Культура

Несыгранные роли «мента в законе»

30 мая 2016 года в 13:36
Сергей Плотников – о зрителях, народной любви и роли случая в его актёрской судьбе

Сергей Плотников приехал в Смоленск для участия в детском благотворительном проекте «КиноМай». Визит получился недолгим, но очень насыщенным: встречи с детьми, мастер-классы и даже посадка деревьев в Лопатинском саду. Собственно, именно здесь нам и удалось встретиться и пообщаться с актёром.

По случаю


– Сергей, вы в Смоленске впервые?

– Да. И впечатления от города совершенно потрясающие! Он такой зелёный, спокойный. Какая-то атмосфера очень хорошая. Замечательное место, где мы живём, люди очень приятные. То есть вообще никаких отрицательных эмоций я тут не испытал – только самые добрые чувства.

– В профессии актёра очень много публичного: цветы, поклонники, возможность мелькать на экране. И не секрет, что именно это некоторых по молодости в ней и привлекает…

– Наверное, каждому человеку хочется быть известным. Чтобы на тебя смотрели, уважали, любили, носили на руках и так далее. И теоретически профессия актёра может вывести на такой уровень. Но это только самая верхушка айсберга – награда, которую можно получить, а можно и не получить. А основная составляющая – это работа: кропотливая, иногда на износ. И, конечно, необходимость иметь способности. Сейчас об этом почему-то забывают. И ко мне часто подходят во дворе люди примерно с такими фразами: «Можно мне сняться в кино – у меня хорошо получается». А при этом человек, допустим, дворник, и никакого сценического опыта у него нет, но он уверен, что у него получится. А сколько в кино таких историй?! Когда кто-то просто проходил мимо, а его вдруг сразу берут на главную роль, и он звездой становится. Я не хочу сказать, что так не бывает, но такая случайность, возможно, одна на миллион.

– Но мне кажется, что в вашей профессии случай вообще играет достаточно большую роль – особенно если речь идёт о популярности у народа…

– Согласен. Тем более что такую широкую популярность сейчас даёт только кино и телевидение, потому что театральная публика – довольно узкий круг. Я могу о себе сказать: то, что я снялся в сериале «Мент в законе», – это чистый случай. Не произойди он со мной, я бы, наверное, даже при всех моих талантах и данных сейчас с вами не разговаривал – меня бы просто не пригласили на «КиноМай». Я бы остался обычным театральным актёром. Хорошим или плохим – в данном контексте неважно, но меня бы просто никто не знал, кроме зрителей театра «Et Cetera», где я служу. Так что известность может прийти, а может и нет. А вот ежедневные репетиции, заучивание текстов – никто не отменит. И то, что ты можешь годами играть самые незначительные роли, прежде чем тебе предложат главную. А если долго не предлагают, это очень больно бьёт по самолюбию и нервам. И человек начинает сомневаться в своих способностях…

Свой зритель


– После выхода на экраны «Мента в законе» стало ли больше зрителей интересоваться вашими театральными работами?

– Честно говоря, я не заметил. Мне кажется, что если на спектакле полный зал, то это скорее не на меня идут, а потому что постановка хорошая и в этом заслуга всего коллектива. А так, чтобы меня у входа поджидали какие-то девочки с цветами, – такого нет. И потом, я думаю, что моя популярность у зрителей после «Мента в законе» на театральной публике не очень отразилась. Потому что люди, которые смотрят такие сериалы, в театр ходят нечасто. Это скорее домохозяйки, работники торговли, бывшие военные, а они отнюдь не театралы. Просто есть грань между зрителями в кино и театре. И даже между теми, кто смотрит кино и сериалы.

– А вам самому какие зрители ближе?

– Наверное, мой зритель – это те, кто смотрит сериал. За несколько лет съёмок я сыграл более 150 серий, так что многие меня узнают, даже если видели на экране только мельком. И подходят, и благодарят, и даже в гости приглашают. Интересно, что мой герой нравится не только полицейским, но и тем, кто по другую сторону закона. Потому что он живёт по понятиям, честно выполняет свою работу, никого не предаёт.

Первая попытка


– Сергей, я слышала, что вас представляли ещё и как режиссёра…

– Я сделал всего один спектакль. И это моя первая и единственная режиссёрская работа. Я очень хочу, чтобы его увидели в Смоленске. Это комедия, в ней играют всего два человека, и мне давно нравилась эта пьеса. Мне очень хотелось поставить этот спектакль, поэтому, когда у меня получился небольшой перерыв в работе, я четыре месяца только тем и занимался, что его ставил. Так что не могу сказать, что я режиссёр, но такая попытка у меня есть. И если у меня всё-таки получится привезти этот спектакль в Смоленск, вы посмотрите и тогда скажете, режиссёр я или нет.

– А желания самому снять фильм у вас не было?

