Культура

Знакомьтесь: Игорь Блидарев

4 марта 2016 года в 06:54
В Смоленске почти два года живёт режиссёр документального и игрового кино, сценарист, оператор и монтажёр Игорь БЛИДАРЕВ, переехавший к нам в Россию из Узбекистана. Игорь Геннадьевич – вполне успешный мастер, и его переезд не связан с политическими мотивами. Он родился в Ташкенте, по образованию – журналист, бывал и снимал во многих странах, является своеобразным «гражданином мира», успешен в работе. Член Союза кинематографистов Республики Узбекистан. У него за плечами около 150 документальных и 7 художественных картин. Нас заинтересовала его судьба, и вот что он рассказывает.

– Игорь Геннадьевич, по какой причине вы были вынуждены уехать?
– Нет, я не был вынужден покинуть Узбекистан. Просто моя дочка решила, что её дети, мои внуки, должны говорить по-русски и им совершенно не обязательно учить узбекский, потому что все мы – русские. И поскольку семья переезжает – зачем же мне одному оставаться?! Я не очень охотно поехал: у меня было всё хорошо, всё прекрасно, но семья есть семья – верно же?

– Почему вы выбрали для переезда именно Смоленск?
– Здесь у моей супруги живут два брата, живут уже больше 12 лет. Мы решили, что когда рядом есть родственники, осваиваться на новой земле будет проще.

– Познакомиться с вами и вашими фильмами смоляне смогут на творческом вечере, который запланирован на 20 марта в городском Центре культуры. Какие картины вы отобрали для показа?
– Мне бы очень хотелось показать смолянам ту землю, на которой я родился и вырос, показать, как я жил, что делал. Разговор пойдёт не только обо мне, но и о той культуре, в которой я находился почти 60 лет. У меня есть большой документальный фильм «Ташкент: 2200 лет» – я хочу показать город, в котором вырос. Наверное, покажу ещё один фильм – «Вечная история Илака». Это о Ташкентской области, столичной области Узбекистана. Это так называемый Ахангаранский район, там когда-то было древнее государство Чач и Илак. Почему я хочу показать этот фильм? Потому что в нём затронуты и промышленность, и этнография, и природа… Хочу сразу показать в одном фильме – а он 40-минутный – жизнь Узбекистана. Я ведь знаю, что о нём почти никто ничего не знает. Мне кажется, фильм будет интересен смолянам ещё и потому, что там, в Ташкентской области, то же самое, что и в Смоленской: пути большого перемещения людей. Здесь – путь «из варяг в греки», и кого тут только не встретишь. Сколько я ни общаюсь с людьми, они в большинстве своём приехали сюда, коренных смолян не так уж много. А там – Великий шёлковый путь, и кто только не передвигался, не оседал в тех местах! Случались и войны, и потрясения…

Знакомьтесь: Игорь Блидарев

– Скажите, за что вы любите Узбекистан?
– За свободу, за доброту людей, которые тебя там окружают, очень гостеприимных людей. Разумеется, там есть и не очень добрые люди, но где ни приходилось мне работать, с кем бы я ни встречался – все были очень добродушными. Я знаю, что в Смоленске вы тоже видите узбеков, и вам не всё в них нравится, но это люди, которые от безысходности бегут куда угодно и готовы зарабатывать любыми путями… В Узбекистане многим людям живётся трудно.

