Культура

Удачные эксперименты Ильи Викторова

14 ноября 2014 года в 12:06
Интервью солиста перед концертом в Смоленской филармонии.

Зал трижды вставал, аплодируя ему. Крики «Браво!» не смолкали на протяжении всего вечера. Публика не скрывала своего восторга. Первый сольный концерт Ильи ВИКТОРОВА в Смоленске прошёл на ура. Знакомство публики с артистом, к заметному удовольствию обеих сторон, состоялось…
А мы с Ильёй Викторовым встретились за несколько часов до его выступления. Когда интрига ещё сохранялась и успех был только возможным и будущим…
Удачные эксперименты Ильи Викторова


О Смоленске узнал от... ФСБ



– Илья, вы впервые в Смоленске?

– Я вчера пытался вспомнить, когда был здесь первый раз. Получилось, что в прошлом году, на праздник города. Я приезжал с оркестром ФСБ, но это было настолько внутри всех моих гастролей, что я, кроме самого факта приезда, уже ничего не помню – даже зал, где мы выступали. В этот раз всё немного спокойнее – я даже смог увидеть ваш город. Правда, пока только из окна автомобиля…

– То есть со вчерашнего дня у вас не было времени даже прогуляться по центру?

– Да. Потому что и вчера, и сегодня мы репетировали. Я ведь приехал без аккомпаниатора – замахнулся сразу на ваш местный симфонический оркестр. И с одной стороны, я рад, что мне представилась такая возможность. А с другой – я понимаю всю сложность этого выступления. Во-первых, симфонический оркестр, в котором сегодня будут и несколько народных инструментов. Во-вторых, репертуар достаточно разнообразный: и рок, и классика, и эстрада. Прозвучат и композиции, которые публика привыкла слышать в женском исполнении. А кроме того, одну песню мы споём дуэтом с солисткой вашей филармонии Людмилой Каминской. Мне кажется, зрителю это должно быть интересно.


Петь, стоя на голове


– Женские песни в мужском исполнении – я знаю, что у вас есть целая программа на эту тему. А как вообще возникла такая идея – обратиться к творчеству коллег-женщин?

– Я как-то подумал, что, пожалуй, самые лучшие вещи созданы для женщин. И это не только в музыке. Мода в одежде – вообще исключительно женская прерогатива. И нам, мужчинам-исполнителям, очень тяжело подобрать достойный сценический костюм. Особенно когда хочется чего-то оригинального, но в то же время не переходящего за грань эпатажа.
Так вот, когда я решил исполнить песни из женского репертуара, мне тоже было важно остаться на этой грани. Поэтому все композиции звучат исключительно в моей манере. Мне просто хотелось показать зрителю, что эти прекрасные тексты, положенные на хорошую музыку, не менее гармонично могут звучать и в мужском исполнении.

– Я вижу, вы такой любитель экспериментов…

– Для меня это не такие уж эксперименты – скорее душевные позывы.

– И всё-таки интернет вас характеризует как неугомонного экспериментатора, находящегося в постоянном поиске каких-то новых идей и творческих решений.

– Наверное, это потому, что я актёр по образованию, и некая творческая неугомонность – часть профессии. Более того – мне повезло учиться у замечательного мастера Александра Тителя, который сам большой экспериментатор. Он просто требует от оперных певцов постоянно что-то придумывать, чтобы не стоять спокойно на сцене, – от этого и действие выигрывает, и голос по-другому ложится. И он так меня воспитал, что я уже не могу иначе. Так что и в сольном творчестве, и в проектах с другими режиссёрами я всё равно стараюсь показать зрителю, что природа человеческая безгранична. Например, все знают, что я один из немногих исполнителей, который поёт, стоя на голове. Да что там говорить: мне и летать приходилось, и цирковые трюки выполнять – и при этом петь. Конечно, это нелегко. И требуется много времени для работы над собой, своим телом, мышцами. Иногда это даже опасно. Сколько раз на меня декорации падали! А три недели назад я вообще сотрясение мозга получил, когда мне на голову свалилась арматура. Всё равно я на гастроли на следующий же день поехал и работал, хотя в перерыве пришлось под капельницей лежать. Потому что я считаю, что эксперимент того стоит. Зачем вообще тогда жить, если не пробовать что-то новое? Наверное, у меня просто натура такая, когда скучно идти по прямой – обязательно надо бежать, ставить новые цели и как можно быстрее их добиваться. Потому что хочется ещё много чего успеть.

Самая дорогая награда – зритель


– Очень плотный гастрольный график – это тоже от желания не расслабляться?

