5 декабря 2016 23:33
USD 63,92   EUR 67,77
12 декабря 2012 2611

The Rolling Stones: камни катятся уже полвека

The Rolling Stones: камни катятся уже полвека

В этом году исполнилось 50 лет старейшей и популярнейшей рок-группе мира – The Rolling Stones («Роллинг Стоунз»). Никто не может сравниться с ней по стажу и заслугам: они были первыми!.. Как рок-музыка повлияла на жизнь смолян, что изменила, что дала? Полувековой юбилей «роллингов» – прекрасный повод выяснить это.


Владислав МАКАРОВ, культовый авангардный музыкант, слушатель «Роллинг Стоунз» с конца шестидесятых годов.

- Влад, как всё начиналось в Смоленске?

- На заре увлечения рок-музыкой в Смоленске было несколько группировок – прежде всего, поклонники «Битлз» и поклонники «Роллинг Стоунз». Поначалу всё сходилось именно них, потому что они действительно были антиподами по стилистике.

Все любители музыки поделились на несколько кланов. Был такой Алик Скутов, главный битломан в Смоленске, у него были виниловые пластинки, он собирал информацию о своей любимой группе. Мы знали, что у Скутова можно послушать новейший альбом «Битлз», и все ехали к нему на прослушку и на обсуждение. То же самое происходило и с «Роллинг Стоунз»: в энергоинституте учился некий Володя Бекеш (то ли фамилия, то ли прозвище, не знаю). Он был точно таким же фанатом «Роллинг Стоунз». Этот Бекеш жил в общежитии, и мы тоже иногда к нему ходили – послушать его любимую группу. У него тоже были виниловые пластинки, и вокруг него группировались её поклонники. Вообще, в энергоинституте было много любителей рок-музыки, не случайно там впоследствии рок-клуб и зародился. Первые рок-концерты в нашем городе происходили как раз в этом вузе. В энергоинституте появились первые рок-группы, которые, естественно, играли в духе «Роллинг Стоунз», а не «Битлз», ориентируясь на свою, «бекешевскую» тусовку. Отношение к «роликам» у меня уже тогда было довольно сложное. Я нашёл «третий путь» – полюбил музыку «Джетро Талл», затем – Хендрикса, прогрессивный рок и так далее и ушёл от этого противостояния.

- Какие песни нравились?

- Я обычно рассматривал творчество рок-групп альбомами. Альбом Beggars Banquet («Пир нищих») – мощнейший, одна Sympathy For The Devil чего стоит!.. Between The Buttons – очень сильный альбом, он до сих пор недопризнан, хотя на самом деле один из самых революционных у них…

- Каким виделся образ музыкантов?

- Они были антиподы «Битлз». «Битлз» – такие приглаженные, хорошие, приличные мальчики, а «ролики» – такие хулиганы, в драных джинсах, кривляки, с постоянной провокацией… Мне такие персонажи не очень нравились, даже в то время.

- Откуда черпали информацию, откуда представления, что они – в джинсах?

- Вырезки из газет, из зарубежных журналов – польских, чешских. Был такой чехословацкий журнал Мелодия» – я его даже выписывал. Там бывали обзоры рока и джаза. Переводил, да, пытался, но там было многое понятно и так, многое доходило по смыслу… Потом уже стали появляться нелегально завезённые номера «Мелоди Мейкер» - там печатались хит-парады, дискографии… Ну, а за дисками ездили в Москву: на проспекте Калинина был магазин «Мелодия» (он и сейчас сохранился), там действовал чёрный рынок пластинок – я сам ездил, покупал… Туда многие из Смоленска ездили. Потом в Смоленск стали приезжать некие дельцы, дистрибьюторы (улыбается) – с портфелем пластинок, и продавали… Подороже немножко, чем в Москве. Если в столице диск можно было купить рублей за 50 – 60, то в Смоленске – 70-80-90… Потом в Смоленске появились два-три человека, которые занимались продажей и обменом пластинок – Медяник, Чебурашка…

- У тебя менялось представление об участниках группы на протяжении времени?

- Вначале они были для меня неприятными хулиганами, потом начались все эти сатанистские игры, увлечение оккультизмом, бесовщиной – как-то это всегда меня отпугивало. Я понимал, что это – игра, что любая группа в кого-то играла, но если у «Джетро Талл» это красивый образ менестреля, артистичного шута (это меня привлекало), то Джеггер строил рожи, устраивал какие-то сексуально-извращенческие проявления – это на любителя, что называется. Думаю, его увлечения сослужили плохую службу рок-музыке. Вообще, линия, тяготеющая к сатанизму, не дала ничего хорошего ни музыке, ни музыкантам в моральном плане. Саму рок-музыку стали ассоциировать с сатанизмом – благодаря именно таким людям, как Мик Джеггер.

