Культура

Художник Геннадий Намеровский: Бойся похвалы друзей!

25 декабря 2012 года в 13:50
В смоленском Доме художника открылась персональная выставка народного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств, профессора СмолГУ Геннадия Намеровского. Она приурочена к 70-летию мастера и 45-летию его творческой деятельности. Наш корреспондент побывал на выставке и стал свидетелем общения мэтра со студентами. Любопытно вспомнить, что Намеровский начал преподавательскую работу без малого полвека назад, на кафедре рисунка в Омском педагогическом институте имени Горького…


Рисунок простым карандашом

- Геннадий Васильевич, что больше всего радует и больше всего огорчает в работе со студентами?
- Вообще, преподавать – непросто. В наше время – очень непросто! Сейчас другой студент пошёл, ситуация изменилась. Если раньше на худграфе были практически одни парни, теперь, в основном, идут учиться девушки. В основном, я работаю со старшекурсниками. Я преподаю рисунок и вижу, что студенты приходят с разной степенью подготовки. Поэтому мне приходится всё повторять – рассказывать им и о перспективе, и об анатомии, и так далее. Студентам не дают то, что я в своё время изучал по истории искусства. Про эпоху Возрождения они ещё что-то слышали, а когда я привожу им в пример художников советского периода – они их не знают. Вероятно, это издержки реформы образования.
- Вижу, вам хватает выдержки и сил, вы не собираетесь бросать преподавание…
- Пока нет. Сейчас в России нет спроса на произведения изобразительного искусства. Поэтому большинство моих коллег ведёт преподавательскую работу. Я тоже: это даёт мне возможность заниматься своим делом. Я не знаю, есть ли в Смоленске богатые люди, которые интересовались бы искусством вообще.
- Но свои дворцы они как-то изнутри обставляют…
- Не сталкивался с тем, что они там делают. А если делают – такая безвкусица, что профессионалам с ними очень сложно. Я знаю, как в Москве работают мои друзья, мой сын живёт в столице… Сейчас рыночная ситуация создала такие условия, что развиваться искусству проблематично. Форму и средства диктует хозяин – тот, кто платит деньги. Вспоминаю слова великого итальянского художника Ренато Гуттузо. В советское время побывав в Москве на выставке в Манеже, он сказал: «Рынок хуже всякой идеологии!»
Художникам в Смоленске живётся непросто. Дорогая аренда помещений, дорогие коммунальные услуги, поэтому художники отказываются от мастерских. У нас даже среди членов Союза художников не все имеют возможность заплатить за мастерскую…

Темпера

- В чём вы черпаете вдохновение? Раньше, я так понимаю, были творческие поездки, а сейчас?
- (улыбается) Вот, видите на даче сижу и пишу (показывает на один из этюдов). Смотрю – закат интересный, я его написал… У моего друга на БАМе как-то спросили: художники, когда же вы работаете? Вы всё ходите, смотрите… А он говорит: мы когда смотрим – работаем, идём – и работаем, спим – и работаем! Художник всегда работает, если он художник. У меня в машине всегда с собой альбом и этюдник, и когда вижу интересные ракурсы, планы, всегда стараюсь это зафиксировать: нарисовать или написать этюд. Потом, сидя в мастерской, пересматриваешь этот материал – и рождается замысел… Я стараюсь немного трансформировать натуру. Художник имеет на это право, важно, чтобы всё было убедительно выстроено пластически.
- Народных художников у нас мало, они – редкость. К чему обязывает это звание?
- Прежде всего, ты должен соответствовать этому званию как профессионал. Тем более, сейчас процесс получения почётных званий ужесточили.
Когда я работаю в мастерской, я не думаю о том, народный я художник или нет. Думаю: я должен сделать вещь! Она может получиться или не получиться. Конечно, я не должен опуститься ниже своего уровня, в котором я утвердился среди профессионалов не только в Смоленске, но и в целом в России. Поэтому прежде всего стараешься делать то, что тебе ближе. И всё равно перед началом работы зачастую боюсь прикоснуться к чистому листу бумаги. У одних это чувство проявляется рано, ко мне пришло с жизненным опытом. Наверное, это и есть зрелость: когда ты сам можешь определить, где удача, а где – нет.

Картина маслом

- Что вы считаете главным достижением в своей жизни?
- Есть семья, есть дети и внуки. Для художника очень важен хороший, крепкий тыл. Всегда рядом со мной – жена, она мой страстный критик, благодаря ей у меня есть возможность основную часть времени отдавать творчеству.
- Какой секрет долголетия в искусстве?
- Вкус к жизни! Я от неё не устал. Я поездил в творческих группах по Союзу от Калининграда до Камчатки, по Северу, Алтаю, побывал и на Кавказе, и в Киргизии, и в Ташкенте, и в Киеве… Эти поездки стали важной вехой в моём творчестве, повлияли на мой интерес к жизни. В Смоленске я тоже не сижу на месте – об этом можно судить даже по этой выставке. Вот эта внутренняя неуспокоенность и даёт силы и возможность заниматься творчеством!..
Если я буду думать о том, что мне 70, я завтра умру. Я думаю, что мне – 35! Я не чувствую своего возраста. Я в университет прихожу: кругом молодёжь – и я себя чувствую молодым! И мне с ними интересно! Конца света ждать не будем.

Пастель

- Есть ли художественные особенности у юбилейной выставки?
- Выставка для меня – всегда этапный момент. Я смотрю на неё как на определённый отрезок моей жизни. Вот и в этот раз: я никогда не выставлял живопись, а сейчас решил открыться. Мне стало интересно посмотреть на себя со стороны, мне любопытны отзывы коллег… И никто не знал до этой выставки, что я пишу этюды – кроме тех, кто бывал у меня в мастерской. Да и в мастерскую я не всех впускаю… Через всю мою жизнь идёт красной нитью: рисуй и пиши этюды! Для меня это принципиально.
- Ваше кредо?
- Мой лучший друг, известный московский художник, академик Игорь Обросов, которого уже нет с нами, всегда мне говорил: «Бойся похвалы друзей! Не иди никогда на поводу у зрителей в искусстве!» Потому что это чревато. Не всегда зритель может понять, что тебя волнует, недоброжелатели могут специально подхваливать и так далее. Поэтому надо набраться воли и силы быть самим собой, слушать свой собственный голос. Мой учитель, академик Алексей Николаевич Либеров говорил: «Стремись вверх, к тем, кто на три головы выше тебя. Стремись подняться!» Эта путеводная звезда меня всегда удерживала от жизненных ошибок.

Примечание. В подзаголовках упомянуты любимые материалы художника Намеровского.

Художник Геннадий Намеровский: Бойся похвалы друзей!
Большой букет, 2010 год.
Смоленский драмтеатр поставил «Садко»
Новогодняя афиша Смоленской филармонии

Другие новости по теме