Культура

«Дирижёр» против тьмы

16 ноября 2014 года в 09:03
20 ноября Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова покажет премьеру – спектакль Виталия Барковского «Дирижёр» по пьесе Леона Агулянского. На сцене будет находиться всего один актёр – такая театральная форма называется «моноспектакль». «Дирижёр» будет идти на малой сцене. В нём зрители увидят Егора Деюна и Юрия Гапеева.
Пьеса посвящена выдающемуся музыканту, дирижёру Михаилу Кацу. О своей работе над ней рассказывает «Смоленской газете» главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ.

– Виталий Михайлович, почему вы думаете, что история про зарубежного музыканта, утончённую натуру, человека, что называется, штучного, будет интересна широкому зрителю?
– Мне думается, что всё, что касается творческого организма, вдохновения, гражданской позиции того, кого мы называем «человеком мира», – будет интересно зрителю. Мне важно исследовать, как гениальные люди умеют сохранить свою божью искру в сложившемся мире стереотипов, привычных матриц, застывших форм. За гениями очень интересно наблюдать – как они поступают в том или ином случае. Как они налаживают диалог с этим объектом под названием «жизнь». Ведь они разговаривают с жизнью на равных, не убегают, не прячутся, не спасаются от неё, как спасаемся все мы. Эти люди до конца идут с жизнью на ты. Его невозможно остановить – вот таков Кац для меня!

– В чём соль пьесы? В чём главный конфликт?
– Конфликт с тьмой, борьба за свет! Борьба за понимание. Борьба за полную реализацию высокого начала, за настоящее высказывание, которое стоит очень дорого!

– Присутствует ли в спектакле война?
– Наверное, война миров, война понятий. Ведь многие даже не догадываются, что во тьме бродят, причём именно творческие люди! Матрица, в которой все живут, давно стала привычным делом: «Не надо ничего разрушать!» Сегодня, как и всегда, происходит имитация жизни, а не она сама. Имитируют даже чувства, самые близкие проявления человеческой природы…

– Сама форма моноспектакля очень тяжёлая и для актёра, и для режиссёра, и для зрителей. Те видят перед собой на протяжении часа одного человека, и если там нет каскада потрясений, то удержать внимание зала достаточно сложно. А ведь у вас это не первый моноспектакль в Смоленске. Какие приёмы вы используете в своей работе в моноспектаклях? Как заряжаете актёра? Чему учите?
– Прежде всего мы изучаем вместе с актёром природу вещей, которые могли бы стать настоящими раздражителями имеющегося мировоззренческого, культурного опыта. Изучаем религиозные мотивы, генетический код – мы ищем вместе, что зарядило бы исполнителя как личность, как человека. Ведь если нет внутренней необходимости говорить, если ты не горяч, то – зачем? Спектакль – это акт, действие, и актёр обязан его совершить. И мы – ищем. У творческих людей бывает такой цинизм, что человек не может сам к себе пробиться. Мы должны найти необходимость высказаться – такую, что иначе актёр не уснёт, не успокоится как личность, ему без этого высказывания жить нельзя. И эту позицию – о чём он говорит – нужно выверить через ценности, уже наработанные человечеством, через мораль.
Да, это мой второй моноспектакль, но в постановке «Вам нравится танго?» с Ольгой Фёдоровой присутствует момент шаманства, даже гипноза, а здесь – не гипноз, здесь – существо человеческое со всеми нюансами, на которые способна личность.

– Если уподобить режиссёра музыканту, то актёр в его руках – как музыкальный инструмент. Вы нашли на роль в моноспектакле двух актёров, которые «настроены» более-менее в одной тональности. Однако чем спектакль с Егором Деюном будет отличаться от спектакля с Юрием Гапеевым?
– У Егора романтическая природа, этим он и интересен. У него наивное, романтическое начало с мучительной нотой страдающего человека. Он очень хотел бы, чтобы мир был совершеннее, – до слёз! Ему хочется расцеловать весь мир, хочется, чтобы люди поменьше грешили… Юрий – человек сомневающийся, постоянно ищущий выход из тех комплексов, что мучают его, в том числе – выход через страдание. Он тоже редкий тип человека в наше время. Юра всё время сомневается, этим он отличается от Егора, и за этими сомнениями, как ни странно, очень интересно наблюдать.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
В Смоленске 100-летие Николая Улласа отметят юбилейной выставкой
В Смоленской филармонии показали «Сказку из бабушкиного сундучка»

Другие новости по теме