Теперь же он весь такой благопристойный… Свою дочку воспитал в ежовых рукавицах, насколько я знаю… То есть, путь, пройденный им самим, ему не очень по душе. Я не удивляюсь, что сам он в жизни ханжа, педант, а сейчас – ещё и зануда. Ту маску, которую он когда-то на себя напялил, он вынужден носить и сейчас. Неприятно смотреть на пожилого человека, крутящего на концерте задом. Лицо у него совершенно мёртвое.

- Можно ли сказать, что музыка «роллингов» как-то повлияла на твою жизнь?

- Нет, пожалуй. Я не был склонен к ритм-эндл-блюзу, а у них всё держалось именно на нём. Мне нравился период, когда они начали экспериментировать, ушли от ритм-энд-блюза, пытались найти особую стилистику…

Зато у меня «роликов» очень любил сын Женя! На этой почве я с ним ругался даже (улыбается) Поклонником Мика Джеггера он стал лет в 16-17, и до сих пор любит, по-моему (сын Влада Макарова Евгений вот уже много лет живёт в Европе. – прим. авт.)

- Я правильно понял, что в творческом плане все твои контакты случались с теми музыкантами, которые равнодушны к «Роллинг Стоунз»? Все они слушали другую музыку, так ведь?

- Пожалуй, да. Хотя Алексей Борисов из «Ночного проспекта», наверное, любит "камней"! (улыбается) Разделение на любителей «Битлз» и «Роллинг Стоунз» в какой-то степени осталось.

- В чём заключается их послание в искусстве?

- Их музыка несёт дух отрицательной свободы, такого всеобщего раздолбайства. Я бы не советовал молодым людям слушать «Роллинг Стоунз». Ничего хорошего в моральном и эстетическом плане эта группа не несёт. Рок-музыка намного шире, глубже. В ней много настоящих художников, настоящих музыкантов, они как правило скромные – в сфере арт-рока и прогрессивного рока, в основном.

- Ты видел фильм Мартина Скорцезе, посвящённый «Роллинг Стоунз»?

- Да, заставил себя посмотреть – Женя мне привёз (в Европе он прошёл на большом экране). Энергетика бешеная, конечно, сатанинская… Фильм впечатляет своей подачей: снято так, как будто ты сам находишься с ними на сцене. Они стали более интересными в последние годы. Есть несколько вещей, которые иногда можно послушать. А фильм – действительно яркий и интересный.

- Ты считаешь, музыка «Роллинг Стоунз» навредила твоему сыну?

- Конечно, навредила. С чем она ассоциируется? Тусовки, алкоголь, гульба… Но для меня это всегда было только гарниром, я знал, что за ним есть что-то главное, а сын как-то купился на эту поверхностную атмосферу рок-музыки, не самой музыки, а того, что вокруг неё. И вот это его в 17-18 лет увело в другую сторону. Потом он, конечно, от всего этого отошёл, но лет пять жизни он потерял, благодаря Мику Джеггеру (усмехается). Он был у него главным персонажем…

- Как «роллинги» повлияли на наших отечественных музыкантов?

- Очень интересно, что – никак. У нас почти весь русский рок прошёл мимо «Роллинг Стоунз». Пожалуй, нет ни одной известной группы, на музыку которой они заметно повлияли. Единственное исключение – Майк Науменко со своим «Зоопарком»: рокер с ритм-энд-блюзовым уклоном. Так он особняком и стоит…

The Rolling Stones: камни катятся уже полвека


Артур САВИЦКИЙ, организатор концертов, автор телевизионных и радиопрограмм, посвящённых музыке, зритель первого выступления «Роллинг Стоунз» в России в туре Bridges To Babylon 11 августа 1998 года.

– Не скажу, что «Роллинг Стоунз» мне нравятся глобально – альбомами, тем более – за последние 20 лет, о которых ты спрашиваешь. Мне нравятся отдельные песни. Хотя альбом Black and Blue 1976 года нравится целиком, безоговорочно. Был очень сильный альбом Aftermath 1966 года – из ранних… Есть конкретно самая любимая песня – она из альбома 1974 года It's Only Rock-n-Roll, называется Time Waits For No One – «Время не ждёт никого». Она и по тексту шикарная, и по музыке. Из записей девяностых годов я бы выделил песню Anybody Seen My Baby – она, скажем так, по стилю даже не совсем «роллинговская». Love Is Strong – ещё одна хорошая песня из девяностых.

– Каким тебе видится их первый концерт в России сейчас, по прошествии 14 лет? Какая самая яркая деталь?

