5 декабря 2016 21:40
USD 63,92   EUR 67,77
24 мая 2013 1534

Александра Маринина может написать роман о Смоленске

Александра Маринина может написать роман о Смоленске

Автор, подаривший нам честного сыщика Анастасию Каменскую, известная писательница Александра Маринина побывала в Смоленске в рамках фестиваля «Читающая Смоленщина».

23 мая Марина Анатольевна Алексеева (именно так на самом деле зовут королеву русского детектива) провела две встречи с читателями – в областной библиотеке им. Твардовского и магазине «Кругозор». Желающих пообщаться с писательницей нашлось немало, несмотря на дождливую погоду и не самое удобное время – разгар рабочего дня. В общей сложности около трёх часов Марина Анатольевна отвечала на вопросы поклонников, которых интересовало буквально всё: от музыкальных предпочтений до возраста любимой собаки. Словом, разговор получился обстоятельный и интересный. Публикуем лишь некоторые выдержки из этой беседы.

О городе

– В Смоленске я впервые. Город у вас чудесный. Очень красивый. И самое главное – с богатейшей историей. Нам со спутниками удалось урвать у жизни полтора часа на экскурсию. Побывали в вашем замечательном соборе. Очень впечатлила история со взрывом собора, тем более нет точного ответа на вопрос о том, как всё было на самом деле (речь идёт об известной легенде времён польского нашествия. Согласно ей, когда поляки ворвались на соборный холм, защитники города взорвали погреба с порохом в основании храма. – Прим. авт.). Когда бываю в новом месте, я обязательно изыскиваю возможность внести те или иные обстоятельства, людей или знания в новую книгу. А загадка, связанная с собором, позволит сконструировать персонажа – историка или археолога, который изучает этот вопрос. И уже вокруг него развернуть детективный сюжет. Это замечательный материал. Думаю, книга будет.

«Каменская – женщина молодая. Пусть живёт»

– Не уверена, что буду снова писать о Каменской. На прошлой неделе я закончила новую книгу. Это детектив без Каменской, но с теми же героями, что были в предыдущих романах. Я уже начала собирать материал для нового детектива и тоже не планирую писать в нём о Насте. К слову, это будет книга про фигурное катание. И вот тут, чувствую, меня ждут большие проблемы (смеётся). Взаимоотношения в этой среде очень сложные, об этом говорят сами спортсмены. В одной книге прочитала: «Фигурное катание – это большой гадюшник». Так что придётся потрудиться, чтобы найти хорошего консультанта в этом вопросе. Что ж, будем решать проблему.

Вообще же, я не строю далеко идущих планов. Каждый раз прислушиваюсь к себе и думаю: в том настроении, в котором я сейчас нахожусь, уместна Каменская или нет? Одно могу сказать точно: путешествовать или писать книги моя героиня точно не будет. И убивать её я тоже не собираюсь, конечно. Она женщина молодая – всего на три года младше меня. Жизнь только начинается, так что пусть живёт.

Тонкости работы

– Самое трудное в моей работе – контролировать уже написанное и не повторяться при использовании характеров, сюжетных ходов и описаний. Когда пишешь первые десять книг, всё идёт легко и просто. Другое дело, когда за спиной сорок книг. Бывает, выписываешь персонажа и так удачно подбираешь характер, который позволит ему совершить те или иные поступки по сюжету… И вдруг останавливаешься и понимаешь: это уже было. Значит, всё с начала. Я тщательно контролирую такие вещи.

Мои книги совершенно не автобиографичны. Я пишу не для того, чтобы рассказывать о себе. Хотя если какое-то событие из реальной жизни кажется мне подходящим, я могу вставить его в повествование. К примеру, один из героев романа «Фантом памяти» вспоминает, что неуверенность в себе у него возникла после того, как отец в детстве довёл его до бассейна и сказал: «Дальше сам». Он пришёл к тренеру, а ему ответили: «В группе начинающих мест нет». С тех пор у него возникло твёрдое убеждение: если он за что-то берётся сам, у него точно ничего не получится. Так вот, этот случай из моей биографии. В пять лет отец довёл меня до спортивной школы и почему-то к тренеру со мной не пошёл: то ли на работу торопился, то ли решил приучать меня к самостоятельности. Тренер посмотрел, как я плаваю (плавать я умела, но не слишком уверенно) и сказал: «Передай папе, что в группе для начинающих у меня мест нет». Прошло пятьдесят лет, а я до сих пор это в себе несу.

Музыкальные предпочтения

– Вагнера не люблю. Вагнер – это агрессивность, активность, одним словом, «жизнь – борьба». Для меня жизнь не борьба. Я всё-таки женщина, а женщины, как мне кажется, не должны относиться к жизни как к борьбе. Жизнь – это обстоятельства, к которым мы должны адаптироваться, чтобы сохранить и вырастить своих детей и сберечь психику своих близких. Поэтому я люблю музыку, наполненную эмоциями, – помягче. Из классики – Верди, Бах, Шопен. У этих авторов мне нравится всё. Есть ещё много композиторов, у которых нравятся отдельные произведения. Очень люблю классику в современной обработке. Причём обработка может быть любая, мне всё интересно. Рок, панк, поп-музыка – это не моё. Просто потому, что я не знаю эту музыку. С детства я привыкла к классике, и мне её хватало. И хватает до сих пор. Но поскольку я много смотрю кино, хорошую музыку к фильмам я могу оценить.

