4 декабря 2016 19:22
USD 64,15   EUR 68,47
01 февраля 2010 2141

Чехов, Зощенко и найденное письмо

Чехов, Зощенко и найденное письмо
Признаться, никогда не любил рассказов Чехова. Не сразу, но сформулировал это для себя так: нужно поистине презирать людей, чтобы так смеяться над их ограниченностью и слабостями. Антон Павлович, по-моему, видел только животную, низменную, пошлую сторону человеческих отношений. Не случайно рассказы Чехова так охотно экранизировали в советское время, чтобы высмеять ненавистное царское прошлое и погорячее плюнуть в него. Потому что у Чехова изображены не люди, а пародии на людей. Маски и рыла. Какие они у него всегда нечистоплотные, в испарине, заплывшие жиром, чихающие, зевающие!..
Странно, но по той же логике мне должен быть глубоко ненавистен Зощенко, завзятый последователь Гоголя, Щедрина и Чехова, но сочинения Михал Михалыча я горячо люблю, и его судьба неизменно вызывает сочувствие. И за всеми его "разборками" на коммунальной кухне и в товарищеском суде я чувствовал стук большого человеческого сердца, стыд за людей, столь низко уронивших человеческое достоинство, гражданственность автора, его сострадание к убожеству. Живописуя мещанство, говоря на его языке, Зощенко оставался аристократом, а вот Антон Павлович – лекарем. У Зощенко были идеалы, пока они не погубили его, а у Чехова – никаких ни идеалов, ни иллюзий. Вот Антон Павлович и умер совсем молодым человеком…
Косвенным подтверждением моих выкладок может служить тот факт, что сочинения и судьба Зощенко практически забыты сейчас, хотя федеральные телеканалы днём и ночью предъявляют нам всё новые обличения и разоблачителей ненавистной им советской эпохи – и нет числа этим Сванидзе… А вот Зощенко – нету, хотя его очень охотно экранизировали в 70-е и 80-е, о "деле Зощенко и Ахматовой" вовсю трубили в пору перестройки…
К счастью, был и другой Чехов – автор пьес "Три сестры", "Чайка", "Дядя Ваня" и "Вишнёвый сад". Мальчишкой я долго не мог понять, чему так радуются учебники и театральные деятели – драматург просто, без затей, предельно выпукло обрисовал конфликты и характеры, доходчиво, по пунктам, как срисовал. Со временем я понял, что это и есть гениальность. Никакой позирующей натуры не было. (Бунин, кстати, говорил, что "Вишнёвый сад" – карикатура на русское дворянство, ничего такого и близко быть не могло… Впрочем, его слова уже не могли повлиять на глобальный, вселенский успех пьес провинциального доктора.)
Потом началась страшная пора осквернения классики, когда ради "нового" театрального прочтения в бедного Чехова стали добавлять гомосексуализм, сексуальные девиации, изуверство, наркоманию и пр. Стали повсеместными театральные кривлянья столь омерзительные, что все не испорченные постмодерном люди поневоле думают: "Бедный Чехов!.."
Нынешний юбилей Антона Павловича проходит в пламенных восторгах вокруг вновь обретённого письма классика. (Хотя, казалось бы, что может добавить к портрету многотомного классика ещё одно письмо?!) Кстати, не так уж много СМИ воспроизвело содержание грамотки, хоть это как раз самое главное – выдающийся художник велик прежде всего своим словом, а не репортажами выпускников Ясена Засурского. Спасибо "Известиям", я ознакомился с находкой до конца и аж подпрыгнул. Есть в этом письме фраза, которая не может не задеть за живое, которая как прожектором светит нам через столетие: "К отлучению Толстого публика отнеслась со смехом".
Вдумайтесь в эти простые слова! Вот судьба России на полвека вперёд. Какая пропасть разверзается под ногами!..

