4 декабря 2016 19:19
USD 64,15   EUR 68,47
03 апреля 2014 1273

В Смоленске впервые выставят медальоны Толстого

В Смоленске впервые выставят медальоны Толстого

Со 2 апреля экспозиция смоленской художественной галереи пополнилась сразу пятью экспонатами. Ранее они находились в реставрации и никогда ранее не выставлялись в галерее.

В зал русского искусства XVIII века вернулся знаменитый «Портрет неизвестной в светло-сером платье» кисти признанного мастера камерного портрета Федора Рокотова. Мерцающее в полумраке лицо дамы задумчиво, немного таинственно, на губах – едва уловимая улыбка, взгляд погружён в себя. Мягкость границ, размытость контуров изображения придают особый характер образу. Этот портрет – один из лучших в ряду произведений Федора Рокотова 1770-х годов. Не только многие смоляне, но и сотрудники музея успели соскучиться по этой работе.

Еще одно известное произведение, также находившееся в реставрации во Всероссийском художественно научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря, – «Золотой Рог. Босфор» Льва Феликсовича Лагорио. Этот блестящий живописец, мастер морского пейзажа представлен картиной, входившей в серию, написанную в 1880–1890-е годы. Эти пейзажи изображают Константинополь, города Крыма и Кавказа. Художника привлекало бледное утреннее освещение, создающее неожиданные, подчас едва уловимые эффекты, вроде случайно прорвавшегося из-за тумана солнечного луча. С другой стороны, Лагорио, несомненно, стремился написать большую галерею приморских городов. Подобные картины пользовались успехом у богатых заказчиков, строивших себе дворцы и дачи в разных уголках побережья и заходивших на своих яхтах в черноморские порты. Корабли, стоящие на рейде, дома, теряющиеся в дымке у подножия гор, уютные и гостеприимные бухты выглядели нерукотворными визитными карточками черноморских городов. К числу таких картин относится и наш вид Золотого Рога.

Из реставрации также вернулось произведение Джованни Паоло Паннини, которое введено в экспозицию впервые. «Религиозное шествие в Риме» - типичная итальянская ведута – подробный городской пейзаж. Рим, вдохновил его на создание исторических композиций, сцен из современной ему жизни и воображаемых видов реальных построек, находящихся в разных частях города, но собранных вместе, как на представленной картине. Джованни Паннини был первым художником, специализировавшимся на подобного рода видах, и его многочисленные работы имели огромный успех у туристов. Эту картину теперь можно увидеть в залах западноевропейского искусства.

Никогда ранее не находились в экспозиции Художественной галереи медальоны Федора Толстого. Медальоны Федора Петровича Толстого «Битва при Фер-Шампенуазе» и «Освобождение Амстердама» принадлежат к знаменитой серии из 21 рельефа в духе классицизма, посвященной событиям Отечественной войны 1812 года и заграничным походам русской армии 1813-1814 годов. Это самый ранний памятник, вдохновленный победой над Наполеоном, – временем, когда героизм и гражданская ответственность стали частью повседневной жизни человека. «Я русский и горжусь сим именем. И желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника… дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелая им сказать, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русское!».

Выбрав крупнейшие эпизоды, рисующие героическую борьбу русского народа за свое Отечество, Толстой облек их в аллегорическую форму, соединив монументальность древнегреческой скульптуры с ювелирным изяществом. Он сделал это без риторики, сохранил ясность и простоту сюжетного строя. Художник ни разу не прибегнул к традиционным изображениям полководцев и генералов, поставив в центре всех событий русский народ, подчеркнув его сплоченность в борьбе, воодушевленность и патриотизм. Продиктованная искренними патриотическими побуждениями работа над серией продолжалась более двадцати лет: с 1814 по 1836 год. Это лучший образец русского медальерного искусства XIX века и вершина творчества Федора Толстого-медальера.

Произведения приобрели широкую известность не только в России и снискали громкую славу художнику. Они неоднократно воспроизводились к памятным датам событий войны в самых различных материалах – гипсе, бронзе, меди, фарфоре, стекле.

Новости по теме
Выставка редких картин в Смоленске
06 августа 2013 2031
В городской художественной галерее выставили полотна из фондов музея-заповедника, которые вернулись с реставрации…
Детский сад в Смоленской художественной галерее
23 марта 2012 6414
Привить детям любовь к искусству важно в самом раннем возрасте. О том, как могут помочь картины в этом важном деле, хорошо знают сотрудники Смоленской художественной галереи.
Смоляне увидят картины Куинджи
01 октября 2013 1641
В КВЦ имени Тенишевых открывается выставка картин знаменитого пейзажиста из собраний Русского музея…
Путин подарил Смоленску медаль
11 апреля 2013 989
Набор медалей, которые были изготовлены ограниченным тиражом на Санкт-Петербургском монетном дворе Гознака, 10 апреля передал заместитель полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Николай Овсиенко
Художник Николай Карташов. Источник вдохновения – родная земля
25 января 2012 1652
Недавно в выставочном зале Дома художников в Смоленске открылась персональная выставка произведений известного живописца, члена Союза художников России Николая Карташова. Представители Департамента по культуре области, художники, преподаватели, студенты, многочисленные ценители искусства пришли на вернисаж поздравить мастера со знаменательной датой – его 80-летием.
Судьба смоленского портрета Михаила Глинки
02 июня 2009 4493
В 1904 году отмечалось столетие со дня рождения М.И. Глинки. В 1907-м исполнилось 50 лет как скончался композитор. Среди событий, отметивших эти даты, - открытие в Ельне в 1907 году мужской классической прогимназии имени композитора М.И. Глинки.
"));