «Михейково». Бесперспективность будущего села просматривалась со всей отчётливостью, тогда и пришло решение начать всё с нуля. Многие фермеры поверили в помощь государства, а выжили те, кто больше верил в свои собственные силы.
В 1992-м супруги Авиловы стали героями телерепортажей. Вспоминая то время, Людмила Петровна говорит с теплотой в голосе:
- Как только нам дали землю, мы купили шесть коров, сделали загон и «переехали» сами. Борис сделал шалаш, чтобы можно было ночевать. Помню, приехала к нам из Смоленска съёмочная группа, журналист всё время восхищался: «Какая романтика!» Романтика – это когда приехал, переночевал один раз и уехал, а мы жили всё лето в этом шалаше. Хорошо, что оно хоть тёплое выдалось. За лето построили скотный двор, где отгородили себе кормокухню для временного жилья. Вот там мы и прожили семь лет.
Теперь, оглядываясь назад, Авиловы признают, что начинать с животноводства было ошибкой. Тогда же приходилось пахать с утра до ночи. Молоко Людмила возила в город по клиентам. Однажды приехала и от усталости едва не упала, но собралась и перешагнула через собственную слабость. Детей осенью забрали из прежнего жилья к себе. Утром восьмилетний Денис заводил трактор, и вдвоём с сестрой они ехали через лес в Михейковскую школу. Однажды возле школы дети попались работнику ГАИ. Тот был поражён увиденной картиной – небольшой мальчик залезал в кабину трактора и, чтобы его было видно из-за руля, подкладывал портфель. «Ты кто?» - только и смог спросить работник правопорядка. Услышав, что дети возвращаются домой, в фермерское хозяйство, гаишник пожелал быть осторожными. Родители были благодарны, что трактор не конфисковали. Так дети школу и закончили.
- Нам было очень трудно, все силы уходили на работу, давила жизненная необустроенность. Точку в этой истории поставил сын. Ему было лет одиннадцать, когда он пришёл расстроенный из школы и рассказал, что девчонки смеются над ним: «Авилов пусть хоть зальётся одеколоном, всё равно от него навозом пахнет». Так это душу скребануло, что дети наши какие-то ущербные. Решили строить дом. Тем более что к этому времени у нас появилась Вика. Жить с маленьким ребёнком, когда за стеной коровы, не очень правильно.
Сегодня у Авиловых большой уютный дом, утопающий в цветах. Рядом роскошный плодовый сад. За бросающейся в глаза приятной ухоженностью чувствуется большой труд.