Сергей МУХАНОВ

Опубликовано в "СГ" 2 февраля 2010 г. №10 (585)
Новости по теме
13 февраля 2010 1913
Мы продолжаем дискуссию, вызванную нашей публикацией \"Чехов, Зощенко и найденное письмо\"
О чём писал Зощенко
26 мая 2010 1926
Смоленский Камерный театр принимает участие в 15-м Международном фестивале «Русская классика. Лобня – 2010» в Подмосковье. На суд публики будет представлен спектакль по рассказам Михаила Зощенко «О чём пел соловей»
Кто вы, доктор Чехов?
13 апреля 2010 1938
В 2010 году исполняется 150 лет нашему Чехову! Этому событию и был посвящён областной праздник \"Знай классическую детскую литературу\", который областная детская библиотека им. И.С. Соколова-Микитова традиционно проводит в начале апреля – в Международный день детской книги.
Сергей Тюмин. Мастер сцены
13 октября 2015 946
16 октября в Смоленском драматическом театре имени А.С. Грибоедова будут чествовать заслуженного артиста России…
«Люди и манекены»: нужны ножницы
13 октября 2010 1889
...Для связывания номеров Райкин изображает водителя такси, колесящего от одного персонажа к другому, от проблемы к проблеме. Забавно, как советский кинематограф любил и уважал эту довольно криминальную профессию. Педалируя шофёрство, оператор всё время показывает проносящиеся за окном улицы, и теперь видеоряд служит, помимо всего прочего, прекрасным памятником Ленинграду брежневских времён.«Люди и манекены» – это антология работы Райкина на эстраде. Например, номер про чиновника, прибежавшего на работу в последнюю минуту, а потом ложащегося спать прямо на столе, написал по заказу Райкина сам Зощенко ещё в 50-е годы...
Спасибо за отклик. Пока он - единственный (мы обескуражены такой активностью читателей). Странно, что вас не беспокоит смех интеллигенции над духовенством. Оно ведь не карандаши Толстому точило, а - проклинало его. Отказывало ему в Боге и спасении. Неужели смешно?
А что будет со страной, чей народ потешается над священниками?
-->

N написал

8 февраля 2010 13:34

Клянусь))), мне всегда нравился А.П. Чехов. Сразу и навсегда мне стало понятно, что он - один из самых выдающихся современных мировых писателей. Антон Павлович, ПО-МОЕМУ, видел не только животную, низменную, пошлую сторону человеческих отношений.
" Он не любил разговоров на "высокие" темы, - разговоров, которыми этот милый русский человек так усердно потешает себя, забывая, что смешно, но совсем не остроумно рассуждать о бархатных костюмах в будущем, не имея в настоящем даже приличных штанов.
Красивый простой, он любил все простое, настоящее, искреннее, и у него была своеобразная манера опрощать людей."

Любовь к Чехову не мешает мне, простому гражданину, любить произведения Зощенко, Гоголя и Щедрина, несмотря на их разную политическую платформу.И несмотря на то, что гонимый советской властью Зощенко и Чехов , угасший совсем не от крушения идеалов, а от чахотки покинули этот мир в прошлом веке их произведения по-прежнему актуальны.К сожалению, не могу предоставить убедительных выкладок по этому вопросу, но знаю одно - библиотеки доступны всем.
Особняком стоят пьесы Чехова.Новое "постмодернисткое" театральное прочтение вдохнуло жизнь в эти произведения.Безусловно, некоторые прочтения Чехова шокируют публику и бывают бездарны, но благодаря федеральному каналу "Культура", мы (простые граждане) имеем возможность увидеть современные постановки известных столичных театров.Возможно, что после привычных нам советских прочтений Чехова, как, впрочем, и Гоголя, где ударения были расставлены совсем по-другим правилам, нам просто трудно принять новые образы.
Нынешний юбилей А.П.Чехова проходит на фоне театрального фестиваля.На канале "Культура" показали цикл передач А.Смелянского, да вот ещё нашли письмо.
Не совсем, правда, понятно что должна осветить прожектором, выбранная Сергеем МУХАНОВЫМ фраза.По-моему, Чехов просто написал археологу и историку Никодиму Кондакову (после жалоб на здоровье и мнении о книге) : "К отлучению Толстого публика отнеслась со смехом. Напрасно архиереи в свое воззвание всадили славянский текст. Очень уж неискренно или пахнет неискренним."

Спасибо за отклик. Пока он - единственный (мы обескуражены такой активностью читателей). Странно, что вас не беспокоит смех интеллигенции над духовенством. Оно ведь не карандаши Толстому точило, а - проклинало его. Отказывало ему в Боге и спасении. Неужели смешно?
А что будет со страной, чей народ потешается над священниками?
Эк вас разобрало, батенька!..
Вы ведёте диалог не со мной, а с каким-то воображаемым собеседником. Я и половины из ваших рассуждений не говорил и даже не думал.
Спасибо за заботу о моём здоровье.
-->