– Наверное. Но ещё и потому, что в регионах самая благодарная публика. Как ни странно, но в некотором отдалении от Москвы люди в большинстве своём слушают качественную музыку – мне это импонирует. И кажется, что здесь больше душевная отдача. А для артиста, пожалуй, это самое важное – получать от зрителя обратную энергетику и положительные эмоции.

– Но с таким рабочим ритмом у вас на личную жизнь время-то остаётся?

– Я не очень люблю говорить на эту тему, но с личной жизнью пока действительно тяжело. Впрочем, думаю, время ещё есть. Хотя какие-то отцовские инстинкты уже дают о себе знать. Но я им нашёл применение в общественной жизни – в моей благотворительной акции «Мир в детских руках». Я помогаю детям из детских домов, одарённым детям из многодетных семей, каких-то ещё социально незащищённых слоёв общества. Причём помощь эта самая разная: кого-то надо за руку отвести в тот же ГИТИС, где я преподаю, а с кем-то достаточно просто поговорить, чтобы подтолкнуть к активным действиям. Одного мальчика я полностью взял под свой патронаж – он музыкант, играет на тромбоне…

– Несмотря на ваш довольно молодой возраст, у вас внушительный список различных наград. Какая из них самая дорогая для вас?

– Самая дорогая награда – это зритель. И получение новых ролей, потому что это даёт возможность двигаться дальше, открывает новые этапы… А из наград, которые вручают, самая необычная – гранд на обучение в Лондоне от Пола Маккартни. Из всех видеозаписей, предварительно отобранных жюри, сэр Пол выбрал именно мою, где я на ломаном английском исполнял арию Иисуса. Наверное, ему понравилось, что девятнадцатилетний парень вообще взялся за такую сложную партию. Кстати, за участие в этом конкурсе меня чуть не выгнали из ГИТИСа, потому что я прогулял генеральный прогон перед экзаменом. Но всё обошлось, в институте я доучился и теперь в нём же и преподаю. Видимо, это судьба – то, что мне поверили и дали ещё один шанс.

Мистика – часть профессии


– Вы верите в судьбу? В какие-то знаки, приметы?

– В приметы не верю. А что касается судьбы, я иногда употребляю это слово, когда случается что-то мне неподвластное. Особенно из разряда не самых приятных событий. Я вообще сейчас немного спокойнее стал реагировать на вещи, которые не получаются. Говорю: «Это судьба» – и внутренне как бы переключаю себя с негативных эмоций на конструктивные. Потому что, несмотря ни на что, надо идти дальше: работать, развиваться, что-то привносить в эту жизнь.

– Я знаю, что вы играли главные роли (Мастера и Иешуа) в мюзикле «Мастер и Маргарита», который, как пишут в интернете, был «закрыт по мистическим причинам»…

– Да, проект был на самом деле мистический. Хотя как раз в том, что он закрылся, никакой мистики нет – видимо, просто пришло время. Что же касается меня, было несколько случаев необычных, когда я работал над этим мюзиклом. Например, в сцене распятия на Голгофе я однажды настолько вжился в роль Иешуа, что упал с креста сразу после закрытия занавеса и, честно говоря, не помню, как меня привели в чувство. Было такое впечатление, что в меня вошло какое-то астральное тело. Впрочем, подобная мистика – часть профессии актёра. Потому что мы играем по Станиславскому – входим в образ на эмоциональном уровне. Иногда это бывает настолько глубоко, что герой становится нашей частью. И тут очень важно уметь вовремя сказать себе стоп, чтобы не потащить с собой этого героя за пределы сцены. Например, однажды, играя в мюзикле Суини Тодда, я вышел из театра и поймал себя на мысли, что мне вдруг захотелось кому-нибудь перерезать горло. К счастью, я вовремя сумел с собой справиться – никто не пострадал.

– На эстраде вы работаете в жанре classical crossover – что это такое?

– По сути – смешение стилей, дающее большие возможности для творческих экспериментов. Если конкретнее – это исполнение классическим голосом в классической аранжировке самой разноплановой музыки: эстрадной, джазовой, роковой.
Этот жанр сейчас приобретает популярность. Думаю, что и в дальнейшем он будет востребован хотя бы той публикой, которая готова воспринимать такую музыку…


* * *

Смоленскому зрителю Илья Викторов понравился. Думаю, что и наша публика артиста не разочаровала. Во всяком случае, прощаясь со зрителями после концерта, он обещал вернуться…

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ

В Смоленском народном театре – «Здесь живут люди»
В Смоленске 100-летие Николая Улласа отметят юбилейной выставкой

Другие новости по теме