Оптимизм – враг кризиса
Начиная свое фермерство, Авиловы много читали. Хорошо помогало с теоретической точки зрения управление сельского хозяйства. Но в какой-то момент Борис Витальевич понял, что его конёк – это всё-таки растениеводство. Коров решено было продать. Людмила мужа поддержала, хотя и проплакала всю ночь. Ставка на овощеводство оказалась верной. Сегодня овощи от Авиловых пользуются спросом как в Ярцеве, так и в Смоленске.
С Борисом Витальевичем мы знакомы много лет. Он не только профессионал, но и очень интересный человек. Говорим мы, конечно, о деле. К великому сожалению, настало то самое время, когда угроза уничтожения сельского хозяйства стала реальной. Один за другим банкротятся крестьянские хозяйства. Где-то, чтобы выжить и выплатить кредиты, дорезают последний скот. Кто же выживет сегодня – мелкое хозяйство или крупное? Ответ на этот вопрос Борис Авилов долго не вынашивает:
- Даже двое людей, потихоньку производящих продукцию на земле, могут выжить. Но нормальное современное производство возможно только при серьёзных больших объёмах. Такое хозяйство, как наше, находится где-то посерединке. Мы многого добились, начав с нуля в
92-м году. У нас хорошая урожайность, но в развитии своём зависаем. Чтобы закупить сегодня хорошую технику для уборки той же моркови, нужны громадные площади. Чтобы эти дорогостоящие уборочные комбайны себя оправдали, надо выращивать не четыре гектара моркови, а как минимум 30. Сейчас в сельское хозяйство надо приходить сразу с хорошими деньгами и на серьёзные площади. Состоятельные люди в нашей стране перспективы на селе не видят. Чтобы сегодня спасти сельское хозяйство, нужны революционные, кардинальные меры.
Глядя на то, что происходит сегодня на селе, думается, что в Москве создают национальные проекты по развитию сельского хозяйства люди, весьма далёкие от земли. Всеобщий развал оттягивают вот такие оптимисты, как Авилов. Но это непросто, даже психологически. К бедам последних лет приплюсовался экономический кризис. Цены на сельхозпродукцию резко поднять невозможно, а себестоимость продукции уже совсем другая:
- Из-за скачка доллара заметно подорожали средства защиты растений, выросли цены на семена на 40 процентов. А у нас стопроцентно импортные семена. Так что кризис нас несомненно коснулся.
Все заработанные средства сегодня идут в оборот и на заработную плату, ни о каком развитии Авиловы пока не мечтают. Чтобы удержать то, что есть, нужно много работать. Единственным ощутимым подспорьем со стороны федерального и областного бюджетов в этом году стали субсидии на минеральные удобрения. В остальном надо надеяться на собственные силы. Кстати, о работниках. Для большинства крестьянских хозяйств эта тема самая больная. Зачастую на технику и сажать некого, мужское население уехало на заработки в столицу. А тех, что остались, в посевную и уборочную руководители стараются закодировать у врача-нарколога. Это не анекдот, а правда жизни. У Авиловых трудятся, помимо местных, узбеки. Их оформили через миграционную службу.
- Мы очень довольны тем, как работают эти люди, - говорит Людмила Петровна. - Пробовали нанимать зимой наших мужчин, к 23 февраля дали аванс, так они вышли только после 8 Марта. Иностранцы приехали заработать для своих семей, они не напиваются и очень аккуратно выполняют всё, что просишь. Живут здесь же, мы им повара наняли. Сегодня в них наше спасение.
Выход из положения всегда найдётся, если его искать и если речь идёт о своём. При любых катаклизмах Авиловы держат марку своей продукции. Первые помощники – взрослые дети. Настя закончила Тимирязевскую академию, до послед¬него собиралась вернуться домой. За годы учёбы побывала на практике за рубежом, снабжая отца новыми технологиями. Замужество планы изменило, однако душой старшая дочь здесь. По её рекомендациям родители заменили семена многих культур на голландские. Здесь же, на ярцевской земле, испытываются новинки, привезённые Настей из столицы. Раньше о том, какие урожаи получают из голландских семян в Прибалтике, читали только в журналах. Когда попробовали посеять девять новых голландских сортов капусты, получили диковинный урожай. Людмила Петровна смеётся:
- У нас когда настроение портилось, мы всё время ходили на капусту свою смотреть. Посмотришь – душа радуется!
Сын Денис, хоть и переехал жить в город, работает на общий бизнес - в его ведении овощные торговые павильоны. В этом году планирует выкупить паи на соседнем заросшем совхозном поле под посадку картофеля, который пользуется большим спросом. Далёкой от сельского хозяйства оказалась только младшая Вика. Она в свои 14 мечтает о творческой карьере.
В гостиной дома Авиловых почётное место занимает семейная фотогалерея. На старинной фотографии сняты бравые казаки, Борис Витальевич корнями из казацкого рода. Что-то в его характере от предков присутствует. Вот и жена признаётся, что всегда уважала людей, по натуре немного авантюристов: они на достигнутом не останавливаются.

Глава поселения
Борис Витальевич не только глава семейства, теперь он избранный глава муниципального образования «Михейковское сельское поселение». Должность хоть и общественная, но высшая в поселении. Люди доверили, на что Людмила Петровна сказала:
- Выбрали – значит, надо отработать в полную силу.
Отвлекаться на проблемы михейковцев приходится ежедневно. Обсуждая дома общественные дела, Авиловы вместе ищут выход из положения. Село давит безденежье, но это, по мнению супругов, не самое страшное. Люди стали более равнодушными.
- Помню, как в молодости мы в одной семье, где женщина пила, устанавливали дежурство: ходили каждый вечер к ней домой и помогали по хозяйству. Прошло время, молодая мама исправилась, - вспоминает Людмила Петровна, - а сейчас Борис поехал в деревню Новоселье помочь наладить водоснабжение, так жителям было лень даже на собрание выйти.
Инертность убивает в нас всякое желание жить лучше. Слава богу, что эта заразная болезнь не всех коснулась. Мы много говорили с Борисом Витальевичем о его новой работе. Он человек закалённый, выдержит многое. Народ потому и выбрал, что чувствует, от кого исходит уверенность.
Этой весной, в самый разгар посевной, Людмила Петровна попала в хирургию. Болезнь подкосила на целый месяц. Сильное беспокойство охватило тогда Людмилу, боялась, как Борис один со всем хозяйством справится. Муж успел везде: и дочь в городскую школу отвезти, и рабочих расставить, и за ходом посевной проследить. А после выписки из больницы одобрил идею жены закончить курсы по вождению. Нет сомнения, попади в такую ситуацию Борис, жена бы тоже рук не опустила. Они слишком похожи, Авиловы. Их жизненная энергетика передалась и детям по наследству.
Овощная уборочная вот-вот наберёт свою силу. Осень – время итогов. И если уж всем планам удастся сбыться, Авиловы возьмут кредит на строительство овощехранилища. Странно получается, что давняя мечта может сбыться во время кризиса. Но ведь и жизнь у нас такая – вопреки всему. Конечно, если этому «вопреки» есть что противопоставить.
СПК «Слава»: хроника одного дня
По-соседски, по-братски

Другие новости по теме