Tecton написал

8 февраля 2010 15:15

Об аристократах и лекарях...
Весьма интересно было бы полюбопытствовать у автора статьи: а как бы Зощенко, остававшийся всегда аристократом (так пишет С. Муханов), отреагировал бы на запанибратское обращения пусть и горячего, но совершено неизвестного ему поклонника С. Муханова: "Михал МихалЫч, а МихалЫч!!!" В то же время к "лекарю", который всегда оставался лекарем - куда более вежливое обращение: "Антон Павлович". Может это врожденное советским строем почтительно-унизительное обращения к доктору, в отличие от обращения к своему брату-аристократу- МихылЫч? А вообще вырисовывается довольно плачевная картина...М-да. Некий А.П. Чехов, писавший "гадские пасквили" и совсем другой, великолепный А.П. Чехов -сочинитель пьес. Два однофамильца с совершенно разным внутренним миром!!! Просто непостижимо и в голове не укладывается (что естественно) что у творца может быть такой кардинальный внутренний диссонанс. И вот, о чудо , найден ответ! Это ж два разных Чехова! Вернее Чехонте с отвратительными пасквилями на ЧЕЛОВЕЧЕСТОВО и А.П. Чехов, автор гениальных срисованных с действительности пьес...Да, вот и рецепт гениальности))) - С Р И С О В А Т Ь. Всего-то! И никаких тебе творческих мук, поисков, страданий душевных. Вот и Станиславский, когда ставил "Чайку " - то ж, недаром месяц в деревне околачивался, срисовывал все, хитрец! Просто самое время спускать инструкцию по изготовлению гениальных постановок в наш Драматический театр, и худ. рук. ненужен, уж поверьте))) Достаточно навыков по срисовывнию)))
Ну и напоследок... От чего подпрыгнул я, то от "содержание грамотки" (С. Муханов). Такое, видимо, мог бросить по отношению к частному чеховскому письму только истинный аристократ, близкий другМихал МихалЫча Зощенко, понимающий толк в грамотках Чехонте и ГРАМОТАХ Чехова. Никак не иначе. Жаль что лекарь Антон Павлович Чехов, умерший совсем молодым человеком от отсутствия идеалов и системы ценностей (ой врут-врут Сванидзе всякие про чахотку), так никогда и не сможет принять г-на С.Муханова и назначить ему своевременный профилактический курс ...


Эк вас разобрало, батенька!..
Вы ведёте диалог не со мной, а с каким-то воображаемым собеседником. Я и половины из ваших рассуждений не говорил и даже не думал.
Спасибо за заботу о моём здоровье.
Цитата: N
Странно, что вас не беспокоит смех интеллигенции над духовенством. Оно ведь не карандаши Толстому точило, а - проклинало его. Отказывало ему в Боге и спасении. Неужели смешно?
А что будет со страной, чей народ потешается над священниками?


Я не совсем понимаю какое это имеет отношение к Зощенко...Да и о каком проклятии идёт речь,Вы либо сгущаете краски, либо не владеете вопросом.Ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Священного Синода.Текст этого Послания Вы можете свободно найти в той же Википедии.Совершенно очевидно, что даже намека на какое-либо проклятие этот документ не содержит.
"Достаточно для того, чтобы стало ясно: по существу дела у Льва Николаевича к определению Синода претензий не было. Были претензии к формальной стороне. Толстой сомневался в каноничности этого определения с точки зрения церковного права. Проще говоря, Лев Николаевич был уязвлен именно тем, что о его отлучении не было громогласно объявлено со всех кафедр Русской Православной Церкви. Его отношение к Определению показывает случай, рассказанный секретарем Толстого, В. Ф. Булгаковым:

"Лев Николаевич, зашедший в "ремингтонную", стал просматривать лежавшую на столе брошюру, его "Ответ Синоду". Когда я вернулся, он спросил:

- А что, мне анафему провозглашали?

- Кажется, нет.

- Почему же нет? Надо было провозглашать... Ведь как будто это нужно?

- Возможно, что и провозглашали. Не знаю. А Вы чувствовали это, Лев Николаевич?

- Нет, - ответил он и засмеялся".

Странно, что Вас ,Сергей, не беспокоит смех самого великого и влиятельного писателя Земли Русской и не возникает желания глубже проникнуть в проблему духовной жизни русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. в контексте исторических фактов.

Цитата: Tecton
Весьма интересно было бы полюбопытствовать у автора статьи: а как бы Зощенко, остававшийся всегда аристократом , отреагировал бы на запанибратское обращения пусть и горячего, но совершено неизвестного ему поклонника С. Муханова: "Михал МихалЫч, а МихалЫч!!!"


