11 декабря 2016 14:56
USD 63,3   EUR 67,21
15 сентября 2009 2095

Феникс похорошел

Феникс похорошел
В субботу в Смоленске открывается II Всероссийский кинофестиваль "Золотой Феникс". Как уже сообщалось, приз фестиваля и его символ – серебряная с позолотой фигурка мифической птицы Феникс работы смоленского ювелира, живописца и графика Алексея ДОВГАНЯ – в этом году претерпела изменения. Мы встретились с Алексеем Николаевичем в его мастерской на ул. Тухачевского.

- Речь идёт не о принципиальных изменениях, - рассказывает художник, - а об изменениях, я бы так сказал, в сторону большей пластичности фигуры. Просто я немного "вычистил" поверхность, "вычистил" движение. Лаконичнее стали крылья, или, точнее сказать, детали, напоминающие крылья, поскольку здесь всё - стилизация. В этом году мы не стали делать подставку в виде камня, так как и в прошлом году заказать камень такой формы, которая соответствовала бы замыслу, не удалось. В конце концов пришлось довольствоваться тем, что есть. Получилось неплохо, но хотелось бы большей лёгкости во всём этом призе. Почему мы и заказали стеклянные подставки в виде параллелепипедов с лазерной гравировкой, близкие по стилистике к псевдорусскому стилю.
- Приз выполнен в стиле, ассоциирующемся с господствующим в русском искусстве в начале XX века модерном. Если продолжить ассоциацию, можно было бы связать это течение с именем Марии Тенишевой, то есть со Смоленском… Об этом упоминалось в прошлом году.
- Более точно стиль, в котором выполнен приз "Золотого Феникса", надо было бы назвать "вспоминая русский модерн". Признаться, я не раз задумывался над тем, почему кинематографисты так любят этот художественный стиль. И пришёл к выводу, что ведь время расцвета русского модерна совпадает с эпохой возрождения кино. В смысле Ренессанса… Это время, когда открытия в области кинематографа делались каждый день, когда кинематограф стал уходить от театра в сторону искусства кино. Отсюда и это пристрастие. Во всяком случае, так я сам себе это объясняю.
Любое искусство, любой процесс в обществе "раскачивается" сначала в сторону усложнения, а затем упрощения. Не примитивизма, а именно упрощения. И здесь также желание обобщить и упростить. Вот поэтому такой стиль и у приза. Мы сохранили этот стиль. А идеологически это действительно объясняется тем, что расцвет стиля "русский модерн" на Смоленщине связан с именем Марии Клавдиевны Тенишевой.
- Призы, а ведь их много: большой и маленькие - были изготовлены в мастерской Владислава Аксёнова "Амарант"?
- Я бы уточнил: в сотрудничестве с мастерской Аксёнова. Его задача - тиражировать некие промежуточные заготовки. То есть часть технической работы выполнена им. Работа с металлом – технологически непростой процесс: очищение его и т.д. А уже в обработке материала очень много сложностей. Большая проблема в Смоленске найти площади для производства. Красносельское училище художественной обработки металла, которое я окончил, ничем не отличается от театральных учебных заведений, где учат всему: и режиссуре, и музыке, и танцу, и сценической речи, и литературе. Так и нас учили абсолютно всему, что связано с металлом. Мне очень нравится этим заниматься, хотя в процессе работы над тиражом я ненавижу этого Феникса и готов всё бросить. А вот прошло две недели – и я вижу, что надо изменить в следующем году.
- Фестивалей теперь много, уже придуман термин "фестивализация", у всех есть какая-то атрибутика, словом, есть с чем сравнивать. Вам это не мешало?
- Мне очень нравится фирменный стиль "Золотого Феникса", разработанный молодым дизайнером Сергеем Хильковым. А любое исполнение напрямую зависит от культуры заказчика. Заказчик у нас, слава богу, культурный. И не просто. У него голова набита примерами. То есть он имеет представление, как это должно быть. Ко мне отнеслись бережно.
Когда появилась сама идея фестиваля, естественно, возник вопрос о призе. Призы у нас уже делали к другим фестивалям. Почему отказались от скульпторов, я не знаю. Может быть, потому что у мировых фестивалей (Московский, Каннский, Венецианский и другие) призы делают исключительно ювелиры. Даже автор этого страшного Оскара - ювелир.

Светлана Романенко

Опубликовано в "СГ" 15 сентября 2009 г. №83 (529)
Новости по теме
В Смоленской художественной галерее впервые можно увидеть «Бриллиантовый Феникс»
04 сентября 2016 710
3 сентября открылась персональная выставка автора приза фестиваля «Золотой Феникс»…
«Золотой Феникс»  –  в День рождения города
28 июля 2009 1726
Под председательством первого заместителя Губернатора Смоленской области Александра Логутова состоялось рабочее заседание организационного комитета по подготовке и проведению Всероссийского кинофестиваля «Золотой Феникс», который в этом году состоится во второй раз. «Золотой Феникс» задуман как кинофестиваль актёров-режиссёров. Такого ещё не было нигде, так что можно надеяться, что смоленский фестиваль привлечёт мастеров не только отечественного кино. А пока кинофестиваль имеет статус всероссийского.
«Золотой Феникс» прилетит в третий раз
09 июля 2010 1589
Всероссийский кинофестиваль актёров-режиссёров «Золотой Феникс-2010» пройдёт с 11 по 16 сентября в Смоленске
В Смоленске вручили призы «Золотого Феникса»
12 сентября 2014 955
Церемония награждения победителей VII Всероссийского кинофестиваля актёров-режиссёров сквозь объектив фотокамеры…
Кто стал лауреатом «Золотого Феникса»?
31 августа 2013 85150
Гран-при получил Юрий Быков за фильм \"Майор\"...
Алексей Довгань подарит Смоленску «Осеннее солнце»
03 сентября 2016 447
3 сентября в Художественной галерее откроется персональная выставка живописца, графика и ювелира…
"));