4 декабря 2016 21:26
USD 64,15   EUR 68,47
19 марта 2010 2246

Поэтические медитации Владимира Макаренкова

Поэтические медитации Владимира Макаренкова
У истоков французского романтизма стоит Альфонс Мари Луи де Ламартин - поэт, общественный и государственный деятель. Он создал новый лирический жанр - поэтические медитации. В 1820 году вышла в свет его первая книга, которая так и называлась: "Поэтические медитации". Через три года появились из печати "Новые поэтические медитации". Медитации – религиозно окрашенные размышления о жизни и смерти – в Западной Европе известны со средних веков в виде религиозных трактатов, проповедей и даже своеобразных ритмизованных текстов, что уже приближает нас к поэзии. Так что почва была подготовлена, и поэтические медитации Ламартина сразу стали известны во всей Европе (в том числе в России), их переводили (в России первыми, насколько я знаю, Тютчев и Фет), за ними следовали (например Пушкин: "Когда за городом, задумчив, я брожу...").

Стихи Владимира Макаренкова принадлежат к главному стволу русской поэзии, выращенному Пушкиным, Блоком, Пастернаком, Цветаевой, но вполне самостоятельны, с первой книги 1992 г. "Беседка", подготовленной при дружеском участии, прямо сказать - при поддержке мэтра современной смоленской поэзии Ю.В. Пашкова. Поражает внешний вид этой книги. Так полагается говорить: книга поэта. По сути же это тетрадка, да ещё малого формата. Газетная шершавая бумага, бледная фотография автора, стихотворения напечатаны тесно, одно за другим, почти без просветов. Но с какой любовью изготовлена книга! И, главное, конечно, какие свежие, самобытные стихотворения её населяют. Какой замечательный дебют! Для примера можно взять почти любое стихотворение. Скажем, такое - о нашей Земле и тайнах мирозданья.

ТАЙНА
Никчемны веские слова.
В молчании мудры, как боги,
И придорожная трава,
И пыль, и камни вдоль дороги.
Как в сундуке, пейзажный лес
С некошеным цветущим лугом
Хранят на дне земных небес
Свой сговор вековой друг с другом.
Как чей-то зонд, метеорит
Один раз в тысячу столетий
До крон зелёных долетит
И ничего не рассекретит.

Поэт ничего не пытается разъяснить, не его это дело. Он делится с читателем своими впечатлениями и раздумьями и оставляет след в его душе. А я не могу оторваться от этих хрупких страниц с желтизной, переворачиваю ещё одну и читаю:

В ГЛУШИ
Дорога от шоссе отходит,
Манит в цветущие луга,
С них незаметно в лес заводит,
Как нить волшебного клубка.
Там пахнет сыростью и хвоей,
Там слышно даже листьев дрожь!
Покой овладевает волей.
И тем уж счастлив, что живёшь.


Поэт передает радость общения с природой читателю, и читатель благодарит его за радость общения с его стихами. Тетрадка скоро кончается, а я вспоминаю надпись Фета на книге стихов Тютчева:
Но Муза, правду соблюдая,
Глядит - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Я ни с кем не хочу сравнивать Владимира Макаренкова. Я хочу сказать, что у поэзии свои масштабы, и согласно этим масштабам неприхотливая тетрадка под названием "Беседка" (так называется одно из стихотворений) - полновесная книга.
Поначалу мне трудно было разобраться в стихах Владимира Макаренкова. Как это они пребывают в русле традиции - и почти всегда самостоятельны? Я чувствовал их, ценил, но как следует не понимал. Об этом я написал пять лет тому назад в опубликованной в областной газете и несколько раз перепечатанной рецензии на самую большую, необыкновенную книгу Владимира Макаренкова "Земли касается душа". Вот пространная цитата из моей рецензии.

"В новой книге Макаренкова есть стихотворение, которое начинается афоризмом:
Всё, что поэтично,
В жизни - единично.