Уважаемый Tecton , не могу с Вами не согласиться, но, по-моему, это издержки провинции.Так это ...внушительно, погрозив пальцем и подмигнув собеседнику, деловито, между делом, сообщить о Михалыче, пройтись мимоходом по Сванидзам, отменить постмодернизм и сделать необычный вывод. -->

N написал

8 февраля 2010 19:08

Цитата: N
Странно, что вас не беспокоит смех интеллигенции над духовенством. Оно ведь не карандаши Толстому точило, а - проклинало его. Отказывало ему в Боге и спасении. Неужели смешно?
А что будет со страной, чей народ потешается над священниками?


Я не совсем понимаю какое это имеет отношение к Зощенко...Да и о каком проклятии идёт речь,Вы либо сгущаете краски, либо не владеете вопросом.Ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Священного Синода.Текст этого Послания Вы можете свободно найти в той же Википедии.Совершенно очевидно, что даже намека на какое-либо проклятие этот документ не содержит.
"Достаточно для того, чтобы стало ясно: по существу дела у Льва Николаевича к определению Синода претензий не было. Были претензии к формальной стороне. Толстой сомневался в каноничности этого определения с точки зрения церковного права. Проще говоря, Лев Николаевич был уязвлен именно тем, что о его отлучении не было громогласно объявлено со всех кафедр Русской Православной Церкви. Его отношение к Определению показывает случай, рассказанный секретарем Толстого, В. Ф. Булгаковым:

"Лев Николаевич, зашедший в "ремингтонную", стал просматривать лежавшую на столе брошюру, его "Ответ Синоду". Когда я вернулся, он спросил:

- А что, мне анафему провозглашали?

- Кажется, нет.

- Почему же нет? Надо было провозглашать... Ведь как будто это нужно?

- Возможно, что и провозглашали. Не знаю. А Вы чувствовали это, Лев Николаевич?

- Нет, - ответил он и засмеялся".

Странно, что Вас ,Сергей, не беспокоит смех самого великого и влиятельного писателя Земли Русской и не возникает желания глубже проникнуть в проблему духовной жизни русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. в контексте исторических фактов.

Цитата: Tecton
Весьма интересно было бы полюбопытствовать у автора статьи: а как бы Зощенко, остававшийся всегда аристократом , отреагировал бы на запанибратское обращения пусть и горячего, но совершено неизвестного ему поклонника С. Муханова: "Михал МихалЫч, а МихалЫч!!!"


Уважаемый Tecton , не могу с Вами не согласиться, но, по-моему, это издержки провинции.Так это ...внушительно, погрозив пальцем и подмигнув собеседнику, деловито, между делом, сообщить о Михалыче, пройтись мимоходом по Сванидзам, отменить постмодернизм и сделать необычный вывод.
До чего приятно послушать настоящего столичного жителя!..
А ведь наша затея с полемикой почти удалась!
-->

Gazeta написал

8 февраля 2010 23:18

До чего приятно послушать настоящего столичного жителя!..
А ведь наша затея с полемикой почти удалась!

Tecton написал

8 февраля 2010 23:47

Скажите, пожалуйста...А синенькие и красненькие записи модераторов что означают? Мне вот кажется, что красненькие - это когда грозят пальцем, а синенькие - это когда хвалят, правда?

N написал

9 февраля 2010 00:37

Для Gazeta

Вы напрасно обижаетесь на слово "провинция". Это не оскорбление!!
"Данная, выражаясь современным языком, специфика информационного поля провинции есть не только фактор сохранения этнонациональных традиций.Носители культуры оказываются, как правило, пользуясь терминами В. Библера,«отстранены» от столичной инновационной кухни. Определенная замкнутость порождает усиление национально-психологических особенностей ввосприятии действительности, характерное для представителей провинциальной культуры, вследствие ее меньшей восприимчивости к инородным культурным влияниям по сравнению со столичной культурой. Отсюда большая открытость вовнутрь, способная формировать феномен «духовной оседлости», почву действенного патриотизма. Это своеобразный путь преодоления духовной стагнации."(с)

Что до полемики, возможно она и могла бы состояться, но Вы не приложили никаких усилий для утверждения своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.)
Продолжение дискуссии смотрите в материале "Чехов, неюбилейное. Продолжение". -->

Gazeta написал

13 февраля 2010 17:15

Продолжение дискуссии смотрите в материале "Чехов, неюбилейное. Продолжение".
Важно
"));