6 декабря 2016 11:16
USD 63,92   EUR 67,77
19 ноября 2012 2539

Художник Ельчанинов. О времени и о себе

Художник Ельчанинов. О времени и о себе

Наш собеседник – народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств Владимир Ельчанинов. Этой осенью Владимир Васильевич отметил своё 80-летие. Его юбилею была посвящена выставка в Доме художника, прошедшая с большим успехом. Участник встречи творческой интеллигенции с губернатором Алексеем Островским, он, безусловно, та самая «соль земли», к чьему мнению нужно прислушаться, особенно – накануне юбилея Смоленска…


- Владимир Васильевич, вы переехали в Смоленск в 1960 году. Каким тогда был город? Чем он отличался от современного Смоленска – в лучшую и худшую сторону?
- Да, я приехал сюда по просьбе вуза. Педагогический институт открывал художественно-графический факультет, здесь совершенно не было преподавателей, и руководство не знало, с чего начать. Я долго раздумывал над этим предложением и пришёл к выводу: поскольку Смоленщина – это родина моих предков, мне нужно внести в её развитие свой вклад.
Я застал Смоленск в патриархальном состоянии. Здесь очень много было сугубо провинциального, но очень милого, что делало город очень самобытным, и мне это нравилось. Да, это была не столица, но в нём чувствовалась перспектива. Тот же Днепр был симпатичным и красивым. По нему бегали колёсные пароходики, ходили плоты; деревни и целые районы вдоль Днепра были соединены этой рекой. В базарные дни было много приезжих, всё бурлило, рынок был очень красивый, интересный, не захламлённый этой шанхайской застройкой, как сейчас. Всё было умеренно. И Колхозная площадь была обитаемой: по ней можно было гулять, там стоял памятничек, посвящённый труженикам села… Всё было мило и хорошо. Да, конечно, крепость была в не очень приглядном виде, и нашлись «энтузиасты», которые хотели крепость разрушить… Спасибо, такие люди, как Нина Сергеевна Чаевская, смогли её отстоять.

- По вашим ощущениям, в чём различие между смолянами шестидесятых годов и нынешними?
- Мне кажется, люди были попроще, подоверчивее. Но с ними можно было побеседовать на высокие темы. Может быть, они не всей терминологией владели, но нутром чувствовали… Мы писали механизаторов, я видел – передо мной великий человек, это настоящий труженик, я видел его руки… Сейчас говорят: застой, пьяницы, такие-сякие, но они ведь появляются в любую эпоху, и тогда были лодыри…
Сейчас во главу угла поставлено потребление, модно как можно больше зарабатывать, и на наш менталитет это не легло. Я вижу, что люди упираются против такой морали руками и ногами!

- Какие претензии были у художников к Советской власти в семидесятые – восьмидесятые? Чего они не могли ей простить? В чём заключался тоталитаризм?
- Трудно сказать. У меня был только один случай, когда мою картину, «К гражданам России», сняли с готовой экспозиции, где она была заявлена и проанонсирована в газетах. Её сняли, потому что кто-то усмотрел этот призыв к гражданам подозрительным – происходили события в Чехословакии, это был 1968 год. Я «попал под раздачу», и мою картину убрали. А потом она вернулась, её стали выставлять, напечатали в книгах, и она стала считаться достижением в изобразительном искусстве. С одной стороны, снимут, с другой – начинают прославлять и платить гонорары… Кому как везло.
Художник Ельчанинов. О времени и о себе
К гражданам России, 1966 г.

- Какой была поддержка государства в то время?
- Во-первых, Союз художников имел дома творчества по всей стране – в Прибалтике, на Кавказе, на Байкале, в Тверской области, под Ленинградом… Туда художник мог поехать на два месяца за казённый счёт и совершенствовать своё мастерство. И если ты там удачно работал, то тебя могли оставить ещё на два месяца. Тебя поили, кормили и давали деньги на материалы. А потом ещё покупали твою работу, если ты сделал её хорошо. Лодыри не поощрялись, бездари – тоже. Знаете, говорят, что тогда нужно было угодить идеологии – всё это ерунда! Если с профессиональной точки зрения работа была немощной, она никуда не проходила! Никогда!
Вообще, мне сейчас кажется, что в России в ХХ веке был такой подъём в искусстве, что больше уже не будет. И в музыке, и в литературе, и в изобразительном искусстве – были такие достижения, что сейчас ничего даже рядом не стоит! Да, были идеологические преследования, было дело Синявского – Даниэля, но наряду с этим – такой скачок, рост искусства! Как это могло случиться?! Преодолевали трудности, конечно, не говорю, что нас засыпали цветами. Работать приходилось много и проходить мощный профессиональный отбор. Вот в чём суть. Теперь отбора совершенно нет никакого, произвол полный, можно всё, что хочешь… Я уверен, что настоящее искусство без поддержки государства существовать не может и не выживет!

