Культура

Взывающий к совести

19 мая 2009 года в 10:58
Летели его кони
Борис Львович Васильев родился в Смоленске в 1924 году. Многие страницы его книг посвящены историческому прошлому города на Днепре.
В автобиографической повести «Летят мои кони» (1980 г.) он с огромной любовью вспоминает довоенный Смоленск, в котором прошли его детские годы: «И детство, и город были насыщены Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра – детство или Смоленск».
Родился в семье командира Красной Армии, жил в домике на Покровской горе, учился в школе №13 имени Бубнова, что «напротив часов». «Мне сказочно повезло, – пишет Васильев, – я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен – есть множество городов и красивее, и древнее его, – повезло потому, что Смоленск моего детства еще оставался городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. И я рос среди людей, плывущих на плоту. Плот только-только оправился от урагана, имя которому «гражданская война», и его пассажиры очень хорошо знают, что значит всегда быть настоящим мужчиной, ну а женщиной – тем более».
Борис Львович – участник Великой Отечественной войны, в 17 лет ушел добровольцем на фронт. Свой первый бой принял в июле 1941 года под Красным. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении. В одном из боев был ранен, госпитализирован. В 1943-1948 годах учился в Военной академии бронетанковых войск. Участвовал в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.
В 1954 году началась его профессиональная литературная деятельность, тогда же вышла в печать первая пьеса – «Танкисты». По ней готовился спектакль в 1955 году под названием «Офицеры». Спектакль вышел, но на втором представлении был запрещен без объяснения причин.
Известность и любовь читателей Васильеву принесла повесть «А зори здесь тихие…» (1969 г.) – пронзительная история гибели на войне пяти девушек. Всю горечь утраты, бессмысленности жертв войны несет в себе малоизвестное название этой повести – «Бой местного значения». История о несовместимости живого, человеческого, любящего начала и беспощадной, жестокой, разрушительной силы никого не оставила равнодушным. В 1971 году повесть была инсценирована, а в 1972-м по ней снят известный фильм Станислава Ростоцкого.
Военная тема находит отражение в произведениях Васильева, написанных в разные годы: «Танкисты» («Офицеры», 1954 г.), «Иванов катер» (1957 г.), «В списках не значился» (1974 г.), «Завтра была война» (1984 г.) и других. Его герои – люди свободные, сильные духом, чуждые притворства и желания пойти на сделку со своей совестью, верные своему Отечеству.

Классик и летописец
Васильев – автор многих романов, пьес, повестей, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. Наиболее известные экранизации – «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Аты-баты, шли солдаты…» (1976), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980), «Подсудимый» (1985), «Завтра была война» (1987), «Я – русский солдат» (1995). За сценарий к фильму «А зори здесь тихие» Васильев был удостоен Государственной премии СССР 1975 года.
Борис Васильев – биограф собственного рода. Его романы, написанные с 1977 по 1998 годы, – «Картёжник и бретёр, игрок и дуэлянт», «Были и небыли», «Утоли моя печали», «И был вечер, и было утро», «Дом, который построил Дед», «Вам привет от бабы Леры» – построены на фактах из коллективной биографии семьи Алексеевых (в книгах – Олексиных), его далеких предков. Это настоящий роман-эпопея о жизни нескольких поколений, в котором история семьи причудливым образом переплелась с историей страны. Главная цель его саги о семье Олексиных – рассказать о судьбе дворян-офицеров, русских интеллигентов и самой России.
«Я прожил достаточно длинную жизнь, – пишет Борис Васильев, – чтобы внутренне ощутить, а не просто логически осмыслить все три этапа, три поколения русской интеллигенции от ее зарождения до гибели через ступени конфронтации, унижения, физического уничтожения, мучительного конформизма уцелевших до возрождения веры в гражданские права и горького понимания, что интеллигенция так и осталась невостребованной… Ведь необходимость и сила русской интеллигенции была в её понимании своего гражданского долга перед родиной, а не просто в исполнении тех служебных функций, которые столь характерны для западных интеллектуалов и которые силой насаждала советская власть. Русская интеллигенция была востребована историей для святой цели: выявить личность в каждом человеке, восславить ее, укрепить нравственно, вооружить не раболепием православия, а мужеством индивидуальности. Русский народ не может существовать без собственной интеллигенции в исторически сложившемся ее понимании не в силу некой богоизбранности, а потому лишь, что без неё он утрачивает смысл собственного существования, вследствие чего никак не в силах повзрослеть» («Век необычайный», литературный журнал Союза писателей Москвы «Кольцо А», 2002, №20).
Большое внимание Васильев уделяет изучению истории, которую называет не иначе как «богиня». Ему принадлежит создание серии исторических романов о Древней Руси: «Вещий Олег», «Ольга, королева русов», «Князь Святослав», «Князь Ярослав и его сыновья» (1996-97 годы). В последнем, повествующем о событиях Смутного времени и его последствиях, критики находят множество очевидных аналогий с событиями в России 90-х.
К сложным реалиям дня сегодняшнего, замешанного на острых конфликтах предпринимательства и криминалитета, на пугающем падении культуры, а вместе с нею и уровня жизни, на скрытой и явной угрозе разрастания нравственной глухомани в душах людей, обращена повесть «Глухомань» (2001 г.).

