Культура

На месте современного «Макдоналдса» в Смоленске в XVII веке был трактир

10 ноября 2012 года в 14:45
В течение восьми месяцев учёные проводили стационарные раскопки на набережной Днепра, в районе так называемого Пятницкого конца, одного из посадов древнего Смоленска.

Большая площадь раскопок, около 280 квадратных метров, дала археологам возможность проследить историю развития этого района в течение 600 лет и собрать богатейшую коллекцию артефактов. Среди них и редчайшие печати первого епископа Смоленского и Брянского Игнатия и княжны Феодосии, а также коллекция монет, украшений и предметов быта.

– В этом году основные работы проводились на набережной Днепра. Почему вы выбрали именно этот участок в качестве эталонного раскопа?

Валентин Соболь: Этому содействовали материалы, накопленные при проведении в 2008–2009 годах раскопок на улице Студенческой. Там были обнаружены интереснейшие находки. Например, берестяная грамота и другие артефакты, датируемые XII веком. Всё это свидетельствовало, что именно тогда, при князе Ростиславе, Смоленск переживал свой расцвет. Это и дало нам повод продолжить раскопки именно в данном районе.
Георгий Пронин: Кроме того, на месте этого раскопа до 50-х годов XX века, если не ошибаюсь, стояло здание, которое перекрыло все нижележащие культурные напластования. Оно законсервировало культурные слои. Это дало нам возможность провести исследования от XVIII до XI века. Для города это уникальная возможность.

– Как проводились раскопки, поясните?

Георгий Пронин: Существует определённая методика. Мы копаем по слоям. В среднем слой, по методическим указаниям, равен 20 сантиметрам. Это очень усреднённая величина. Каждый слой снимают вручную, с зачисткой и фиксацией всех находок: от редчайших артефактов до массового материала. Но слой не всегда соответствует веку. Далеко не всегда. Скорость накопления культурного слоя во многом зависит от интенсивности жизни на данном участке.

– Культурный слой какого века был самым мощным? Когда Смоленск развивался интенсивнее всего?

Валентин Соболь: В данном месте выделяются два периода. Это вторая половина XII – начало XIII века. Культурный слой этого периода составляет более одного метра. И первая половина XVII века. Кстати, именно после вхождения Смоленска в состав Речи Посполитой меняется картина жизни города: начинает активно развиваться ремесленное производство, ведётся интенсивное деревянное строительство. Слой насыщен предметами материальной культуры.

– Какими именно?

Валентин Соболь: В частности, украшениями. Женщины были модницами и в XII веке. В моде были стеклянные браслеты и бусы разных цветов, металлические браслеты, шейные гривны, серьги. Частично это были привозные украшения, а частично местного производства – например, стеклянные браслеты.

– А мужчины себя украшали?

Георгий Пронин: Да, были найдены массивные мужские перстни, металлические браслеты. Но немного. В целом мужчины были скромниками.

– А каких артефактов на набережной не было найдено и о чём это может свидетельствовать?

Георгий Пронин: Именно на этом участке мы нашли очень мало сельскохозяйственных предметов. Это может свидетельствовать о том, что те, кто здесь жил, не занимались сельским хозяйством. Это и понятно, ведь они жили у реки и у них было много других занятий. Например, купцы могли держать здесь свои фактории. Но это косвенный признак.
Зато здесь были найдены артефакты, которые подтверждают близость церкви XII века. Я имею в виду недавно обнаруженные руины храма в районе улицы Краснофлотской. Предположительно – знаменитой Пятницкой церкви. В нижних слоях на месте нашего раскопа было очень много плинфы – плоского кирпича, из которого строились все древнерусские храмы. Из индивидуальных находок явно церковного назначения стоит отметить лжицы (небольшая ложка с крестом на конце рукояти, употребляется в обряде для преподания причастия верующим. – Прим. авт.) из цветного металла и железа, а также копьецо – это символ страдания Христа. Случайно подобные предметы здесь оказаться не могли. Что, в конце концов, и подтвердилось.

– Кроме набережной, вы проводили раскопки в районе площади Победы. Какие интересные находки были сделаны там?

Валентин Соболь: Там мы обнаружили деревянно-земляные укрепления второй половины XVI – начала XVII века, которые располагались перед Молоховскими каменными воротами. Эти укрепления составляли как бы вторую линию обороны города. Как известно, смоленская крепостная стена строилась за деревянными укреплениями, существовавшими ранее. И они, по воспоминаниям очевидцев, имели такую же высоту, как и каменные стены: примерно 9–10 метров.
В этом месте было найдено много предметов вооружения. Что свидетельствует о том, что этот деревоземляной вал играл при осаде Смоленска 1609–1611 годов важную роль для защиты гарнизона и города от нападения войск Речи Посполитой. Так, гетман Жолкевский, который руководил королевским войском во время осады Смоленска, в своих мемуарах писал, что главную опасность представляла не сама крепостная стена, а именно вторая линия обороны. Он отмечал, что когда войска преодолевали первое препятствие, попадали в «мёртвую зону». Назад пути не было, и солдат обстреливали сверху с деревянного вала.

– Подобная двойная линия оборонных сооружений была характерна только для Смоленска или это была общероссийская практика?

Валентин Соболь: Это скорее исключение. В Новгороде и Пскове, например, такого нет.
Георгий Пронин: Еще одна очень интересная находка была нами сделана в районе нынешнего «Макдоналдса». Там мы обнаружили трактир XVIII века, который был отмечен даже на старых картах. Среди прочего там обнаружена богатейшая коллекция монет – всего более четырёхсот. Понятно, что люди ели, пили и теряли деньги (смеётся). Здесь же мы собрали керамические кувшины для хранения вина и даже стопки водочные. Функциональная особенность места, как видите, со временем сохраняется.
От балагана до Народного дома
Алексино: от расцвета до заката

Другие новости по теме