Культура

«Страсти по Матфею» в народной интерпретации

13 апреля 2015 года в 14:33
В областном театре драмы прошла премьера оратории митрополита Илариона (Алфеева).

Премьера, собственно, получилась двойная. Прежде всего, это произведение впервые прозвучало в Смоленске. И, кроме того, впервые ораторию исполнил не симфонический, а народный оркестр. Для чего пришлось поработать художественному руководителю и главному дирижёру Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского Артёму БЕЛОВУ – именно он переложил оригинальную партитуру для исполнения на народных инструментах.

– Мне очень приятно, что премьера исполнения с народным оркестром состоялась именно в Смоленске, – поделился Артём Валерьевич. – И сама идея родилась в нашем городе. Мне пришлось переосмыслить партитуру Илариона Алфеева, переосмыслить природу струнных смычковых инструментов и перенести их на нашу народно-инструментальную жанровую основу. Если будет такая возможность когда-то узнать у автора мнение по поводу этого переложения, я буду просто счастлив. И готов что-то исправить, сделать работу над ошибками, усовершенствовать партитуру для дальнейшего исполнения.

Идею организовать исполнение «Страстей по Матфею» в Смоленске предложил правящий архиерей Исидор. И надо отметить, что для такого масштабного произведения реализована она была в рекордно короткий срок. Как признался руководитель отдела культуры Смоленской епархии иерей Валерий Рябоконь, в январе организаторы ещё только копировали ноты, а в феврале вели переговоры с оркестром и хорами. Так что собственно на репетиции оставался только март. И это учитывая, что хор из шестидесяти человек, задействованный в постановке, был сводным – в его состав вошли три самостоятельных коллектива: архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора, хор духовной семинарии и межъепархиального духовного училища…

Однако в общем всё получилось. Несмотря на некоторые технические нюансы, оратория прозвучала искренне, ярко и на высоком профессиональном уровне. Публика приняла премьеру достаточно эмоционально. Зрители долго выражали свою благодарность аплодисментами, не желая отпускать исполнителей со сцены.

– Постановка оратории действительно оказалась событием для религиозной и культурной жизни Смоленска, – заметил иерей Валерий Рябоконь. – Буквально за полторы недели были проданы все билеты. Я считаю величайшим достижением и грандиозным замыслом Илариона Алфеева, что со сцены звучит Евангелие. На мой взгляд, это очень важный способ донести до многих людей смысл, значение и внутреннее содержание евангельского повествования…

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ



Епископ Смоленский и Вяземский Исидор:
– На мой взгляд, перед оркестром имени Дубровского была поставлена почти неразрешимая задача – исполнить симфоническое произведение силами народных инструментов. И эта задача была успешно выполнена, поскольку были переданы все те искренние чувства, которые испытывает человек, неравнодушный к вере. Более того – именно благодаря народному коллективу мы подчеркнули духовность людей, умеющих хранить не только свои чувства и страдания, но и подвиги. Сегодня мы не просто услышали новую уникальную интерпретацию замечательного произведения, которое имеет успех на лучших сценах Европы, США и России. Мы также стали участниками этого события у нас в Смоленске. Надеюсь, что осенью мы повторим опыт исполнения «Страстей по Матфею» коллективом имени Дубровского, но уже непосредственно с участием самого митрополита Илариона, который лично мне это обещал.

Евгений МИШУТИН, солист, исполнитель партии Петра:
– Я несколько лет был солистом архиерейского хора, поэтому не могу сказать, что для участия в оратории мне пришлось осваивать что-то совсем необычное. Конечно, поражает масштаб произведения. Возможно, настрой потребовался несколько иной, чем обычно. Но в общем для меня, как всегда, главным было то, чтобы моя партия звучала искренне и вокально правильно. Безусловно, это мероприятие – большое событие в культурной жизни Смоленска. И особенно приятно, что сделано практически всё своими силами. Если я не ошибаюсь, только солистка Анна Мензер была приглашена к нам из Москвы. И, конечно, очень бы хотелось, чтобы это мероприятие не стало разовым. Чтобы оратория в нашем исполнении прозвучала ещё не раз, и не только в Смоленске. Потому что, на мой взгляд, всё получилось достойно. Да, всегда есть какие-то нюансы, есть к чему стремиться, над чем работать. Но главное – мы были искренни, и публика это заметила и оценила.

Виктория КУЗЬМЕНКОВА, ведущая концерта:
– Многие настороженно отнеслись к самой идее исполнения этого произведения народным оркестром. Некоторые даже называли затею авантюрой. Но мне кажется, что именно благодаря этому уникальному решению оратория в Смоленске звучала очень тепло и душевно. И я хотела бы особо отметить трёх людей, роли которых в подготовке этого мероприятия были главными. Прежде всего это владыка Исидор, предложивший исполнить ораторию в Смоленске. Это хормейстер Елена Фролова, которая разучивала со сводным коллективом все партии. И это художественный руководитель и главный дирижёр оркестра Дубровского Артём Белов. Если бы не его талант, высочайший профессионализм и умение просто титанически работать, боюсь, многое бы не получилось.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
На сайте Смоленского музея можно полистать «победные» открытки
Постскриптум к выступлению

Другие новости по теме