Культура

Музыка Глинки – победная музыка!

3 марта 2010 года в 11:07
В мемориальном концерте, посвящённом памяти основоположника русской музыки и состоявшемся в областной филармонии, участвовали лауреаты Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки – солистка Большого театра России Светлана Белоконь (меццо-сопрано) и солист quot;Новой Оперыquot;, заслуженный артист Татарстана, народный артист Казахстана Нурлан Бекмухамбетов (тенор). Концертмейстер — лауреат международных конкурсов Анна Погодина. Вела концерт мастер художественного слова Полина Чуйко.

Давно ставшие доброй традицией концерты лауреатов конкурса вокалистов имени М.И. Глинки - всегда яркие события музыкальной жизни Смоленщины. Престижный конкурс, существующий с 1960 года, проводится раз в два года. В число его лауреатов входят такие звёзды оперной сцены, как Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова. Их, а также целую плеяду других выдающихся вокалистов смоляне слушали неоднократно.
Представлением исполнителей открыла мемориальный вечер Полина Чуйко. Минутой молчания смоляне почтили память Ирины Архиповой, великой певицы, народной артистки СССР, с 1968 года постоянного председателя жюри конкурса имени М.И. Глинки. Ирина Константиновна не раз бывала на Смоленщине, дружила с основателем Смоленского русского народного оркестра Виктором Павловичем Дубровским и поддерживала творческие начинания этого замечательного коллектива.
В первом отделении были исполнены произведения Глинки, во втором прозвучала оперная и камерная музыка русских и зарубежных композиторов.
Солистка Большого театра России Светлана Белоконь покорила слушателей глубоким проникновением в переживания лирических героев вокальных произведений Глинки. В равной степени ей удались романсы quot;К нейquot; на стихи А. Мицкевича, quot;Я здесь, Инезильяquot; на стихи А. Пушкина, песня Ильинишны из музыки к трагедии Н. Кукольника quot;Князь Холмскийquot; и ария Вани из оперы quot;Иван Сусанинquot;. Каждая интонация в quot;Сегедильеquot; и quot;Хабанереquot; из оперы quot;Карменquot;
Ж. Бизе была полна живого смысла.
В опере quot;Руслан и Людмилаquot; М.И. Глинка в двух песнях возродил образ древнего легендарного певца Баяна. Одна из песен Баяна, своего рода посвящение памяти Пушкина, кончалась скорбным пророчеством о недол¬гой жизни молодого певца, но самая послед¬няя фраза провозглашала его бессмертие. Песня Баяна, романсы на стихи А.С. Пушкина quot;Я помню чудное мгновеньеquot;, quot;В крови горит огонь желаньяquot; в исполнении Нурлана Бекмухамбетова были приняты публикой с огромным энтузиазмом.
Итальянский вокальный педагог У. Мазетти утверждал: quot;Основа вокального искусства - петь, как разговаривать. Пение должно совершаться с такой же лёгкостью, как разговорная речьquot;. Именно таков стиль Нурлана Бекмухамбетова - зримая образность, воспаряюще чистые верха, полная свобода регистровых переходов, интонационная выразительность. Он легко передавал красоту мелодии, как бы озаряя своим солнечным вокалом всё, о чём пел, будь то quot;Рассветquot; Р. Леонкавалло или quot;Подъезжая под Ижорыquot; Г. Свиридова.
Тонко и выразительно вела партию фортепиано концертмейстер Анна Погодина. Слушатели не хотели отпускать со сцены полюбившихся исполнителей, вновь и вновь вызывая их на бис.
После концерта п ервые вопросы quot;СГquot; были адресованы Светлане Белоконь:
- Что значит для вас выступление в концерт¬ном зале, где в 1848 году смоляне чествовали своего великого земляка?
- Мне очень приятно сказать, что наше выступление в этом зале - большая честь и скромная дань благодарности конкурсу имени Глинки. Смоленск для нас – это святое место, а Глинка – это победа на конкурсе. Большую часть программы мы посвятили его произведениям. Для всех нас кончина Ирины Архиповой – огромная утрата. Она так много сделала для молодых вокалистов нашей страны и всего мира.
- Приедете в Смоленск ещё раз?
- С удовольствием. Приглашайте.
Наш разговор продолжает Нурлан Бекмухамбетов.
- Легко ли вы согласились участвовать в этом концерте?
- На приглашение приехать в Смоленск я всегда с огромным желанием откликаюсь. Мне здесь нравится петь: отличная акустика зала имени Глинки и замечательная публика. Залы Саратовской и Московской консерваторий, Смоленской филармонии – это alma mater, где я делал первые значительные шаги в творчестве. Впервые мне довелось приехать сюда в качестве лауреата конкурса им. Глинки в 2001 году, спустя несколько лет мы дали здесь концерт с Аней Самуил. Это мой третий приезд.
- Вы - заслуженный артист Татарстана, народный артист Казахстана, вам доводилось петь перед Путиным, Назарбаевым, Шаймиевым и Рахимовым…
- Наверное, этим не стоит кичиться, главное для артиста - достичь определённого мастерства в профессии.
- Вы из музыкальной семьи?
- Нет. Из всего рода я - единственный музыкант. Я сейчас ищу более древние семейные корни, возможно, там были певцы, ведь не может же голос просто с неба упасть на человека.
- Создается ощущение, что вы поёте с радостью…
- Я получаю наслаждение от пения. Мне кажется, это видно по всему: по лицу, по глазам...
- Спасибо за ваше искусство и за интервью!
И в XXI веке для смолян актуально крылатое выражение: quot;Кто истинно ценит музыку Глинки, тот ценит честь и славу Отчизныquot;. Жители Смоленщины вновь дали урок уважения памяти национального гения, который возвысил русскую музыку до уровня величайших достижений мировой культуры.
Смоленск событийный
\"Только нужно грешну человеку покаянье\"

Другие новости по теме