Культура

Эвклид Кюрдзидис: «Меня часто не узнают на экране»

5 июля 2016 года в 14:50
О том, какое кино предпочитает сам актёр и почему он хочет вернуться в Смоленск…

В Греции его называют «русским Аль Пачино». В России частенько предлагают сыграть иностранцев-южан: греков, французов, евреев, чеченцев… А между тем сам Эвклид Кюрдзидис убедителен в любой роли. И, как оказалось, не только талантлив в профессии, но и интересен как собеседник…


Дорогой кинематограф


- Эвклид, сейчас в России объявлен Год кино. Это отразилось как-то на вашей профессиональной жизни?

- По большому счёту, нет. Конечно, приятно, что в аэропортах объявляют, что Год кино, что в метро запустили именной поезд в честь Вячеслава Тихонова с раскадровками из его картин… А на мне это в общем-то никак не отразилось. Я как ездил на фестивали, так и езжу. Как пропагандировал наше хорошее кино, так и пропагандирую. Как занимался благотворительностью в этой же сфере, так и занимаюсь…

- Раз уж речь зашла о фестивалях. Я знаю, что вы недавно принимали участие в благотворительном проекте «Детский КиноМай» в Смоленске. Скажите, что сейчас происходит с детским кино в России? Есть ли вообще такое понятие?

- Если вспомнить 90-е годы, то в России не было вообще никакого кино – не только детского. И в начале 2000-х на фестивалях просто не знали, что показывать детям: искали, вызванивали, узнавали не снял ли кто хоть какую-нибудь короткометражку… А сейчас уже есть выбор, так что потихонечку, но внимание детскому кино всё-таки начинают уделять.

Конечно, это ещё не тот уровень, который был во времена Советского Союза. Но тогда и отношение к детскому кино было другое – это была политика государства, которое финансировало интересные картины. А сейчас такой помощи от властей нет. А ведь кинематограф – вообще самый дорогой вид искусства. И чтобы снять нормальную картину, нужны миллионы. А детское кино ещё более затратное, чем взрослое.

И кто будет давать деньги на фильмы для детей? Олигархи и предприниматели? Вряд ли – на этом денег не заработаешь. А государство, финансируя такие проекты, по сути вкладывает средства в своё будущее.


Искренне ваш…


- Вы помните фильмы, на которых выросли? Может, назовёте самые любимые?

- Я рос на тех советских мультфильмах, которые сейчас многие знают наизусть. Я был потрясён и «33 богатырями», и «Василисой Прекрасной», и «Варварой-красой»… Это были сказки, от которых было невозможно оторваться не только из-за сюжета, но и из-за прекрасной актёрской игры. Хотя ведь тогда ещё никаких спецэффектов не было – всё строилось только на мастерстве и профессионализме. Кстати, я согласен с Владимиром Грамматиковым, который как-то сказал, что самое важное в детском кино – быть искренним с ребёнком, тогда никакие эффекты не нужны.

Конечно, мы сейчас в плане технологий далеко вперёд ушли, и в кинематографе тоже. И я не ретроград – в кино нужно использовать и новые возможности, и спецэффекты. Но их всё равно можно только добавить к той искренности, о которой я уже говорил – она первична.

Опять же вспоминая фильмы моего детства: «Тимур и его команда», «Кортик», «Бронзовая птица» - что ни картина, то шедевр. Хотя там ведь сюжет достаточно медленно развивался. Может, у нас тогда не было этого клипового мышления, о котором сейчас говорят, но как раз в такой неспешности, в паузах заключалось такое счастье, такой восторг…

Так что я, наверное, счастливее многих, поскольку вырос на том хорошем кино. Я и сейчас предпочитаю смотреть именно хорошее кино. Жаль, что оно не всем доступно, потому что показывают его преимущественно на фестивалях. А то, что идёт в наших кинотеатрах или по телевизору, мне не интересно. Потому что это исключительно коммерческий продукт.

Я понимаю, что должно быть кино для развлечения, но сам я не готов тратить на него даже не деньги, а время. Для меня развлечение – это встреча с друзьями: возможность пообщаться, узнать, как они живут, чем дышат, что у них происходит… А в кино я пойду, чтобы получить что-то для себя, для своего развития – открыть что-то новое, увидеть, чем живёт страна или режиссёр, которого я люблю.


Из Смоленска – с наградой


- Смоленску в этом плане можно сказать повезло – у нас есть кинофестиваль «Золотой феникс», где тоже показывают хорошее кино…

- Я знаю, потому что мой первый приезд в Смоленск был как раз на «Золотой феникс» с фильмом «Лабиринт». Я помню переполненные залы на показах и то, что был безумно счастлив получить главный приз за лучшую мужскую роль в этой картине. Так что Смоленску я обязан наградой.

Но самое интересное, что тогда я совершенно не запомнил города. Видимо, приезжал точечно – только представить картину и получить приз. А сейчас хожу и не могу надышаться, насмотреться на эту чудесную зелень вокруг, на эти чудесные домики в центре, которые вы сохранили.

И я уже говорил своим коллегам, что очень хочу приехать в Смоленск на несколько дней, чтобы просто побродить по улицам, по крепостной стене, спуститься к Днепру… Пока мне это не удалось. Зато я послушал соловьёв утром и ночью, и хоть мельком, но увидел центр города – в прошлый раз и этого не получилось.

