8 декабря 2016 12:50
USD 63,91   EUR 68,5
30 сентября 2009 1982

Смоленскому ковчегу – плыть и плыть!

Смоленскому ковчегу – плыть и плыть!

2 октября – открытие 230-го сезона Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова. В канун открытия юбилейного сезона
в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова за круглым столом в гостиной редакции "Смоленской газеты" состоялась встреча с главным режиссёром театра Анатолием ЛЕДУХОВСКИМ.


В разговоре, кроме журналистов "Смоленской газеты", приняли участие Лариса Русова (радио "Смоленская весна"), Александр Березнев (газета "Смоленские новости"), Владимир Венгржновский (ГТРК "Смоленск"), Екатерина Дмитракова ("Комсомольская правда"-Смоленск").
- Каково же предчувствие театрального сезона по Анатолию Ледуховскому?
- Предчувствия всегда противоречивы, потому что, с одной стороны, есть какие-то положительные моменты в нашей жизни в виде репетиций, готовящихся премьер, в виде предстоящих фестивалей, гастролей. С другой стороны, перефразируя Станиславского, мы всё время боремся с предлагаемыми обстоятельствами…
По знаку Зодиака я Весы, то есть всё время нахожусь в состоянии колебания. Сегодня кажется, что всё плохо, завтра – замечательно. Поэтому, пока не состоится премьера, сложно что-то говорить. Могу сказать: артисты и творческая жизнь в театре – это самое большое положительное, что есть. Я доволен своим диалогом с артистами, он у нас настоящий. Мне кажется, творчески театр готов к тому, чтобы интересно работать.
- Несколько слов о репертуарной афише нового сезона.
- В ноябре я буду восстанавливать "Трёх сестёр" Чехова. Делается это в связи с двумя событиями. Первое и самое главное – 150-летие Чехова. Соответственно появилась идея сделать чеховский спектакль. Но у нас в театре был спектакль по Чехову. Скажу больше, это моя любимая постановка, а в моём богаже уже больше 60 спектаклей. И мне кажется, что "Три сестры" - один из лучших моих спектаклей, если не самый лучший. Мечта его восстановить у меня была давно. К тому же, этот спектакль неожиданно попросил фестиваль "Балтийский Дом" в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что его мало играли, театральная общественность о нём узнала. За эти шесть лет я не однажды бывал на различных фестивалях, и неоднократно ко мне подходили критики и спрашивали о "Трёх сёстрах".
Теперь появилась возможность каким-то образом предъявить этот спектакль. Поскольку эти несколько факторов сошлись, мы и решили попробовать вспомнить то, что у нас было. Хотя это будет несколько иной вариант. Прошло время, артисты немножечко постарели. И потом спектакль был очень длинный, нужно его сделать более динамичным.
Это первое, чем я буду заниматься. Планируется театральный фестиваль "Смоленский ковчег". Подробнее об этом смогу рассказать ближе к концу года. Фестиваль мы собираемся посвятить 230-летию театра.
Что-то обязательно будет на малой сцене, предложения есть, хотя пока мы до конца не определились. В конце сезона хочется поставить спектакль о Марлен Дитрих по мемуарам её дочери. В какой-то степени это провокационный материал.
Пьесу я написал сам и уже почти десять лет назад ставил в Москве как камерный спектакль. А в Смоленске мне хочется сделать большую постановку.
- Пьеса о Марлен Дитрих – это ваш первый драматургический опыт?
- Мною написано довольно много инсценировок. Назвать их пьесами можно с определённой долей условности. То есть я этим занимаюсь. И потом любой текст, который собираюсь ставить, я интерпретирую. Словом, рассматриваю как исходный материал, даже если это драматическое произведение. Иногда случается, что фактически оказываюсь соавтором. Приходилось ставить итальянского драматурга Джордано. И там от оригинала просто-напросто осталась только тема. А бывает - материал сокращаю, либо интерпретируется текст, который написан. Когда я ставил "Трёх сестёр", то из пьесы сделал инсценировку. И она очень отличается от тех "Трёх сестёр", которые написаны Чеховым.
- Когда вы ставите в своей интерпретации чеховских "Трёх сестёр", что определяет меру, сколько должно быть Ледуховского и сколько Чехова?
- Понимаете, какая штука: мне-то кажется, что у меня очень чеховский спектакль получился… Правда, это опять же моё мнение. Но ведь что такое спектакль? Известный или совсем неизвестный режиссёр вступает в диалог с автором, и что-то из этого получается… У меня с автором выстроился диалог, и получился результат, который может обсуждаться, может не приниматься. Однако это уже вопрос вкуса!
Но скажу: я видел немало спектаклей, где на сцене всё в точности, как написано у Антона Павловича: сидят, пьют чай, разговаривают… в костюмах, в эпохе… А хочется сказать: уберите руки от Чехова! И рассудить здесь не сможет никто. Никаких критериев нет! Иначе всё превратится в догму, а искусство и догма – вещи несовместимые!
- Что для вас хороший драматургический материал?
- Трудно сказать. Бывает, берёшь пьесу, которая не нравится. Но начинаешь репетировать - и вдруг открывается, что материал очень интересный. А бывает и наоборот. Помню, в какой восторг привела меня – и не только меня – пьеса Камю "Калигула", когда она только была у нас напечатана. А стал смотреть спектакли, которые начали выходить - один хуже другого. То есть на сцене эта пьеса почти всегда проигрывала.
А вот, образно говоря, из телефонной книги легче поставить какой-то вполне адекватный спектакль, прежде всего, оттого, что телефонная книга не заставляет тебя быть с собой почтительным, есть определённая доля свободы, благодаря которой и проявляется то, что делает спектакль спектаклем.
Признаться, по собственной инициативе я бы никогда в жизни не взялся ставить "Трактирщицу" Гольдони. Более того, когда я приступал к постановке, у меня не было никакого решения. Во время репетиций я в ней увидел то, чего во время чтения не замечал. И какие-то сцены, мне кажется, у нас получились.