– Как раз песня Anybody Seen My Baby. Не могу поручиться за восприятие всех 50 тысяч человек, что там присутствовали, но на мой субъективный взгляд – первые песни прозвучали нехарактерно для «роллингов». Перед концертом музыканты находились в Москве несколько дней, у них была большая культурная программа. Видимо, знакомство с нашей страной произвело на них сильное впечатление, и они, что называется, прониклись. Поэтому первые песни прозвучали необычно – так, как они могли звучать только в России. В частности, Anybody Seen My Baby – она была третьей – просто «трагедия в духе музыки». А ведь «роллинги» всегда были балаганом – в самом лучшем смысле этого слова. Потом они как-то встряхнулись, заиграли It's Only Rock-n-Roll, и концерт покатился в более привычном ключе.

– В чём их послание, месседж, на твой взгляд?

– Моя любовь к «роллингам» как раз тесно связана с тем, как я понимаю этот самый их месседж. Ведь какие были первые впечатления? Музыка незатейливая, вокалист что-то там кукарекает, не всегда в ноты попадает – недоразумение какое-то!.. За что же их так любят во всем мире миллионы людей? Я нашёл для себя ответ, когда стал смотреть концерты «Роллинг Стоунз» на видео. Во-первых, это традиция средневекового балагана, которая дошла до нашего времени. Во-вторых, при всём балаганном кривлянии у них проявляются интонации, которые чётко укладываются в некую рок-н-ролльную ипостась: когда кто-то, находясь на краю бездны и понимая это, всё же может позволить себе кураж в виде песнопений, стихосложения или игры на гитаре. Кураж на краю бездны, вот в чём суть настоящего искусства рок-н-ролла, на мой взгляд. При всей многоликости и многогранности этой музыки. У «роллингов» это есть.

– Что ты думаешь о них сегодняшних?

– Не могу не уважать концепцию, заложенную в названии этой группы, заимствованном из песни Мадди Уотерса: катящийся камень не обрастает мхом. Вот этот принцип «роллинги» по сей день воплощают. Сейчас им около семидесяти, а они снова собрались ехать на гастроли. Тем более что выступают они с сумасшедшей самоотдачей. Это не на барной табуреточке сидеть и тренькать на гитарке – эти ребята выкладываются по полной программе! Когда сцена размером с футбольное поле – попробуй постой за углом!.. А ведь давно уже могли бы почивать на лаврах в пенсионном фонде, но они любят своё дело, и это достойно уважения. При всём масштабе их декораций и громкости звука – у них всегда присутствует что-то личное. Что-то интимное, что находит отклик внутри тебя. Вроде бы ты на космодроме и ракета взлетает, и в то же время ты один на один с самим собой, что-то внутри резонирует!..

Сергей МУХАНОВ

Опубликовано в "СГ" 12 декабря 2012 г. №120 (998)
Новости по теме
К 70-летию Пола Маккартни
17 июня 2012 1294
В каждом новом альбоме «Битлз» всё новые твои шедевры – самые гармоничные, изобретательные, проникновенные, самые сладостные. В твоей музыке сияло щемящее счастье, как у Моцарта, та самая красота, которая должна была спасти мир, но не спасла.В эпоху после «Битлз» ты оказался самым трудолюбивым и преуспевающим – честь тебе и хвала. У нас сейчас принято поклоняться успеху, денежному мешку, но люди любят тебя не за то, что ты стал успешным лавочником...
22 декабря 2011 6169
- Давай поговорим о новом альбоме «Три судьбы». Я его послушал, и накатила волна чего-то знакомого, родного с детства, доброго, справедливого… Как пришла идея его создания?- Знаешь, есть мелодии, которые сопровождают тебя с детства: «Чёрный ворон», «Ой, мороз, мороз», «Любо, братцы, любо»… А уж песня «Течёт река Волга» в своё время транслировалась по радио, если ты помнишь, с утра до вечера. В какое-то время она даже так надоела! (улыбается) И потом, когда песен долго не слышишь, они как бы заново воспринимаются. Надо было найти подходящий момент и точку отсчёта. Точкой отсчёта для альбома «Три судьбы» можно считать тот момент, когда для одного из проектов «Нашего радио» мы записали песню «Любо, братцы, любо». Нам этот опыт понравился. Тем более, что были положительные отклики со стороны. Так мы и решили записать этот альбом.
Аргентинское танго в Смоленске
17 декабря 2013 1267
Гитарист-виртуоз с оркестром и без...
Ольга Годунова: «Песня – это маленькая жизнь…»
25 ноября 2016 397
Безусловное счастье любительницы творческих экспериментов...
Ксения Дубровская: радость открытий
10 октября 2016 355
Знаменитая скрипачка – о самых ярких эмоциях и впечатлениях
"));