3 декабря 2016 22:46
USD 64,15   EUR 68,47
27 февраля 2013 1389

Театр: убежать от действительности

Театр: убежать от действительности

Складывается впечатление, что именно под таким девизом живёт сейчас провинциальная Мельпомена.
На выходных у нас в Смоленске гостил драматический театр из старинного русского города, много чего повидавшего за свою четырёхвековую историю. Гастролёры привезли пять спектаклей, из которых о нашей современности разве что «Ну, погоди!». Среди прочего репертуара – три адюльтера: «Свободная пара» (треугольник по-итальянски), «Интимная комедия» (квадрат по-английски) и «Антигона» Ануя в музыкальном переложении. Классика на закуску – «Скупой» Мольера. Тоже, в общем-то, про шашни.
Что поделаешь, нужно собрать зал… Судя по реакции некоторых зрителей, их больше всего радовало, когда актёр, демонстрируя приязнь, клал руку на попу актрисе.
На смену этому театру, государственному, следом едет другой, муниципальный. Он везёт «Примадонн» Кена Людвига (ржака: мужчины переодеваются в женщин), бунинскую «Натали» (цикл «Тёмные аллеи», разумеется) и «Слугу двух господ» Гольдони. Правда, есть и отечественная современная пьеса – «Не такой, как все» Слаповского. Таким образом, из восьми показов современная Россия – только в одном (перевести в проценты?). Зато любовь – повсюду.
Наш драматический театр повёз в ответ «Боинг-Боинг», «Позднюю любовь» и «Палату бизнес-класса». Среди них остросовременной постановкой является «Палата». Получается, наш процент актуальности выше…
Если дома, как ни включишь телевизор, вас ждут палачи НКВД, то в театре, как ни приди, – любовные похождения каких-то европейцев, изнемогающих от гнёта свободного времени. В первом случае это государственный заказ, во втором – его отсутствие. (Впрочем, не хватало, чтобы и в театре зрителей преследовали палачи НКВД!..) Вот она, коммерциализация, и её изжога – беспроблемность. Зритель идёт в театр развлекаться, и это воспринимается как закон. Полегче, в зале отдыхают!..
У Виталия Барковского есть прекрасный спектакль «Нас поцелует рассвет» – об обществе, где всё продаётся, где торжествует порок, где нет будущего, потому что им реально никто не занимается. Спектакль страшный, и его не везут на гастроли. Во-первых, дорого – много актёров занято, во-вторых, кто ж захочет напрягаться, думать, смотреть нелицеприятные вещи о том, что кто-то имеет виды на ваших детей… В афише эту постановку тоже нечасто встретишь – истые театралы уже посмотрели, а широкому зрителю это название ничего не говорит. Это ж не «Интимная трагедия» какая-нибудь.
По роду деятельности мне приходится слышать много официальных слов о воспитании, социальной ответственности, пропаганде здорового образа жизни, волонтёрском движении, партийных инициативах, борьбе с коррупцией и наркоманией и ещё о множестве очень важных вещей. Одна беда: это слишком отвлечённо и общо. Если бы кто-то из руководителей (вон у нас сколько властных структур!) использовал административный ресурс и показал этот спектакль старшеклассникам – десяти, двадцати, а лучше тридцати школам, – глядишь, что-то и забрезжило бы в головах. Юноши и девушки воочию бы увидели последствия некоторых возможных поступков. Заодно бы оценили язык и возможности театра.
А так у нас в Смоленске реально занимается воспитанием только один профессиональный театр. Театр кукол. И это отнюдь не смешно.

Сергей МУХАНОВ

Опубликовано в "СГ" 27 февраля 2013 г. №7 (1007)
Новости по теме
К нам приехал театр, основанный самим Державиным
24 февраля 2013 1548
В субботу, 23 февраля, в Смоленске открылись гастроли Тамбовского государственного драматического театра. Гости выступают на сцене Смоленского драматического театра имени Грибоедова
Афиша гастролей в Смоленском драматическом театре
11 февраля 2013 6078
В феврале смолян ждут гастроли Тамбовского и Липецкого драматических театров
07 февраля 2011 1186
Смоленский областной театр кукол готовит ещё один спектакль для взрослой публики – «Мнимый больной» Мольера. Премьера должна состояться в марте. Режиссёр – Галина Карбовничая, известная такими работами, как «Клоп» (первый и пока единственный «взрослый» спектакль в театре кукол) и «Все мальчишки – дураки» (Камерный театр). Художник-постановщик «Мнимого больного» – заслуженный художник РФ Николай Агафонов.
Смоленский театр кукол вернулся из Германии
21 сентября 2015 452
Это были первые зарубежные гастроли коллектива...
Гастроли смоленского театра в Польше
26 октября 2012 1350
Смоленский драматический театр имени Грибоедова дал два спектакля в польском городе Лодзь, в Новом театре имени Казимира Деймека. Это «Правда хорошо, а счастье – лучше» Островского в постановке Виталия Барковского и «Королева красоты» Мак-Донаха в постановке Олега Кузьмищева.Напомним, Новый театр из Лодзи участвовал этой весной в фестивале «Смоленский ковчег» спектаклем «Святая Иоанна скотобоен» по пьесе Бертольда Брехта

Вячеслав1 написал

28 февраля 2013 21:29

Тамбовский театр деградировал и давно. Главный режиссёр- полная посредственность, не является самостоятельной личностью.Это видно по репертуарной политике. О других и говорить не хочется.

Иосиф Виссарионович написал

25 марта 2013 04:50

Бытие определяет сознание.

Чиновники ему виноваты. Да это вы, и такие как вы, разложили наше общество с экранов тв и из газет. А теперь жалуются что у нас нет театра, мол. А кто сломал всем мозг вылив на него кучу нероверенной брехни о том что наша страна это "Родина-уродина". Мне по долгу службы приходится читать вашу писанину, но меня даже от этого передергивает. Вы даже здесь не смогли не пнуть Союз, где между прочим театр развивался и был огого себе какой. Даже в "цивилизованных" странах ценили.

Туфу. Мерзость.

Gazeta написал

25 марта 2013 06:26

Никогда я не писал плохого про Родину. Советский Союз не пинал. Не знаю, что вы там читаете по долгу службы, но ваша реплика адресована явно не мне.
"));