Словом, если продолжить ответ на поставленный вопрос, мне интересны такие пьесы, где, кроме того, что написано на вербальном уровне, что-то есть ещё внутри, что можно оттуда достать. Взять чеховские пьесы. Они интересны и в чтении. И как ни странно, именно Чехов позволяет с собой что-то делать. А пьесы, которые написаны так, что их нельзя сыграть, кроме как проиллюстрировать, мне не близки. Мне обязательно надо, чтобы под текстом что-то подразумевалось, чтобы можно было сделать открытие для себя и чтобы артисты совершали открытия: ах, вот, оказывается, как ещё можно повернуть!
- То есть текст должен быть наподобие айсберга?
- Именно. Поэтому-то Чехов и Шекспир остаются первыми, и никто, думаю, их место никогда не займёт. Особенно сейчас. И поэтому для меня нет ничего хуже современной пьесы. Конечно, я обобщаю, не вся современная драматургия плоха. Но если брать в целом, это не драматургия. Ведь есть разговоры, а есть диалоги. Сегодняшняя пьеса – это в основном разговоры. Если записать какой-то ничего не значащий разговор, за ним сложно представить себе людей. А драматургия – это когда ты начинаешь читать диалог и видишь за этим конкретных людей, характеры, судьбы. Для меня современная драматургия закончилась на Петрушевской и Садур. Хотя интересные тексты у Вырыпаева и Пресняковых. Но это именно тексты! В них мне не хватает конфликта.
- С одной стороны – соблазн Москвы, где иные зарплаты, иной уровень вообще, с другой – смоленская реальность… Вам не кажется, что это обрекает наш театр на медленное умирание?
- Тоже вопрос! Иногда кажется, иногда нет. В данной ситуации сложно что-то предугадать и предсказать даже на ближайшие три-четыре года. Если в театре есть костяк хотя бы из пяти-шести артистов и режиссёра… Мой "Модель-театр" в Москве существует уже 22 года. Денег не было никогда, помещение появилось буквально два года назад. Если есть идея, есть желание, есть интерес, мы что-то делаем. Любой театр – это творческий организм. Другой вопрос, что в таком большом театре сложно только на этом держаться. Этот вопрос скорее не ко мне, а к директору театра. Всё зависит от того, как дальше организационно будет существовать театр. А я скажу: пока в театре будут выпускаться спектакли, которые можно обсуждать, пока зритель будет приходить, надежда на то, что театр не умрёт, есть.
- Анатолий Владимирович, в театре много молодых артистов, что всегда считается хорошим знаком. Как складываются ваши отношения с молодёжью?
- Что касается выпускников актёрского курса Смоленского института искусств, это проблема. Казалось бы, их учили для нас, но режиссёр, который их учил, выпустил курс, а сам исчез. Приходит другой режиссёр, видит молодых артистов, им надо найти применение, но на это нужна масса времени, потому что они по-другому привыкли работать. Вопрос деликатный! Мне странно, что их не научили главной вещи - интересу друг к другу! Наставник их учил, предполагал, что он будет с ними делать. А теперь надо понять, как их приспособить к театру, чтобы они как-то "задышали"… Пока я не чувствую, что в театре есть молодые артисты, что у них есть какие-то предложения. Для меня во время репетиции вопрос "Скажите, что я здесь делаю?" неприемлем, потому что артистам должно быть интересно друг с другом на сцене.
Всё, что поставлено мною в театре, получается благодаря артистам. Я сочиняю из них! Я вообще спектакли не придумываю дома. Из того, что есть вот такой артист, как-то мы его одеваем, что-то он делает, я начинаю спектакль видеть. Не потому, повторяю, что это я так придумал!
А с молодёжью сложно! Вот мы сейчас взяли на главную роль молодую актрису Светлану Бастенкову из так называемого прокоповского набора. И, по-моему, она очень интересно справляется. Однако для этого надо было мне её случайно увидеть в нескольких ситуациях в жизни, посоветовать режиссёру Олегу Кузьмищеву обратить на неё внимание, когда он приступал к репетициям "Маленьких трагедий", чтобы понять, что с ней можно делать. …
Это же процесс, для этого нужно время! А мы работаем в ситуации, когда первая читка пьесы Гольдони была 19 августа, а на 2 октября назначена премьера! Конечно же, я взял артистов, с которыми работал. И стратегом быть очень сложно, потому что стратегом можно быть, когда есть административная власть, деньги, тогда можно что-то планировать. А мы не знаем, будут ли у нас завтра деньги на новый спектакль.
- В какую сумму в среднем обходится спектакль?
- Я лучше так отвечу: в Москве минимально спектакль стоит 25 тысяч долларов. Я ставил пьесу о Марлен Дитрих, которая была сделана на деньги Комитета по культуре, давали самый мизер, меньше этого не дают на постановку. Ясно, что в Смоленске ни о каких 25 тысячах речь идти не может…
- Пьеса Гольдони имеет несколько названий: "Трактирщица", "Хозяйка гостиницы", "Мирандолина". Вы же назвали спектакль "Укрощение строптивого". Замечательно! Не боитесь, что зрители пойдут в театр, предполагая схему одноимённого фильма с участием Челентано, а вовсе не на Гольдони? Вообще откуда появилось это название?
- Почему я должен чего-то бояться? На афише написано, что спектакль по мотивам пьесы Гольдони, так что если человек умеет читать… А Челентано, кстати, играл главную роль в фильме "Хозяйка гостиницы". Мы даже хотели поначалу использовать песни Челентано, сделать, так сказать, перекличку. "Трактирщица" сильно завязана на сюжете, является примером чисто развлекательного жанра. Не самая, к слову, лучшая пьеса у Гольдони! И перевод советский, там очень заметны куски, явно вставленные переводчиком из соображений идеологии.
Мы не играем ни место действия, ни время. Мы играем отношения между мужчиной и женщиной! А все другие отношения, например, что важнее, деньги или имя, в нашем спектакле отходят на второй план. На первый план у нас выходит именно укрощение строптивой и строптивого…
- Спасибо за встречу, удачи! Мы подтверждаем своё намерение относительно приза имени Фаины Раневской по итогам сезона от "Смоленской газеты".

