5 декабря 2016 11:32
USD 64,15   EUR 68,47
24 сентября 2012 1502

«Русский стиль» из Орла: театр с белой энергетикой

«Русский стиль» из Орла: театр с белой энергетикой

Если кинофестиваль «Золотой Феникс» представляет смолянам фильмы актёров-режиссёров, то театральная труппа из Орла – сплошь режиссёры по образованию!

Театральный сентябрь в Смоленске выдался орловским. В нашем городе проходят гастроли сразу двух трупп из этого города с замечательными традициями: на сцене драматического театра имени Грибоедова выступает государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство», на сцене камерного – муниципальный театр «Русский стиль» имени Бахтина.

Знакомство смолян с «Русским стилем» началось год назад, гости привезли любопытнейший спектакль «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?». Он настолько понравился нашим зрителям, что нынче его показывают снова. Ещё в гастрольной афише – «А поутру они проснулись…» Василия Шукшина и детские спектакли.

Отличительной особенностью «Русского стиля» является удивительная человечность, задушевность, умение сказать просто, без пафоса о самом главном в жизни. Спектаклям свойственна обманчивая простота мастерства.

Если обычным зрителям театр интересен прежде всего своими постановками, то профессионалам театра – ещё и своим статусом: автономное учреждение культуры. По сути говоря, «Русский стиль» самостоятельно зарабатывает себе на хлеб.

В Орле, чьё население равняется смоленскому - 320 тысяч, действуют четыре театра. «Русский стиль» располагается в старинном здании, бывшей усадьбе Бахтиных. В театральном зале всего 50 мест. Впрочем, об этом гораздо лучше расскажет художественный руководитель «Русского стиля», заслуженный артист России Валерий СИМОНЕНКО.

– Валерий Иванович, режиссёры в качестве актёров – это ваш стиль?

– Да, такой принцип подбора кадров. По мне, должны играть режиссёры, потому что если актёр – всего лишь исполнитель, то режиссёр на сцене саморегулируется, у него совсем другие знания для спектакля, нежели у актёра. Наш случай не уникальный: у моего учителя Анатолия Васильева была точно такая же история. Я выпустил три курса театральных режиссёров в Орловском государственном институте искусств. Первый выпуск состоялся в 1994 году, и тогда мне предложили открыть экспериментальный театр.

– Почему такое название – «Русский стиль»?

– Русский – потому что находится на данной территории. И это сразу многое определяет. Все проклятые вопросы – «что делать?», «кто виноват?», проблематика Достоевского – это наши вопросы. Это нас, русских, очень сильно отличает в мировой культуре, наши признаки – в этих тревожных вопросах. Наш театр русский по принадлежности, а не по национальному признаку. А стиль – это понятие поиска.

– В каких направлениях развивались ваши поиски?

– Мы начали искать подходы к публике и вывели для себя такую формулу, что нужно не просто заниматься театром, надо заниматься зрителем! И с этого момента театр начал жить. Мы делали так: ставили два серьёзных спектакля и один – более доступный. И потихоньку организовалась такая группа людей, наших зрителей, которые с нами прожили вот эти 18 лет. Сейчас у нас никаких проблем нет: сложный спектакль или не очень – зритель к нам привык, нам доверяет и вместе с нами идёт дальше.

Каждые четыре года мы резко меняем стиль театра. Скажем, занимались «новой волной»: Евгений Гришковец, Иван Вырыпаев, Алексей Слаповский. Ещё четыре года мы занимались стилями – японским театром, французским. Ещё несколько лет мы ставили классику, затем – современную комедию… Театр стремится не просто найти репертуар, хорошую пьесу, мы ставим себе стилевую проблему и пытаемся её решить на уровне зрителя. Причём не просто научно, а чтобы это было адаптировано, вызвало зрительский интерес. Потому что театр без зрителя просто не имеет права существовать!

– Спектакль «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?» по вашей классификации серьёзный или для публики?

– Для публики. Но! Во-первых, это не пьеса, а киносценарий. Во-вторых, у Слаповского заканчивается совсем по-другому – и зритель понимает, как. Знаете, есть театры с чёрной энергетикой, есть – с белой. Они не плохие и не хорошие, речь идёт только об энергетике. Очень сильно она зависит от художественного руководителя, и это идеология театра. Я себе давно на этот вопрос ответил: театр не должен заниматься обличением, он должен отражать жизнь, но ни в коем случае не заниматься чернотой. Нужно помнить о зрительном зале – с какими чувствами человек его покинет. Считаю, что это основная профессиональная черта очень хорошего, серьёзного режиссёра.

– Как вам живётся в автономном статусе?