Мысль неожиданная, глубоко верная и весьма обязывающая. Выходит, все повторения, перепевы, пересказы, подражания в стихах - это не поэзия. Сразу отсекается вся бесконечная графомания, часто полуграмотная и агрессивная.
Но как же быть с вечными темами, которыми живёт мировая поэзия на протяжении тысячелетий? Здесь на первом месте любовь. Дальше - идиллия, верность родному дому, семье, природе, труду. В противоположность этому странствия, чужие земли, чужие нравы тоже становятся предметом поэзии со времен "Одиссеи". Углубление в себя, в свои отношения с Богом, с миром, с другими людьми, близкими и далекими, с самим собой. Наконец, вечная тема поэзии – поэзия. И всё это есть у Владимира Макаренкова.
Как же это совмещается? Предметы поэзии единичны - и к ним обращаются всё новые и новые поколения поэтов. А есть поэты, которые настоятельно работают главным образом на чужом материале. И среди таких поэтов встречаем классиков нашей литературы: Крылова, Жуковского. "У меня почти всё или чужое, или по поводу чужого, и всё, однако, моё", - сказал Жуковский.
Этот вопрос ставит перед нами и новая книга стихов Владимира Макаренкова, вобравшая в себя лучшее, написанное им за последние годы. Его темы как раз традиционны, а стихи поэтичны.

Потому что в поэзии вопрос "как?" важнее вопроса "что?". Это мысль ещё одного классика - Тургенева. Поэт умеет в хорошо известном, многократно описанном увидеть новое, ранее никем не виданное. Привычное остраннить. Сделать его непривычным, странным.
О любви можно написать так:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Это Пушкин. И так:
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
Это Пастернак. И так:
В доме тихо, в доме пусто,
Грусть в узорах на ковре.
Без тебя всегда мне грустно,
Как собаке в конуре.
Ты жена мне, не невеста,
Но годам всем вопреки,
Как ударит дверь подъезда,
Я уж слушаю шаги.
И готов я встать на лапки,
И в глазах ищу вопрос,
И несу поспешно тапки,
Как послушный верный пёс.


А это Макаренков. О самой традиционной теме мировой поэзии он сумел сказать по-своему искренне, убедительно, с юмором".
Одна моя приятельница-художница как-то сказала мне:
- Мы, художники, пишем картины на самые разные темы, изысканными стилями, по вдохновению и на заказ. Но в душе знаем, а иногда и говорим между собой: истинное мастерство художника узнаётся по тому, как он обнажённую натуру изображает. Обнажённое человеческое тело.
То же можно сказать, мне кажется, о поэтах, заменив обнажённую натуру любовной темой. Мы только что видели, что и в этой теме Владимир Макаренков мастер.
Только когда я читал стихотворения последней пока его книги "Ворота во мгле", я понял, мне кажется, этого поэта. По большей части его стихи - медитативная лирика. Или приближаются к ней.
У Ламартина есть стихотворение "Одиночество", написанное в 1818 году. Насколько можно пересказать стихотворение, да ещё на другом языке, я передам его содержание так.
Как часто наслаждаюсь я красотами природы! Однако среди них мне счастья нет, я одинок. Но ничего; когда я покину этот мир для лучшего мира, я, наверное, буду счастлив там.

А вот стихотворение Владимира Макаренкова "Прозрение".
Думал я, голубеет во мгле
Райский сад на Земле, на Земле.
Говорю со слезой на глазах:
Райский сад - в Небесах, в Небесах.
Разместила земная юдоль
Дочек Ада: Страданье и Боль,
Ложь, Гордыню и жадную Страсть.
На Земле можно только пропасть.
Я куда ни взгляну, всё окрест –
На Голгофе распятия крест.
И развёрсты над Ним Небеса.
И гроза. И глаза в образах.

2008.