– Как давно вы переехали в Смоленск? Что у вас в планах?
– Мы переехали в июле 2014 года. Планы были большие. Мы купили здесь дом, его надо было достроить, поскольку у нас большая семья. В Узбекистане мы жили в разных квартирах, а теперь – вместе. У меня в Узбекистане была своя собственная студия, негосударственная. Я спокойно мог заниматься любимым делом. Конечно, проблемы со съёмками кино есть всегда: где взять деньги? У меня это получалось, потому что я нашёл людей, которым были нужны мои фильмы, и они готовы были платить за то, что я снимаю. Я много работал с международным фондом «Олтин мерос», в переводе на русский – «Золотое наследие». Фонд занимался поиском и сохранением древних святынь, памятников природы, святых мест, обычаев и обрядов… Эти темы, что называется, мои! А сначала у нас была другая студия, и мы делали циклы фильмов: «Тайны и легенды древнего Узбекистана», «Обычаи и обряды народов Востока», «Женщина Востока», цикл «Тайны плато Устюрт»…
Здесь, в Смоленске, я тоже подумывал открыть киностудию, но пока не вижу людей, которым было бы нужно такое кино. Скорее всего, кому-то нужно, но кино – дорогостоящая вещь… А ведь хотелось бы найти применение своим способностям и силам.

– Тем не менее вы не сидите сложа руки?
– Я вступил здесь в Русское географическое общество, потому что мне нравится путешествовать, изучать новые места. В ближайшие месяцы собираюсь перерегистрироваться в члены Союза кинематографистов РФ. Благодаря РГО я познакомился с Александром Семёновичем Кочергиным, директором национального парка «Смоленское Поозерье», и мы с ним договорились, что я в течение года сниму несколько сюжетов: национальный парк – свежими глазами. До сих пор им всё снимал Геннадий Дубино, а я – человек новый, и места для меня совершенно незнакомые… Я снимаю, вот только что вернулся – снимал парк в последние зимние денёчки. На сайте «Смоленского Поозерья» выложены некоторые мои операторские сюжеты: «День деревни», «Рыбацкая кухня», «Партизанская слобода» – по 6–7 минут.

– Учитывая ваш характер – тягу к перемене мест, сложно предположить, что вы никуда не выезжали за пределы Смоленской области…
– За эти полтора года я успел поработать как режиссёр монтажа на «Казах-фильме». Мы сделали большое полотно, оно называется «Кунанбай». Был такой известный поэт Абай Кунанбаев, так вот этот фильм – про его отца. Он был хорунжим, правителем Каркаралинского уезда, позже – Кокше-Тобыктинской волости. О нём мало что известно – 15–20 строчек в энциклопедии. Обратившись к его фигуре, казахи решили вернуться к своим истокам, вспомнить корни… Я дважды ездил в Алма-Ату, провёл там четыре месяца. В прошлом году фильм уже вышел, его фрагменты показывали по телеканалу «Мир». Кстати, я до сих пор не совсем чувствую себя жителем Смоленска и Смоленской области. И мне порой кажется, что я где-то в длительной командировке.

Знакомьтесь: Игорь Блидарев

– Знаю, что некоторым читателям прежде всего очень важны рейтинги и достижения. Что навскидку вы можете назвать среди своих броских успехов?
– В Казахстане я всё время работаю режиссёром монтажа, потому что режиссёрами и авторами там «традиционно» должны быть казахи. С моим другом оператором Рифкатом Ибрагимовым мы сделали короткометражную картину «Вольные птицы», и она стала участником Каннского фестиваля. Я не без гордости могу сказать, что теперь моё имя навечно занесено в анналы этого кинофорума.

– Сразу после «конъюнктурного» вопроса задам «неконъюнктурный». Мы с вами много говорили о съёмках неигрового кино. Какой неожиданный вывод вы для себя сделали за время работы?
– Когда снимаешь дикую природу, много чему учишься у животных – они правильные! Как в них природа заложила – так они и ведут себя.

– Где же можно посмотреть ваши фильмы?
– Канал YouTube: набираете по-русски «Игорь Блидарев», и открывается множество ссылок. Ещё – ресурс centralasia-travel.com: справа – квадратик с надписью «Наша видеотека». Там вообще много интересного видеоматериала, а в другом разделе есть и мои статьи.

– Как вы попали в кино?
– Всё было очень просто. Мой двоюродный брат со своей семьёй жил в городе Душанбе, столице Таджикистана. Он стал кинооператором на студии кинохроники, и когда мне было 14 лет, он мне подарил восьмимиллиметровые кинокамеру и кинопроектор. Это был 1968-й или 1969 год. И – всё, пристало на всю жизнь!