Благодарные земляки
Исследованием творчества Бориса Васильева давно занимается смоленский педагог и краевед Владимир Карнюшин, директор 17-й школы Смоленска, доцент кафедры литературы Смоленского государственного университета, кандидат филологических наук. Владимир Анатольевич - автор книги «Чтобы услышать голос прошлого (Смоленские страницы прозы Бориса Васильева)», ведет курс по творчеству писателя в Смоленском государственном университете, который я в своё время прослушала. Помню, он рассказывал о том, как происходила экранизация повестей Васильева, о том, как в фильм «Офицеры» не вошла главная часть повествования – история родителей главных героев, Ивана Варавы и Алексея Трофимова. А ведь именно первое дореволюционное поколение русской интеллигенции воспитало тех патриотов, которых блестяще сыграли Василий Лановой и Георгий Юматов. Самого Бориса Львовича воспитывали по старинке, он всегда считал себя человеком конца XIX века «и по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...».
Вот что написал о нашем земляке В.А. Карнюшин: «Борис Львович всегда пишет для того, «чтобы помнили». По этому принципу и живёт, никогда не работая «для момента» или в угоду власти. Писатель честен и предельно открыт, говоря лишь о том, что действительно его волнует».
В Смоленске начато издание восьмитомного собрания сочинений Бориса Васильева (тт. 1-5 вышли в 1994-95 г.), книжная серия «Свидетельства о ХХ веке» (издательство «ТРАСТ-ИМАКОМ») открывается книгой публицистики Васильева «Люби Россию в непогоду» (1994 г.). Его имя вписано в страницы культурного наследия Смоленщины. В мае 1994 года Борис Львович Васильев стал почётным гражданином города-героя Смоленска.

Горечь осени и рафинад наград
В конце 1980-х годов Борис Васильев активно участвует в общественно-политической жизни: он депутат I съезда народных депутатов СССР, член Комиссии съезда по расследованию событий 1989 года в Тбилиси. В том же году он выходит из КПСС, в которой состоял с 1952 года. И довольно скоро оставляет политику, считая, что писатель должен заниматься своим прямым делом. Но в 2002 году вновь оказывается общественно востребованным – становится членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Писатель награжден многими наградами: орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени (в 1999 и 2004 годах), орденом Дружбы народов (1994 г.), различными премиями, в том числе премией имени А.Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997 г.), премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство» (2002 г.).
Писатель постоянно напоминает россиянам о необходимости установления и поддержания приоритета культуры, которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания русского народа, с горечью признавая, что «революция и воспоследовавшая за нею Гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня...» («Век необычайный»).
Сейчас писатель живет и работает в Москве.
Я – автор!
И патетика, и лирика, и драма

Другие новости по теме