Если бы мне надо было передать самое главное в этом стихотворении прозой, я бы это сделал, наверное, так.
Я думал, что рай на Земле. А теперь на Земле нахожу только чувства, порождённые адом, злом. Но ещё я вижу на Земле крест, на котором был распят Спаситель, и над ним в небесах – рай.
Эти стихотворения разделяют 190 лет и тысячи километров, но движение чувств и мыслей у внука французского аристократа и внука русского крестьянина похожее. Нет речи о подражании, о заимствовании. Это случай задуматься о единстве человеческого рода. Здесь мы прикоснулись к вечной теме, выраженной в медитативной лирике: я думал, что счастье на земле. Но на земле счастья нет, оно на небе, возле Бога.
Владимир Макаренков сумел высветлить эту вечную тему по-своему.

Вот его стихотворение из самой первой книги. Вполне зрелое. На пути к медитативной лирике.
Расцветшие кусты малины
В лесу похожи на овец.
Разновысотные вершины
Деревьев - на резной дворец.
Дорога - на рушник с каймою.
Поляна - на концертный зал
С колонной расписной стеною.
Овраг - на дьявольский оскал.
Сама собой, без руководства,
Без ложных внутренних преград
Душа во всём находит сходство,
Куда ни бросишь ёмкий взгляд.
И в глубине сознанья, сладко
Неразрешённостью маня,
Завязывается загадка:
С чем сравнивает лес меня?


Это стихотворение имеет точный адрес: Пастернак. Это Пастернак почувствовал природу не только как объект созерцания, любования, но и как равную человеку спутницу — подругу сопереживания. И пастернаковский ритм: в за¬ключительном четверостишии, заметьте, стоят подряд два стиха, в которых пропущены по два ударения на чётных слогах четырехстопного ямба.
И сталкивающихся глыб
Скрежещущие пережевы.
Пастернак
Неразрешенностью маня,
Завязывается загадка.
Макаренков
В подтверждение моих слов последнее стихотворение книги имеет эпиграф из Пастернака и развивает его любимые темы последних лет жизни. Но развивает их оригинально, по-своему.
В немногих словах сказать многое умеет мало кто. Сочиняют четверостишья, печатают целыми книгами, а на поверку оказывается примитивная графомания. Владимир Макаренков не увлекается претензиями на афористику, сентенции, моральные поучения. Но иногда он дарит нам стихотворные вы¬сказывания, которые застревают не только в памяти, но и в сердце.
Как звёзд холодное сиянье
Над тихой русскою рекой,
Так блещет в противостоянье
Москва провинции глухой.

Плоха та сентенция, которая нуждается в разъяснении. Она или доходит, или не доходит. Но я хочу напомнить, дорогой читатель, что Владимир Макаренков в четверостишии выразил боль своего великого предшественника, посвятившего этому печальному противостоянию горькие строки:
В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России, –
Там вековая тишина.
Лишь ветер не даёт покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землёю,
Колосья бесконечных нив...

Узнаёте, дорогой читатель, Некрасова? Такого предшественника лестно иметь каждому.
Поэтический мир Владимира Макаренкова - многогранник с сотнями сверкающих граней. Родня; родная деревня; русская деревня, её красота, её судьба; дружеские связи; целый цикл стихотворений посвящён товарищам по поэтическому поприщу; судьбы мира - всё отразил этот многогранник. И любимых собак. Тут и стихотворения, построенные из классических четверостиший, и верлибры, и современные элегии, и миниатюры, и поэма.
Как я старался показать, поэта тянет философствовать. И одновременно он погружён в быт, любит повседневные радости и готов делиться этой любовью с каждым встречным. Он играет ими. Вырастают небывалые сравнения, смелые синтаксические переносы, неожиданные, уникальные рифмы. И одновременно, глядишь, возникает рецепт небывалого салата. Да-да, салата.
Как щедро каждый день раззолочен!
Как пахнет свежей зеленью из сада
В окно, как будто солнечным лучом
Нарезали весеннего салата!
И выдержанный с осени настой,
На разнотравье и цветах, с секретом,
Смешали с талой, с дождевой водой
И вылили в салат, мешая с ветром.
И жаворонка песенка висит
На струйках воздуха,
сорвавшись с неба.
Ты рад чему-то, опьянён и сыт
Без музыкантов, без вина и хлеба.