- Переходя ко дню сегодняшнему: я знаю, что люди искусства сами готовы оказать помощь государству – вы сторонник создания общественных советов по культуре при губернаторе…
- Да. Наша главная беда – у нас полностью отсутствует общественный контроль. Сколько мы ни говорили при Прохорове, Маслове, Антуфьеве, что обязательно нужен художественно-архитектурный совет, чтобы можно было обсудить городские проекты – его нет до сих пор.
У президента Путина есть советник по культуре, думаю, он должен быть и у нашего губернатора. И у мэра Смоленска. Леонардо да Винчи – вот был настоящий советник по культуре при короле, между прочим. Но нам нужно создавать и коллегиальные советы из профессионалов, чтобы соблюдать принцип демократии. У нас в городе представлены Союз дизайнеров. Союз художников, Союз архитекторов – никто из этих специалистов не используется!.. Ведь надо было додуматься: когда создавали комитет по празднованию 1150-летия Смоленска, в него не вошёл ни один художник, архитектор или дизайнер. Ни один!..
Художник Ельчанинов. О времени и о себе
Монастырь, 1986 г.

- Какие проблемы, на ваш взгляд, мог бы решить совет по культуре?
- Сейчас город к празднику готовится – у меня сердце кровью обливается, когда я вижу, сколько денег загублено зря! Посмотрите на фонтан на Блонье, возьмите всю реконструкцию этого сквера – за 20 лет угробили все интересные, хорошие идеи, которые были заложены в этот сад. Поставили эти ворота кругом – совершенно не нужные, кладбищенские. Был фонтан, по индивидуальному проекту, да, немного не доделанный, но архитектор Шестопал свою душу вложил, нашёл своё решение – нет, взяли, сломали, поставили таз с водой! Ведь фонтан – это не только вода, это – архитектурное сооружение! И оно должно даже без воды работать на эту площадку! А ведь не работает – разрушает. Урны в виде пушек – это кощунство, я считаю. Надо было додуматься до этого! Не каждому такое дано…
Набережную начали делать, не продумав её как следует. Что это за набережная, если она с рекой никак не соотносится?!
Что ни делают – ни с кем не советуются, настоящих специалистов не спросят. Выставочный зал – хорошо, мы мечтали о том, чтобы у нас был выставочный зал, мы довольны, что его начали строить, но нас ни разу не пригласили обсудить этот проект!..

- Какой должна быть «начинка» культурно-выставочного центра, что в нём должно происходить?
- Думаю, он должен стать потрясающим брендом нашего города! Площадка, куда будут привозить свои работы Эрмитаж, Третьяковская галерея, Академия художеств… Мы попадём в план министерства культуры по выставкам, и они будут постоянно обновляться. Народ, считай, попадёт в Третьяковку – у себя дома, в Смоленске. А смоленские художники, допустим, проведут одну свою выставку в году – этого нам будет достаточно.

- Надо ли его делить между различными творческими союзами?
- Ни в коем случае! Я не понимаю смысла. Во-первых, там нет места для этого, там уже всё спроектировано: административная часть, реставрационная мастерская, техническое помещение для временного хранения работ – и всё; остальное – выставочные площади, 1700 кв. метров. Искусственно брать и перекраивать этот зал – это глупость!

- Вы считаете, нужно отвести под выставочные площади оба этажа?
- Конечно! Но использовать с максимальным эффектом! Если мы оборудуем в нём концертный зал, то к нам смогут приезжать большие оркестры, мы сможем проводить концерты, как в Пушкинском музее, у Антоновой. Культурная жизнь так может бить ключом, что нам будут завидовать!..
Художник Ельчанинов. О времени и о себе
Полевые цветы, 2011 г.


