Культура

«Дирижёр»: наедине с миром и с собой

22 марта 2015 года в 13:45
Смоленский государственный драматический театр имени Грибоедова выпустил моноспектакль, посвящённый всем талантливым людям.

Недавняя премьера в Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова одновременно и сложна, и проста в восприятии. «Дирижёр» является моноспектаклем: один актёр, Егор Деюн, на протяжении часа рассказывает судьбу нашего с вами соотечественника, давно ставшего гражданином мира и мировой знаменитостью. Прообразом главного героя «Дирижёра» стал один из выдающихся дирижёров современности Михаил Кац, выросший в Ростове-на-Дону, учившийся в Московской консерватории и вынужденный вернуться домой, а в 1985 году – эмигрировать. Пьесу написал драматург Леон Агулянский, увидевший глубокий символизм в судьбе Михаила Каца. Пьеса привлекла внимание главного режиссёра театра, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского, который и поставил спектакль.
Исполнитель роли Дирижёра Егор ДЕЮН рассказал нашему корреспонденту о своей работе.

– Егор, насколько я знаю, вас поначалу не очень впечатлила пьеса. Что послужило толчком, разворотом в работе?
– Идея режиссёра Виталия Михайловича Барковского, форма, в которой мы будем подавать материал. Так что Барковский и заинтересовал.
– На мой взгляд, моноспектакль – это всегда диалог с залом. Потому что если выйти и просто мелодекламировать текст, без обратной живой связи, то зал актёру не удержать. Поэтому форма моноспектакля заведомо одна – это вовлечение зрителей в действо…
– Да, так и есть. У нас здесь свои приёмы. Прежде всего в спектакле множество пластических моментов. Виталий Михайлович давал свободу фантазировать. Пластика шла от меня. Режиссёр только одобрял или не одобрял предлагаемое.

– В спектакле очень важную роль играет дирижёрская палочка в ваших руках. Вы получили какие-то азы дирижирования в процессе подготовки роли?
– Когда я учился в академии искусств в Витебске, у нас было несколько уроков дирижирования. Но мы не стремились в «Дирижёре» воспроизвести процесс – я ведь там не дирижирую. Прежде всего в центре внимания – руки…
– Насколько вам удобно существовать на сцене в предложенной форме? Как вам световое, музыкальное решение?
– От многих вещей мы отказывались. Музыки поначалу было гораздо больше. Помимо заглавной «Кармен-сюиты» мы оставили только Вангелиса, Шнитке и Вивальди.
– А как со светом? По глазам не бьёт? Вы хорошо различаете людей в зале?
– Нет, вообще не вижу. Зал похож на пятно. Да, оно дышит, иногда – кашляет, но лиц я не вижу. И звук, и свет мне нравятся, решение спектакля мне помогает. Знаете, когда шли прогоны только с музыкой – было сложно. И когда появился свет, всё встало на свои места.

– Как вы готовитесь, как настраиваетесь на спектакль?
– Часа за три я начинаю ходить по коридорам, курю, проверяю знание текста... Захожу в гримёрку, ставлю музыку… Не могу успокоиться!
– А бывает так, что вы успокаиваетесь по ходу спектакля?
– Нет! Всегда – на нерве.

– Вы изучали личность самого Каца при работе над спектаклем?
– Нет. Мне было достаточно предлагаемого материала. Понимаете, это не спектакль конкретно про Каца. Это драматург Леон Агулянский написал такое посвящение своему другу. Мы делали собирательный образ любого по-настоящему творческого человека, который всегда в конфликте с самим собой, с окружающими… Толпа его не понимает и не принимает.
– Что вас привлекает и что отталкивает в характере, который вы играете?
– Привлекает трепетное отношение к своему дару. Он любит своё дело – музыку!
– Страдание по жизни ему свойственно?
– Да, безусловно.
– Как вы считаете, страдания человека могут привлекать актёра, зрителей?
– Но он же не плачет… Это страдание в высоком смысле слова.

– Какое место занимает музыка в вашей жизни? Что предпочитаете?
– Я слушаю любую музыку, разную. Но чтобы я фанател от чего-то одного – нет такого. Я всеяден.
– Кацу сейчас 60. Вы – гораздо моложе. Вы играете судьбу, разворачивающуюся на протяжении многих лет. Вас это не смущает?
– Нет, абсолютно.

P. S. По нашим сведениям, актёр очень точно попал в жесты, в пластику Каца. Дирижёр подарил смоленскому актёру свою личную дирижёрскую палочку, дав высокую оценку его работе.

«Дирижёр»: наедине с миром и с собой


Фото: Сергей МУХАНОВ, Дмитрий ПРУДНИКОВ
Смоляне услышат «Звонкие голоса Беларуси»
Смоляне почтили память Никифора Мурзакевича

Другие новости по теме