В этой статье я процитировал семь стихотворений Владимира Макаренкова. Чтобы её написать, я перечитал все пять его книг. На глаз стихотворений триста-четыреста, немногим больше, немногим меньше. Испытал счастье общения с настоящим поэтом, с замечательным человеком. В его стихах проходит его жизнь с её радостями, с её горестями. Так или иначе, всё отразилось: деревенское детство, учение в Московском энергетическом институте, служба в Советской Армии в горячей туркменской пустыне, любящая и любимая жена, двое сыновей и страшная беда - смерть сына.
Сейчас, в дни своего 50-летия, Владимир Викторович Макаренков - подполковник внутренней службы, начальник пресс-службы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, член Союза российских писателей и председатель Смоленского регионального отделения Союза российских писателей, член Союза журналистов России.
Счастья вам, дорогой поэт!

Вадим БАЕВСКИЙ

Опубликовано в "СГ" 20 марта 2010 г. №30(605)
Новости по теме
30 января 2012 1459
Баевский считает, что Владимир Макаренков сегодня ведущий поэт Смоленщины. Имея перед глазами лучшие стихи смолянина, с профессором трудно не согласиться. Вот такими словами, например, Вадим Соломонович говорит о его первой книге «Беседка» (1992): «…Какие свежие, самобытные стихотворения её населяют. Какой замечательный дебют. Для примера можно взять почти любое стихотворение». Не стесняется в похвалах Баевский, говоря ещё об одной книге В. Макаренкова («Земли касается душа»): «В новой книге его есть стихотворение, которое начинается афоризмом: «Всё, что поэтично,/ В жизни единично…». Мысль неожиданная, глубоко верная и весьма обязывающая. Выходит, все повторения, перепевы, пересказы, подражания в стихах – это не поэзия...
Владимир Макаренков: ключи к воротам во мгле
28 апреля 2010 1885
Недавно в Смоленской социальной библиотеке состоялась презентация новой книги стихов Владимира Макаренкова, председателя Cмоленского отделения Союза российских писателей.
22 декабря 2009 1637
Вышла в свет пятая книга стихов смоленского поэта Владимира Макаренкова \"Ворота во мгле\". Пережив яростные слепые удары судьбы, тяжкую семейную трагедию, которая потрясла самые основы его существования, поэт с поразительной искренностью, мужественно и открыто продолжает идти навстречу людям, потому что именно в этом смысл его творчества. Перелистаем страницы этой книги.
Заметки о творчестве Владимира Макаренкова
04 августа 2009 2058
В городской муниципальной библиотеке состоялось очередное собрание клуба «Смоленск литературный». Героем дня на этот раз был поэт Владимир МАКАРЕНКОВ. В разных изданиях мне встречались его стихи. Но цельного впечатления не складывалось. Теперь же, после этого вечера, я прочитал все три изданные его книги, и передо мной открылся мир большого художника, значительного поэта. В газетной рецензии трудно оценить всё содержание его творчества. Возможны лишь отдельные заметки. Удивительно, как в небольших книжках уместилось такое богатство идей, размышлений, наблюдений и чувств.
30 июня 2009 4681
В Смоленской областной универсальной библиотеке им. А.Т. Твардовского прошла презентация книги писателя и краеведа из Твери Владимира Сысоева «Анна Керн: жизнь во имя любви».
Полковник Макаренков получил литературную премию
10 декабря 2010 1646
В четверг состоялось заседание Общественного совета по присуждению литературной премии Администрации Смоленской области имени М.В. Исаковского, по итогам которого её лауреатом стал председатель регионального отделения Союза российских писателей поэт Владимир Макаренков.
"));