Сергей МУХАНОВ

Опубликовано в "СГ" 14 ноября 2012 г. №116 (994)
Новости по теме
Юрий Мельков в окружении друзей и... проблем
05 октября 2011 1364
В смоленском Доме художника открылась юбилейная выставка Юрия Мелькова. Юрий Мельков – известная в городе персона. 35 лет он предан живописи, 12 лет возглавляет региональное отделение Союза художников. Активен, охотно участвует в выставках, входит в разнообразные общественные советы. Жизнерадостный, настоящий оптимист в неказённом понимании этого слова. В живописи следует реалистической традиции. Героями картин Мелькова становятся близкие люди, как правило, родственники, друзья, коллеги по творческому цеху, земляки. Не менее хорошо мастер создаёт пейзажи, натюрморты, тематические работы. Многие представлены на выставке. По словам юбиляра, экспозиция готовилась в течение последних двух лет, однако два небольших зала Дома художника могут вместить далеко не все картины. Да в общем-то такая задача и не ставилась – работы Мелькова хорошо известны смолянам и за пределами области. Вообще, создавалось впечатление, что выставка – лишь хороший повод встретиться с друзьями, художниками и не только.
70 лет творчества: путь преодолений и побед
13 ноября 2009 1663
Губернатор Смоленщины Сергей Антуфьев выделил юбилярам на праздничную информационно-выставочную деятельность полмиллиона рублей.В канун 70-летия Смоленской организации Союза художников России по инициативе "Смоленской газеты" состоялся "круглый стол", посвящённый юбилею. В беседе принимали участие председатель Смоленской организации Союза художников России Юрий МЕЛЬКОВ, заслуженные художники России Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА, Вера САМАРИНА, журналисты и искусствоведы. Общение участников затронуло многие аспекты жизни организации.
Мусор в головах, или Как нам обустроить город?
25 мая 2009 1727
Статья народного художника России Владимира Ельчанинова “Мой город”, опубликованная в “Смоленской газете” 10 марта – в преддверии встречи представителей творческой интеллигенции с новым главой города Эдуардом Качановским, а также сама эта встреча стали поводом для продолжения разговора о роли среды обитания в жизни каждого человека, а главное - о сегодняшнем лице нашего города. Разговор этот состоялся в художественной мастерской В.В. Ельчанинова. Его инициатором стал радиожурналист Владимир Венгржновский, член правления областной органицации \"Союз журналистов России\", а участниками, кроме хозяина мастерской и автора статьи “Мой город”, народный художник России Геннадий Намеровский, скульптор Валерий Гращенков, искусствовед Владимир Аникеев (оба члены Союза журналистов РФ).
Художник Геннадий Намеровский: Бойся похвалы друзей!
25 декабря 2012 2829
В смоленском Доме художника открылась персональная выставка народного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств, профессора СмолГУ Геннадия Намеровского. Она приурочена к 70-летию мастера и 45-летию его творческой деятельности. Наш корреспондент побывал на выставке и стал свидетелем общения мэтра со студентами. Любопытно вспомнить, что Намеровский начал преподавательскую работу без малого полвека назад, на кафедре рисунка в Омском педагогическом институте имени Горького…
В редакции "СГ" открылась выставка Геннадия Намеровского
05 августа 2011 3448
В редакции «Смоленской газеты» состоялось открытие выставки известного в России и Смоленске художника Геннадия Намеровского. Геннадий Васильевич – народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Выставки художников в редакции стали традиционными. В «СГ» уже состоялись экспозиции супругов Самариных, юных художников из Дворца творчества. И вот 4 августа открылась удивительная выставка «Август – месяц Спаса» Геннадия Намеровского. На открытие собрался весь коллектив редакции, пришли заместитель председателя Смоленского отделения Союза художников России Валерий Москаленко, заслуженный художник РФ Анатолий Попов, начальник отдела Департамента по культуре Ольга Грибкова.
Как сделать Смоленск уютным?
16 февраля 2013 1815
Если мы хотим приблизить наш город к европейским, в нём должно появиться больше скульптур малых форм. Они украсят город, сделают его более уютным, считает заслуженный художник России Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА. Осталось убедить в этом городские власти…
"));