А ещё я увидел много очень симпатичных людей, живущих в вашем городе. Меня приятно удивили официанты – такие открытые, вежливые и улыбчивые. Конечно, всегда можно сказать, что меня узнают и поэтому как-то особо реагируют. Но ведь и в других местах узнают, однако не так радушны, как в Смоленске.

Так что я в полном восторге и от города, и от приёма. А больше всего - от ребят, с которыми пришлось общаться. Это такое счастье – видеть умные глаза, слышать, серьёзные вопросы, спорить с ними. И я понял, что это поколение круче, чем мы. Они смелее, у них на всё есть своё мнение. Это у нас оно было коллективное, а у них есть в этом плане свобода, есть больше выбора.


Таланты и поклонники


- Эвклид, до того, как вы сами стали актёром, вы считали кого-нибудь своим кумиром в профессии?

- Кумиров у меня никогда не было – ни зарубежных, ни отечественных. Есть актёры, которых я очень люблю. Они для меня – эталон высшего профессионализма или высочайшего таланта. Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Алиса Фрейндлих, Фаина Раневская… Это люди, которые являются для меня авторитетом в профессии.

А кумир в моём понятии – это всё-таки немного другое. Это некое поклонение, фото на стенах, футболки с изображением… Хотя у меня есть один ремень очень красивый – эксклюзивный, сделан только в одном варианте. На нём пряжка с изображением знаменитого Джеймса Дина. Но даже его я не могу назвать своим кумиром. У этого актёра такая судьбища, и я не просто так ношу ремень с его изображением…

- С кем-то из актёров, авторитетных для вас, вам удалось лично познакомиться, пообщаться?

- Да. Это Римма Маркова, которая, к сожалению, ушла из жизни чуть больше года назад. Через неё я прикоснулся к тому легендарному поколению, к такой глыбе. К Фаине Раневской, которую очень люблю. Они общались между собой, потому что брат Риммы Васильевны Леонид служил в театре Моссовета, где играли Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая и Ростислав Плятт. Через неё я чуть-чуть прикоснулся к жизни Ноны Мордюковой и Вячеслава Тихонова, хотя с ними я имел счастье быть знакомым лично, когда учился во ВГИКе.

Я уж не говорю про то, что на сцене и на съёмочной площадке встречался с такими классиками нашего кино как Владимир Абрамович Этуш и Владимир Яковлевич Мотыль. А мои любимые актрисы Елена Сафонова и Лариса Удовиченко – это же легенды кино. Я имею в виду легенды не применительно к возрасту, а потому что им достаточно было сыграть по одной роли, чтобы войти в историю и расслабиться. Так что я счастливый человек, которому судьба подарила много таких встреч.


Убедителен до неузнаваемости


- Эвклид, как вы относитесь к тому, что благодаря экзотической внешности, вас часто приглашают на роли иностранцев?

- С одной стороны, это нормально, потому что я же всё равно выбираю, хочется мне это сыграть или нет. А с другой – это не очень приятно, потому что профессия актёра как раз и заключается в том, что я должен сыграть так, чтобы мне поверили. Поверили, что русский бомж, французский аристократ или чеченский чабан. И это безотносительно к моей внешности или национальности. Потому что если мне удаётся, зритель даже не вспомнит, что грек играет русского или еврея.

Я очень иронично отношусь, когда режиссёр мне говорит: «Вы замечательный артист, но у меня нет для вас роли – все персонажи русские». У меня, если честно, это вызывает недоумение. Я в таких случаях всегда отвечаю: «А вы пригласите на пробу. Дайте возможность показать, на что я способен, и тогда всё будет ясно».

У меня за плечами более 60 картин, и в них есть не только национальные персонажи. Например, в фильме «Жизнь после жизни» никому и в голову не приходит, что мой герой не достаточно достоверен, потому что русского играет грек. Наоборот – меня в этой роли просто не узнают. И я, простите за нескромность, считаю это признанием моего профессионального мастерства…

Справка «СГ»


Эвклид Кюрдзидис – актёр театра и кино, заслуженный артист России.

Родился 22 февраля 1968 года в многодетной семье.

В 1987 году окончил Днепропетровское театральное училище и по распределению попал в драмтеатр города Луцка, откуда был призван в армию.

Отслужив в ракетных войсках на космодроме Капустин Яр в Астраханской области, устроился в Пятигорский театр, где особенно запомнился публике в роли Мизгиря в спектакле «Снегурочка» по одноимённой пьесе А.Н. Островского.

В 1995 году, будучи студентом второго курса актёрского факультета ВГИКа, дебютировал в кино. Режиссёр Владимир Мотыль без проб утвердил молодого актёра на небольшую роль грека в картине «Несут меня кони». Для съёмок в фильме Эвклиду даже пришлось пойти на небольшую жертву: постричься и отпустить усы.

В 1996 году Эвклид Кюрдзидис получил греческое гражданство и даже баллотировался в мэры муниципалитета Сикеон-Неаполис, хотя почти не говорит по-гречески. В Греции актёра называют «русским Аль Пачино».

Фото: Виктор ПОЯРКОВ
Смоляне смогут увидеть редкие фото семьи последнего российского императора
«Танцующий Смоленск» ставил хореографические эксперименты в «Прудке»

Другие новости по теме