9 декабря 2016 01:01
USD 63,39   EUR 68,25
03 ноября 2009 2798

Александру Градскому – 60!

Александру Градскому – 60!
На вкладыше одного из своих многочисленных альбомов этот артист нескромно написал: "Александр Борисович Градский родился 3 ноября 1949 года. Остальное вы знаете!" Нет, любезнейший, знаем мы не так уж и много, но вот в чём сомнений нет, так это в грядущем юбилее: сегодня известному советскому рок-певцу исполняется 60.

В сущности, сколько бы лет ни прошло, Градский так и сияет в памяти худощавым молодым человеком со скорбным выражением лица, наделённым зычным голосом и взрывной вокальной манерой. Неизгладимые детские впечатления: в "Утренней почте" Град¬ский поёт "Ленточка моя финишная!..", багровеет от напряжения, ощеривается, очки уползают на затылок – ужас! Не знаю, как Градский попал на телевидение, но этот его ролик с песней Пахмутовой был похлеще "Лед Зеппелин". Простой народ молодого рокера попросту боялся.
Уже взрослым я узнал, что Градский исполнил ещё один суперхит времён моего детства – арию Рыбы-пилы из мультипликационного мюзикла "Голубой щенок". Песня была настолько… как бы это сказать, нечеловеческой, что не очень-то приходило в дет¬скую голову узнать, кто это там визжит. Повторюсь, и эта работа достойна лучших западных рокеров, да и актёров самой высокой пробы: это чудо, когда тебя не узнают в роли.
Надо сказать, со времён своего предыдущего юбилея, 50-летия, Александр Борисович немногого достиг (по крайней мере, публично). Его песня в фильме "В августе 44-го…" звучит всё-таки инородным телом, хотя в целом музыкальное оформление кинокартины дискомфорта не вызывает. Альбом "Хрестоматия", о котором композитор охотно говорил в интервью, прошёл незамеченным. Да, была ещё передача "Линия жизни", где скромность и самоирония совсем изменили нашему герою, превратив в недалёкого и немолодого персонажа давно ушедшей эпохи.
Да и сам полувековой юбилей Александра Борисовича, в отличие от его ровесницы А.Б. Пугачёвой, прошёл в СМИ практически незамеченным – его почему-то поздравили только поющие детишки в "Утренней звезде" (по-моему, они слабо представляли, кто этот дядька), да потом с большой задержкой показали запись юбилейного концерта. Там Град¬ского славословил Лужков, но артист пел заметно хуже, чем на концерте в честь собственного 45-летия. И за прошедшие десять лет мы его почти не видели.
Градский давно стал этаким бесплотным духом отечественной рок-музыки, который существует в головах знатоков и первопосвящённых, будучи совершенно незнакомым прохожим в глазах молодёжи. И уже всё меньше людей, помнящих первый атрибут счастья – пластиночку фирмы "Мелодия" с песнями "В полях под снегом и дождём", "Наш старый дом", "Песня шута" и "Я – Гойя". Вот четыре шедевра отечественной музыки, открывшие умненьким мальчикам из хороших семей "лестницу на небо" (советским девочкам Градский нравился гораздо меньше). Здесь было всё: прекрасный и грозный новый мир, нежность, вызов, красота, боль и благородство. "Я – Гойя" – это поразительный пример творческого прорыва, нового искусства в мире якобы несвободных (о чём нам теперь не устают повторять) советских людей. Гражданственность "русского рока" проявилась впервые именно у Градского. И он же проявил ответственность и совестливость, когда в 1992 году призвал других музыкантов не принимать участие в готовящемся издевательском исполнении гимна Советского Союза.
Явление Градского стране произошло в фильме "Романс о влюблённых" (там он, кстати, пел что угодно, но только не романсы). Для него этот фильм стал как "Вертикаль" для Высоцкого, но тут начинаются элементарное невезение и несудьба, которые в дальнейшем будут сопровождать его постоянно, сделав самым странным и нереализовавшимся артистом: режиссёр "Романса" Андрон Кончаловский вскоре сбегает на Запад, фильм запрещают. Вырастут целые поколения, не знающие его "Птиц", "Колыбельной" и "Загулял"… Пение Градского в заставке фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" событием, на мой взгляд, не стало.
Сейчас об этом вспоминают всё реже и реже, а ведь АГ написал первую отечественную рок-песню на русском языке – это "Синий лес" на его собственные стихи. И датируется она едва ли не 1965 годом…
Временами Градский был на удивление конъюнктурен, так что лукавые и более молодые Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич – его прямые последователи. Градский одним махом попал в совет¬скую обойму, богатырски спев новую эпическую песню самого советского композитора – Александры Пахмутовой – "Как молоды мы были". Тут снова загадки: почему, например, песню не взял Муслим Магомаев, имевший на тот момент гораздо больше оснований оглядываться назад, равно как и прочную творческую дружбу с Александрой Николаевной.
Выдающимся достижением, достойным лучших сольных работ Джона Леннона, стал записанный в 1979 году альбом "Утопия А.Г.". Ну а цикл "Сатиры" на стихи Саши Чёрного – это что-то вроде отечественных "Физикал Граффити"…
Градскому всегда был присущ некий астигматизм творческого зрения. Он позволил ему записать с симфоническим оркестром (!) целый альбом песен на стихи запрещённого Набокова в неблагополучном 1984 году, явившемся годом максимального политического противостояния и идеологической напряжённости. Зато Градский замолчал, когда стало можно петь что угодно.
Нет возможности перечислять все его успехи – у каждого меломана свои любимые записи, я назову навскидку свои любимейшие: "Моя печаль застыла неподвижно…" (стихи Поля Элюара), "Я кончился, а ты жива…" (Пастернак, конечно), "Отвяжись, я тебя умоляю!.." (Набоков), "Баллада о лицах страдальцев", "Подражание Окуджаве" ("Ах, светлые дали…"), "Он так любил", If You Go Away (Жак Брель), романс Неморино из оперы Доницетти "Любовный напиток" (концертная запись марта 1995-го), и ещё: Градский время от времени замечательно поёт "Орфея" Пахмутовой – Добронравова, а вот про "ленточку финишную" почему-то позабыл и даже не переиздаёт её старые записи.
К своему 60-летию мэтр наконец выпустил монументальную оперу "Мастер и Маргарита", которая призвана его совсем уж обессмертить, да вот есть опасения, как бы она не разделила судьбу других претенциозных работ Градского, окончившихся по сути пшиком – рок-оперы "Стадион" и балета "Человек".
Лучшие его времена определённо прошли, и нам уже не дождаться лаконичных шедевров. Градский слишком напыщен и помпезен, он всё ещё пытается поразить воображение слушателей, распевая арии Вагнера. Впрочем, как он сам написал 30 лет назад, "без свободы нет любви, а в любви нет свободы!"