«Только сейчас поняла: Гамлет – полное ничтожество»

– В позднем школьном возрасте и на первых курсах университета я увлекалась поэзией. Даже сама писала стихи. В те годы мне очень нравился Евтушенко – именно его настоящая, неидеологизированная лирика. К ней я до сих пор отношусь с большой нежностью, многое помню наизусть. На втором месте в то время для меня стояли Рождественский и Федерико Гарсиа Лорка.

Вознесенский для меня был слишком эстетичен, а эстетство я никогда не любила. Это совершенно не моё. Я сторонник прямоты и простоты. Кроме того, после учёбы в английской спецшколе у меня появилось стойкое отторжение всех английских классиков из курса литературы. В него входили произведения, которые школьник пятнадцати-шестнадцати лет понять не может. Почему мы в 9-м классе изучали «Гамлета»? Как мы могли в нём разобраться? При работе над книгой «Смерть как искусство» мы с подругой дважды перечитали «Гамлета», дважды посмотрели театральную постановку и тогда лишь немного разобрались в произведении. И мы поняли: Гамлет – полное ничтожество. Именно это прослеживается по всем его репликам и поступкам на протяжении книги. Но в пятнадцать лет до этого дойти невозможно.

Об экранизациях

– Первый сезон «Каменской» снимал режиссёр Юрий Мороз, и это, безусловно, был удачный выбор. Они с женой Мариной Левтовой прочли мои романы. Им книги понравились, и они действительно хотели с ними работать. Сценарий первого сезона мы с мужем прочитали и поправили там исключительно те вещи, которые касались профессиональных тонкостей – названий, формулировок и подобного. Конечно, сначала у меня были вопросы по содержанию, но Юрий Павлович объяснил: книга – это не кино. Очень многое изменили, ведь в фильме важны картинка и действие. Так что я стала относиться к этому с пониманием и без всякого трагизма. В роли Насти Каменской и я, и режиссёр видели Марину Левтову. Однако перед началом проекта Морозу выставили условие: свою жену в главной роли не снимать. Когда мы уже отчаялись найти подходящую актрису, продюсеры обратились к Елене Яковлевой. К счастью, она согласилась и стала сниматься, несмотря на занятость в театре. Спасибо режиссёру Галине Волчек, что отпустила её.

О личном

– По натуре я жуткая домоседка. Путешествовать не люблю, езжу только в командировки. Делаю я это только со словом «надо», никогда – ради удовольствия. Переезды и гостиницы – это для меня мучительно. Люблю свой дом, свой диван, свой угол, своих котов и собаку. И муж чтоб был – рядом, но через стенку (смеётся). Чтобы я могла заниматься своими делами. Самые близкие родственники – это муж и мама. У мужа есть сын от первого брака, у него уже своя семья, они живут неподалёку от нас. Моя мама до сих пор работает, она доктор наук, профессор, вплотную занимается уголовным процессом. Есть у меня единственная и лучшая подруга, она очень помогает мне и в работе, и по жизни.

СПРАВКА «СГ»

Марина Анатольевна Алексеева (она же Александра Маринина) родилась 16 июня 1957 года во Львове, до 1971 года жила в Ленинграде, с 1971 года – в Москве. В 1979-м окончила юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. Занималась изучением личности преступника с аномалиями психики, а также преступника, совершившего повторные насильственные преступления. С 1987 года занималась анализом и прогнозированием преступности. Имеет более 30 научных трудов.

В феврале 1998 года вышла в отставку в звании подполковника милиции. Александра Маринина написала около 40 книг.

Помимо прочих наград, в 2006 году отмечена премией «Писатель десятилетия». Замужем за полковником МВД Сергеем Заточным.

Фото: Юлия ШОРОХОВА

Юлия ШОРОХОВА

Новости по теме
Отец «Ликвидации» и двух дочерей
05 октября 2016 344
Режиссёр Сергей Урсуляк – о любимых занятиях и актёрах-любимчиках
Ольга Годунова: «Песня – это маленькая жизнь…»
25 ноября 2016 397
Безусловное счастье любительницы творческих экспериментов...
Борис Гребенщиков подарил Смоленску «День радости»
02 марта 2012 4088
11 музыкантов на сцене. Без малого три часа совершенного звука. Своё «4000-летие» группа «Аквариум» во главе с Борисом Гребенщиковым отметила в культурном центре «Губернский» 29 февраля. Почему 4000 лет? На этот вопрос Борис Гребенщиков отвечал не однажды: «Это заявление историков. Я честно скажу, что дальше 50 лет запомнить что-либо сложно. Историки говорят, что 4000, изучая тексты песен. У меня было предположение, что 4000 лет появились от того, что время измеряется импульсами: когда тебе хорошо – время летит незаметно. Вот поэтому 4000 лет и пролетели незаметно».
Татьяна Догилева: «Надо жить, не тоскуя по несыгранным ролям»
14 октября 2015 791
Народная артистка России – о театре, кино, ранимости и самоиронии…
Дочки-матери Татьяны Булатовой
26 мая 2014 1466
Филолог, преподаватель с двадцатилетним стажем и автор современной женской прозы встретилась с читателями в рамках фестиваля «Читающая Смоленщина»
«Фантазии Фарятьева» как возврат к вере
29 октября 2013 1211
Премьера в Смоленском камерном театре даёт простор для толкования...
"));