– Это очень сложно. Я девять лет снимался в одном сериале, но не могу сказать, что за эти годы изучил всю режиссёрскую кухню. А может, это вообще не моё. Потому что кино снимать – это даже не спектакль ставить. Театральная постановка – только в проекции сцены. А кино надо монтировать, поэтому режиссёр должен думать какими-то кусками по две-три секунды, и всё это держать в голове. И ещё представлять, как это на экране смотреться будет через камеру. В общем, это такие сложности, до понимания которых я пока не дошёл.

Ещё раз про любовь


– Как вы думаете, чего сегодня не хватает на наших экранах? Допустим, вам как актёру и как зрителю?

– Сейчас на телевидении работает порядка полусотни каналов. И, наверное, если задаться целью и целый день сидеть и щёлкать пультом по этим каналам, то, может, и найдёшь то, что тебе нужно. Но у меня столько времени нет. Поэтому, говоря, чего мне не хватает, я не буду утверждать, что этого нет, – может, просто я не смог найти. А не хватает мне фильмов, которые рассказывали бы о каких-то хороших человеческих чувствах. Не о политике, не о том, какое плохое у нас государство, как тяжело живётся нам или где-то ещё. Есть же какие-то вечные темы: любовь, дружба, преданность. Вот об этом и должны быть фильмы, которых мне не хватает.

– Вы телевизор часто смотрите?

– Нет, практически не смотрю. Только если дети настаивают: «Папа, не спи – полежи рядом, посмотри с нами». Поэтому я чаще всего какие-то мультики с ними смотрю.

Главная тема


– А себя на экране как воспринимаете?

– Как мне кажется, только совсем неумные люди могут смотреть на себя и восторгаться, как я здорово сыграл. Потому что хороший актёр, на мой взгляд, должен всегда сомневаться в том, что он сделал. У тебя должно быть чувство какой-то незаконченности, недоговорённости, недоосмысленности. Это даёт толчок к дальнейшему росту. Потому что если считать, что всё сделано гениально, актёр остановится, а это гибельно для профессии.

– Если взять за аксиому, что лучшие роли – те, что ещё не сыграны, то для вас это какие?

– Конечно, мне хочется сняться в полном метре – пока как-то не удаётся. Очень хочется сыграть военного – героя Великой Отечественной. Мне эта тема очень близка. Я снимался в одном фильме у Зиновия Ройзмана, где играл бывшего танкиста, который ослеп, когда горел в танке. Мне вообще очень нравятся его работы. И я даже сказал режиссёру, что очень хотел бы сыграть в военном фильме у него. Главное – я уже созрел, чтобы сделать в этой теме что-то серьёзное и значительное. И как актёр действительно дорос до этого. Так что теперь жду, что, может быть, судьба сведёт меня с таким режиссёром, как Ройзман, ещё раз. То есть такие мечты есть, но пока они не осуществляются.

Справка «СГ»


Сергей Плотников – заслуженный артист России, актёр театра «Et Cetera».

Сергей и его брат-близнец Андрей родились 9 июня 1962 года в Ленинграде. Малыши часто болели, и по совету врачей родители сменили климат, переехав на родину мамы, в Харьков. Позже мальчики стали заниматься спортом: Сергей – самбо и плаванием, а Андрей – бегом.

Будущий актёр с детства мечтал стать хирургом и потому после школы подал документы в медицинский институт. Но не поступил, получив «тройку» по биологии. Стал студентом Харьковского института физической культуры, а чуть позже – мастером спорта по плаванию и чемпионом по самбо спортивного общества «Динамо» города Харькова.

Сергей вечерами часто ходил в театр, где служил актёром его отец. И в какой-то момент в его сознании произошёл переворот: он влюбился в сцену и понял, что сделает всё возможное, чтобы стать актёром.

Оставив после третьего курса учёбу, Сергей отправляется в Москву к другу отца Георгию Жжёнову. Тот, прослушав юношу, сделал вывод: «Ты способный – пытайся!»

Однако путь к мечте оказался довольно длинным. Пришлось работать в студенческом театре при Харьковском политехническом институте, исправлять неправильный прикус, избавляться от дефекта речи, учиться танцевальному и вокальному мастерству… Лишь после службы в армии Сергею удалось поступить в Школу-студию МХАТ на курс к Александру Калягину.

В 1992 году началась карьера актёра в кино.

С 1993 года (со дня основания театра) Сергей Плотников работает в московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина.
Всенародная известность пришла к актёру в 2008 году – после роли начальника РОВД Степана Кручи, сыгранной в телесериале «Мент в законе».

Фото: Юлия ШОРОХОВА.
Американский кинодокументалист Джон Бек-Хофманн примет участие в фестивале «Евразия.DOC»
И радости счастливые моменты…

Другие новости по теме