Сергей МУХАНОВ

Опубликовано в "СГ" 3 ноября 2009 г. №104(550)
Новости по теме
20 октября 2009 1744
К сожалению, смоленский "Днепр" не смог преподнести игровой подарок к дню рождения (9 октября) президенту клуба, депутату Государственной Думы РФ Валерию Гладилину – обе встречи на выезде наши футболисты проиграли: в Курске "Авангарду" – 1:4, в Губкине ФК "Губкин" – 1:2. Голы у смолян забили Тамаев (90 мин.) – в Курске, Сойников (6 мин.) – в Губкине."Авангард" (Курск) в следующем сезоне будет выступать в первом дивизионе первенства страны.Другие результаты 33-го и 34-го туров в зоне "Центр" второго дивизиона:ФК "Рязань" (Рязань) – "Сатурн-2" (Московская обл.) – 1:2 (0:0); "Спартак" (Тамбов) – "Знамя Труда" (Орехово-Зуево) – 1:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0; "Звёзды" (Серпухов) – "Зодиак-Оскол" (Старый Оскол) – 0:1; "Локомотив" (Лиски) – "Русичи" (Орёл) – 2:0; "Авангард" (Курск) – "Динамо" (Брянск) – 0:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0.25 октября, в воскресенье, "Днепр" принимает "Локомотив" из Лисок.
28 апреля 2010 1591
ООО "Смоленскрегионгаз" сообщает, что МУП "Смоленсктеплосеть" не является злостным неплательщиком за потребленный газ.
28 апреля 2010 1408
Смоленск живёт ожиданием футбола: 30 апреля в городе-герое стартует первенство страны в зоне "Запад" второго дивизиона. Смоленский "Днепр", идущий после двух выездных туров с тремя очками на пятом месте, принимает завтра в 18.00 "Волочанин-Ратмир" из Вышнего Волочка.Следующую встречу смоляне проводят 3 мая. В 17 часов на своём поле "Днепр" играет с московским "Торпедо-ЗИЛ".
Проводы Валерия Соляника и матч "Днепр" (Смоленск) – "Динамо" (Брянск) состоятся на стадионе "Спартак" 8 октября
07 октября 2009 2519
Проводы Валерия Соляника и матч "Днепр" (Смоленск) – "Динамо" (Брянск) состоятся на стадионе "Спартак" 8 октября.Слухи о срыве этих двух мероприятий категорически опроверг в беседе с корреспондентом "Смоленской газеты" пресс-атташе ФК "Днепр" Виктор Южанин. Он сказал:- Началось интенсивное финансирование брянского клуба, игроки заявили об отказе от забастовки, всё готово и к церемонии чествования знаменитого смоленского футболиста.
"Космические гонки" в CAR-dымово, 6 марта
07 марта 2011 3155
Смоленская область, Кардымовский район
25 июня 2010 1467
В четверг смоленский "Днепр", принимая наро-фоминскую "Нару-ШБФР", сыграл с гостями вничью 2:2. Игра складывалась драматично: хозяева уже к 12-й минуте проигрывали 0:2. Во второй половине матча, мобилизовавшись, "Днепр" сумел восстановить равновесие: голы забили Марков (51, с пенальти) и Хотов (72).
"));