Культура

Фантазии «Чёрного квадрата» в Смоленске

21 января 2013 года в 13:07
Привычное течение музыкальной жизни Смоленска всколыхнул сольный концерт столичного инструментального квартета "Черный квадрат".

Креативность программы «Сказки Феи Драже», исполненной в рамках масштабного музыкального фестиваля «Рождественские встречи» в большом зале филармонии, впечатлила публику. Девиз музыкального действа - "Оригинальные фантазии на классические шедевры".

Неожиданные перевоплощения музыки П. И Чайковского и Э. Грига в трактовках «Черного квадрата» вызвали дискуссию среди ценителей классики. А это – показатель высокого профессионализма и абсолютно свежего взгляда на исполнительское искусство четырёх молодых музыкантов. Творчество Татьяны Лариной (флейта), Ольги Кияшкиной (фортепиано), Павла Цветкова (контрабас), Михаила Маркова (ударные) - удачное соединение эстетики академической музыки и любви к джазу, фолку, року. Как заметил один из московских журналов, это - «постджазовая академическая музыка». В этой программе классическая или известная мелодия - повод для создания новой увлекательной истории, а музыкальные стили и жанры лишь средства для того, чтобы рассказать ее слушателям. А форма рассказа безупречна: музыкальный вкус, невероятная энергетика, артистизм, кураж и оригинальность авторских аранжировок. Овациями сопровождался практически каждый концертный номер. Особое впечатление на смолян произвели «Сказки Феи Драже» по мотивам музыки П.И. Чайковского, «Фантазия на фантазию-экспромт Ф.Шопена», «Утро на горе Фудзияма» из сюиты «Путешествие Пер Гюнта» Э.Грига и поразительное соло на металлической сфере М. Маркова в космической композиции «Через Вселенную».

После концерта музыканты квартета ответили на вопросы «СГ».

- Почему «Черный квадрат»? Вы хотели, подобно художнику Казимиру Малевичу с его знаменитым на весь мир полотном, эпатировать весь мир своим творчеством?

Татьяна Ларина: Как корабль назовешь, так он и поплывет. Мы задумались... "Черный квадрат" пришел как-то легко и естественно. Во-первых, квадрат - это четыре, еще это фигура, пространство для творчества. Черный - строгость и элегантность. А во-вторых, картина Малевича когда-то поразила миллионы людей, открыв новые горизонты в искусстве. "Черный квадрат" ассоциируется с чем-то модерновым и необычным, и уже стал классикой в своем роде.

Название привлекло нас своим обилием смыслов, сосредоточенных всего в двух словах.

- В активе "Черного квадрата» выступления на таких престижных площадках, как Московский международный Дом музыки, Государственный Кремлевский Дворец. Ваша альма–матер Гнесинка? А кто отец-основатель квартета?

Ольга Кияшкина (улыбаясь): Не только, наш замечательный контрабасист представляет Московскую консерваторию. А основала квартет я в 2007 году, так что не отец, а мать. Счастлива, что я стала настоящей мамой. Более того, наша дочка (мы – супруги с Мишей Марковым), которой нет еще и года, приехала с нами на гастроли! А вообще для нас квадрат – воплощение идеи равенства. Все мы - страшные трудоголики, очень много репетируем.

Павел Цветков: Хочу добавить, что наши интересы простираются от классики до рока, от психоделики до джаза.

Михаил Марков: А ещё мы думаем о слушателях и стараемся больше играть то, что несёт положительные эмоции.

Фото: Евгений ГАВРИЛОВ

Фантазии «Чёрного квадрата» в Смоленске



Константин Ваншенкин – о том, как рождались песни, ставшие символами своего времени
Высоцкий и Ерофеев. Москва – Смоленск

Другие новости по теме