– Если сравнивать два театра, наш и ваш камерный, как ни парадоксально, вашему театру жить легче. Бюджетное учреждение культуры получает большее финансирование (скажем, нам на постановки денег не дают), но это две разные модели существования. Мы играем в среднем 50 спектаклей в месяц. У нас есть своя публика, и мы вынуждены сами зарабатывать довольно приличные деньги, хотя у нас зал всего 50 мест. С одной стороны, это сложно, с другой – держит театр в тонусе. Я стараюсь не утруждать власти просьбами: где надо – пусть помогут, где не надо – попытаемся решить вопросы самостоятельно. Например, у театра теперь есть возможность позаботиться об актёрах. Если получается заработать, мы можем заплатить им существенно больше.

– В Орле сейчас работают четыре театра: академический драматический, «Открытое пространство» (27 и 28 сентября они представят в Смоленске мюзикл «Алые паруса»), ваш и театр кукол. Как вы уживаетесь со столь серьёзными конкурентами?

– У нас прекрасные отношения с другими театрами! Мы чётко поделили «территорию». ТЮЗ занимается западной драматургией и мюзиклами, драматический театр – чистой классикой, «Русский стиль» – новой волной и стилями. У нас разные зрители, и мы не пересекаемся. В нашей афише есть спектакли, которые мы выпустили 18 лет назад, и они до сих пор идут. Мы почти не списываем свои работы, поэтому нам много ставить не надо. В ТЮЗе другой путь: он выпускает много спектаклей – по семь премьер в год – и делает сборы на новизне.

– Насколько помогает вашему театру имя выдающегося учёного?

– Имя Михаила Михайловича Бахтина нам присвоили в июле прошлого года. Это известнейший учёный, но нас всё спрашивают, почему именно он, у нас же родина Андреева, Тургенева, Лескова… Вообще Орёл – своеобразный город, у нас очень мало людей знает, кто такой Михаил Бахтин. Наш театр находится в его усадьбе! Конечно же, такой генезис даёт театру огромные плюсы. В чём? По всему миру существуют 82 центра Бахтина. Самый большой – в Южной Корее. Очень большие центры в Шанхае и Нью-Йорке, где я вёл занятия по Бахтину, в Лондоне… Имя Бахтина сразу очень точно даёт направление, куда и зачем ехать. Например, у нас есть специальный спектакль «Шесть часов из жизни Бахтина» – мы его сделали для первого съезда бахтиноведов России.

– Спасибо за интервью, хотелось бы посмотреть и другие ваши спектакли…

– Будут приглашать – привезём. А вообще от Смоленска до Орла ходит прямой автобус.

Сергей МУХАНОВ

Новости по теме
В Смоленске с успехом прошли гастроли театра из Орла "Русский стиль"
19 сентября 2011 3260
В труппе всего 20 актёров, и почти все приехали на гастроли в Смоленск. В «Девочках…» заняты 12 человек. Выяснилось, что у всех – режиссёрское образование. Они были выпущены Валерием Симоненко на режиссёрском факультете Орловского государственного института искусств. «По мне – должны играть режиссёры. Потому что режиссёр саморегулируется, у него совсем другие знания для спектакля, нежели у актёра», - считает Валерий Иванович. Как ни удивительно, но такая труппа актёров-режиссёров – не уникальный случай. У легендарного Анатолия Васильева, учителя Симоненко, была такая же ситуация…
14 сентября 2011 1204
Сегодня на сцене Камерного театра смоляне увидели гостей из Орла со спектаклем «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?» Наши зрители очень тепло встретили остросоциальную комедию, по окончании спектакля зал стоя приветствовал актёров. Помимо этой постановки по пьесе А. Слаповского «Рождение», гости привезли спектакль для детей «Весёлый Роджер»
16 сентября 2011 914
Актёры Орловского муниципального театра «Русский стиль» имени М.М. Бахтина на гастролях в Смоленске работают не покладая рук. В частности, вчера они дважды сыграли спектакль для детей «Весёлый Роджер» по пьесе Д. Салимзянова – в Камерном театре и Дворце культуры железнодорожников, вечером для взрослых в Камерном – «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?». На сегодняшний показ «Девочек…» все билеты проданы
Культурный сентябрь в Смоленске
04 сентября 2012 1475
Куда сходить, что посмотреть и послушать в сентябре: мы отобрали самые заметные и интересные, на наш взгляд, события этого месяца
К нам приехал театр, основанный самим Державиным
24 февраля 2013 1548
В субботу, 23 февраля, в Смоленске открылись гастроли Тамбовского государственного драматического театра. Гости выступают на сцене Смоленского драматического театра имени Грибоедова
"));