Владимир КОРОЛЁВ, Светлана РОМАНЕНКО

Опубликовано в "СГ" 1 октября 2009 г. №90(536)
Новости по теме
Перемена участи
10 февраля 2010 1392
В Смоленском областном драматическом театре имени Грибоедова – новый главный режиссёр.
230-й сезон открыт!
05 октября 2009 1848
2 октября премьерой по мотивам бессмертной комедии великого итальянца Карло Гольдони "Трактирщица" открылся юбилейный сезон Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова. В сценической версии главного режиссёра театра Анатолия Ледуховского спектакль получил название "Укрощение строптивого".
28 апреля 2010 1591
ООО "Смоленскрегионгаз" сообщает, что МУП "Смоленсктеплосеть" не является злостным неплательщиком за потребленный газ.
"Щелкунчик" под Новый год
11 декабря 2009 2773
В канун Нового года Смоленский драматический театр имени Александра Грибоедова приготовил для своих маленьких зрителей сюрприз.25 декабря на сцене театра состоится премьера музыкального спектакля по сказке Эрнста Гофмана "Щелкунчик", в котором использована музыка Петра Ильича Чайковского к одноимённому балету.
20 октября 2009 1743
К сожалению, смоленский "Днепр" не смог преподнести игровой подарок к дню рождения (9 октября) президенту клуба, депутату Государственной Думы РФ Валерию Гладилину – обе встречи на выезде наши футболисты проиграли: в Курске "Авангарду" – 1:4, в Губкине ФК "Губкин" – 1:2. Голы у смолян забили Тамаев (90 мин.) – в Курске, Сойников (6 мин.) – в Губкине."Авангард" (Курск) в следующем сезоне будет выступать в первом дивизионе первенства страны.Другие результаты 33-го и 34-го туров в зоне "Центр" второго дивизиона:ФК "Рязань" (Рязань) – "Сатурн-2" (Московская обл.) – 1:2 (0:0); "Спартак" (Тамбов) – "Знамя Труда" (Орехово-Зуево) – 1:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0; "Звёзды" (Серпухов) – "Зодиак-Оскол" (Старый Оскол) – 0:1; "Локомотив" (Лиски) – "Русичи" (Орёл) – 2:0; "Авангард" (Курск) – "Динамо" (Брянск) – 0:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0.25 октября, в воскресенье, "Днепр" принимает "Локомотив" из Лисок.

сергей написал

14 октября 2010 20:53

ЛЮбИТЕЛЯМ ОЧЕНЬ СМЕШНЫХ КОМЕДИЙ!
Предлагаю вам посмотреть
самую смешную современную российскую комедию! Не верите?
Тогда посмотрите полную ее видеозапись в одном из театров
video.yandex.ru/users/blisswise/view/2/
Хохот и аплодисменты зрителей - от начала и до конца спектакля,
и особенно в финале. Смеха даже больше, чем было в кинотеатрах
на фильме "В джазе только девушки". (Комедии автора идут в десятках театров,
и везде аншлаги, что легко проверить по интернету). Короче - приятного
(и бесплатного!) вам просмотра!
"));