Культура

Джаз из уст Деборы Браун

24 марта 2010 года в 11:21
Смоленск. Филармония порадовала слушателей международной программой примадонны мирового джазового вокала Деборы Браун (США) и московского quot;Александр Машин триоquot; в составе: Александр Машин - ударные, Алексей Беккер - фортепиано, Макар Новиков - контрабас.

Три ключевых слова - мастерство, аутентичность, оригинальность, - определили впечатление смолян от выступления Деборы Браун в зале имени
М.И. Глинки. Ведущая концерта Полина Чуйко представила творческую биографию Д. Браун, которая стала известной и популярной в США, но вот уже 12 лет выступает в Европе. Она успешно гастролировала в Японии, Индонезии, странах Латинской Америки. Ей рукоплескала публика 50 стран мира. Дебора записала 11 сольных альбомов, солировала в программах биг-бэндов из Швеции (Sandviken Big-Band) и Дании (Kluvers Big-Band) и в незабываемом quot;Посвящении Элле Фитцджеральдquot; оркестра Олега Лундстрема, с которым она выступала более 20 лет. Телезрители всего мира тепло вспоминают участие Деборы Браун в специальной программе телевидения Голландии с кинозвездой Одри Хепбёрн. Певица сотрудничала с французским композитором Мишелем Леграном, автором музыки к столь любимому в России фильму quot;Шербурские зонтикиquot;. Браун собирает аншлаги в крупнейших залах мира, исполняя джазовые стандарты, произведения академического репертуара, народную музыку, мелодии бродвейских мюзиклов. Много лет она являлась лидером собственной группы Jazz 4 Jazz.
А молодые талантливые музыканты джазового трио запомнились слушателям по прекрасным концертам американских вокалистов Джуди Бэди и Джакомо Гейтса, организованным Смоленской филармонией в прошлых сезонах. В джазе особую роль играют ударные инструменты. По мнению Дмитрия Баевского, джазового саксофониста в стиле би-боп, более десяти лет живущего в Нью-Йорке, Александр Машин - лучший в России ударник. Внук известного смоленского филолога, профессора Вадима Баевского неоднократно quot;имел честь и удовольствие играть с Александром Машинымquot;. Гением перкуссии назвали его смоляне. Каждую композицию пианист Алексей Беккер превращал в маленький гармонический шедевр, а контрабасист Макар Новиков насыщал глубоким дыханием джаза, не ограничиваясь простой поддержкой граунд-бита.
На сцене филармонии получился самый настоящий импровизационно-состязательный диалог между джазменами и певицей. И этому не приходится удивляться. Слушатели в полной мере почувствовали своеобразие джазового пения, где оба партнера – голос и инструментальное сопровождение (язык, вернее, перо не поднимается назвать так quot;Александр Машин триоquot;) – равноправны. В классической европейской песне главная роль принадлежит вокалу, а инструменты лишь сопровождают голоса певцов. Вокальная партия Деборы Браун quot;говорилаquot;, а игра джазового трио продолжала её мысль. Это перекличка quot;зов и ответquot; в равной степени вызывала восхищение слушателей как лёгкостью вокала, так и мастерством музыкантов.
Смоляне были очарованы quot;Колыбельной Кларыquot; - Summer Time - из оперы quot;Порги и Бессquot; Дж. Гершвина, вокальным рисунком пьесы Дюка Эллингтона In a Sentimentsl Mood в удивительно тонкой импровизационной версии Деборы Браун. Оригинально прозвучал сплав классических джазовых стандартов от Чарли Паркера, Дюка Эллингтона и Майлса Дэвиса до вокальных подражаний соло инструментов. По словам критиков, каждая композиция Деборы Браун – это полёт фантазии, сочетание оттенков и стилей, настоящий джазовый театр. Концерт прошёл с закономерным успехом, зал даже пробовал подпевать Деборе.
После концерта королева импровизации, как величают Дебору Браун обозреватели Jazz Journal, ответила на наши вопросы.
- Что для вас джаз?
- Моя самая большая музыкальная любовь. Я родилась в штате Миссури, и мой родной Канзас-Сити - город со славными джазовыми традициями. К тому же это малая родина самой яркой звезды джазовой музыки в стиле би-боп Чарли Паркера. С его композиций я начинала. А вообще с джазом надо проснуться и жить с ним навсегда. И петь всегда – вслух и про себя, душой, сердцем, всем телом.
- На репетиции вы так естественно импровизировали на рояле, жаль, что вы не сыграли хотя бы одну композицию для смолян…
- Это из детства. Моя мать была классической пианисткой, закончила консерваторию, а отец играл на тромбоне, но это было его хобби, он играл на любительском уровне.
- Где вы будете выступать после Смоленска?
- В Лондоне. А сейчас я хочу поблагодарить устроителей концерта и публику древнего русского города за необыкновенно тёплый приём. Филармония – красивое место: здесь очень уютный зал. Вообще у меня особое отношение к любителям джаза России, не зря же я приехала на гастроли уже в 21-й раз. Я благодарна Олегу Лундстрему за то, что он в своё время представил меня русской публике, и рада, что в России джаз любят и понимают.
- Спасибо за интервью, за потрясающий свинг и душевное тепло ваших джазовых импровизаций!
Русский Микеланджело
Прикосновение к тайне таланта

Другие новости по теме