– Не удержусь от банального вопроса (он мне кажется вполне уместным в контексте). Ваше кредо кинематографиста?
– Я старался не делать стандартных, клишированных фильмов. Да, в Узбекистане есть ленты, посвящённые главным городам туристических маршрутов, куда приезжает много народа. У меня есть фильм «Перекрёсток времён» – да, это о Самарканде, но более раннем, когда его называли Мараканда. Когда пришёл Александр Македонский, его называли Смараканда. Мы же рассказываем о временах зороастризма – домусульманский период, а это две-три тысячи лет тому назад.

– А как вы получили представление о зороастризме?
– У нас в Ташкенте был и есть молодёжный театр, называется «Молодая гвардия». Я что-то для них снимал, и они говорят: «Игорь, хочешь посмотреть наш ритуал?» Они надели белые одежды, развели костёр и стали колдовать. Я говорю: «Вы что, шаманы?» Они отвечают: «Нет, это зороастризм». Это было очень давно… Меня это крайне заинтересовало, потому что зороастризм – одна из первых религий человечества. У нас здесь, на Руси, в те времена волхвы ходили… Как ни странно, более всего сохранились древние крепости времён зороастризма, которым по 2–2,5 тысячи лет, даже до 3 тысяч. И они, сделанные из глины, ещё стоят – это совершенно удивительно! Они сохранились в основном в Каракалпакии – это на севере Узбекистана, ближе к Аральскому морю. Но и в Ташкенте, и в других местах где лопатой ни копни – можно найти зороастрийские памятники. И когда мы предложили идею снять об этом кино, мы встретили непонимание со стороны ортодоксов-мусульман. Тогда мы сделали хитрый ход – обратились в Академию наук, там нашей идеей загорелись, написали официальное письмо в «Узбеккино», что эта тема – интересная. И мы, таким образом, сняли четыре фильма, потому что зороастризм распространялся в четырёх ареалах. Это всё удивительно интересно! Почему я люблю документальное кино больше художественного, потому что я насыщаюсь встречами с разными людьми. Каких только интересных людей ты не встречаешь!..

– Как у вас складываются отношения с коллегами по цеху в Смоленске?
– Знаете, глобальный переезд в 60 лет – довольно сильное потрясение. Нужно начинать свою жизнь почти заново. Я шёл по мосту через Днепр в расстроенных чувствах, и меня окликнул тележурналист, он хотел узнать моё мнение по какому-то поводу. Я сначала отмахнулся, а потом подумал: «Вот же она, судьба!..» Мы с ним разговорились, ведь мы – коллеги. Оказалось, это Юрий Салапонов. Мы с ним потом сделали несколько сюжетов для «Общественного телевидения России». Вы знаете Александра Иванова? Для «Лайф Ньюс» мы с ним сделали сюжет про приезд в Смоленск Джеффа Монсона – он получил много просмотров. Кроме того, с ним же мы сняли пять сюжетов для телеканала «Утро» на «Первом». А один из материалов сделали в Кардымовском районе про молодого человека, который помогает пенсионерам с дровами, – в октябре его назвали сюжетом месяца. Это была акция «Подари дрова!». По-моему, очень хорошее дело.

– Игорь Геннадьевич, что бы вы хотели сказать нашим читателям в заключение беседы?
– Приходите на встречу в Центр культуры 20 марта. Будет интересно! Адрес, если кто-то подзабыл: Смоленск, улица Тенишевой, дом 5. Буду рад! Но это про себя. А в философском плане – творите, вглядывайтесь в жизнь. И увидите – как всё вокруг здорово и интересно…

Фото: odnoklassniki.ru
В Смоленске почтят память автора «Бесов» и «Братьев Карамазовых»
Смоленская филармония приглашает на творческий вечер Ларисы Лебедевой

Другие новости по теме