Культура

Сквозь паутину белых кружев, на чёрных лаковых полях…

28 сентября 2016 года в 09:30
В Смоленске открыта выставка изделий декоративно-прикладного творчества из фондов «РОСИЗО»

Выставка называется «Чёрное и белое». И, по словам её куратора – хранителя фонда декоративно-прикладного искусства центра «РОСИЗО» Евгении КИРИЛЛОВОЙ, – это не несёт какой-то скрытой философской идеи. Выставка исключительно эстетическая. Ну и ещё, наверное, информационно-познавательная. Но в любом случае – интересная самым разным посетителям, а не только специалистам, занимающимся изучением народных промыслов.

В экспозиции представлены более 100 изделий, выполненных в традициях декоративно-прикладного искусства различных областей России. Вологодское кружево, жостовские подносы, роспись на лаковых миниатюрах из Палеха и Федоскино… Эти названия давно стали брендами, известными не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Тем интереснее разглядывать похожие предметы из разных центров и находить в них отличия. Например, шкатулки из Мстёры и Холуя. Или вятские и елецкие кружева. Или резные фигурки из кости из Якутии и Архангельска…

– Здесь собраны одни из лучших произведений основных промыслов России, – объясняет Евгения Кириллова. – Все они авторские. Причём авторы – члены Союза художников, заслуженные художники России, лауреаты премии имени Ильи Репина. Кроме того, все изделия, которые вы здесь видите, выполнены во второй половине прошлого века. Они были не раз представлены на всевозможных выставках и у нас в стране, и за рубежом.
Белое – это кружево, изделия из кости. Чёрное – городецкие золотошвейные платки и лаковые миниатюры. Как переход от одного цвета к другому – жостовские подносы, которые можно увидеть в двух вариантах.

Впрочем, не всё так монохромно, как следует из названия выставки. И если кружево и кость – исключительно белые, то чёрное – это всего лишь фон, на котором – вся палитра. Яркие цветы на подносах. Многоцветные сюжеты из сказок и песен на шкатулках.

Кружево


На выставке можно увидеть произведения из трёх основных центров кружевоплетения России: Вологды, Ельца и Кирова (Вятки). Кроме того, скромно, всего двумя работами, представлена и «крестецкая строчка» – уникальная техника вышивки из села Крестцы Владимирской области.

Кружево было привезено в Россию из Западной Европы ещё в начале XVII века. Его быстрому распространению у нас способствовало введение Петром Первым западноевропейского костюма, основным элементом которого были роскошные кружевные воротники. Однако понадобилось пару столетий, прежде чем кружевоплетение на коклюшках начало обретать в России форму народного художественного промысла.

Пожалуй, самыми известными у нас можно назвать вологодские кружева. Они отличаются чётким делением на фон и рисунок, построением геометрических узоров и плавно очерченным зубцом по краю.

В липецких (елецких) кружевах используются мелкие формы орнамента, изящные решётки. В сцепном кружеве преобладают растительные элементы: цветы, листья.

Узоры кировских (вятских) кружев отличаются лёгкими ажурными формами, как правило, заканчивающимися острыми зубцами, обогащёнными петелькой «пико».

Резьба по кости


Резные фигурки из кости, пожалуй, можно назвать изюминкой этой выставки. Слишком уж необычен материал для нас, жителей средней полосы России.

Художественная резьба – это, наверное, один из древнейших видов искусства. Первыми мастерами были ещё первобытные люди, чему археологи неоднократно находили и продолжают находить подтверждения.

В России резьба по кости распространена в основном в северных регионах: в Архангельской области (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецком автономном округе (город Тобольск), Якутии и на Чукотке. Изделия всех этих центров на выставке представлены. Причём подобраны так, что видны характерные особенности работы художников в зависимости от их географии.

Кстати, для резьбы по кости используются, как правило, исключительно благородные разновидности этого материала: бивень мамонта и слона, зуб кашалота, клык моржа, скелетная кость кита, лосиный и олений рог.

– Для Архангельска характерна прорезная резьба, – поясняет Евгения Кириллова. – Вот эти ажурные шкатулки – лучшая иллюстрация. А фигурки из Чукотки – гладкие, как будто сделаны изо льда. В сюжетах хорошо отражена близость к природе, животный мир. Хотя присутствуют и современные мотивы.

Необычны два кубка для кумыса из Якутии. Один – иллюстрация к местному эпосу «Олонхо»: сценки с участием героев с труднопроизносимыми именами. Второй выполнен к 50-летию создания Якутской АССР. На нём памятник Ленину в качестве неизменного атрибута тех лет и два хорошо прописанных портрета – Калинина и якута, создавшего автономию.

Жостовские подносы


Художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов существует в деревне Жостово Московской области с 1825 года. С тех пор ремесло, служившее всего лишь подспорьем земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства, а подносы из бытового предмета стали декоративными панно.

Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Чаще всего используется чёрный фон. Хотя иногда он может быть красным, синим, зелёным, серебряным, золотым или белым. Интересно, что, как правило, мастер одновременно работает над несколькими подносами.

Лаковая миниатюра


Лаковая миниатюра представлена на выставке четырьмя основными центрами промысла: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.

Родоначальниками здесь можно назвать федоскинских мастеров, которые от изготовления лаковых козырьков для фуражек перешли к модным в XIX веке табакеркам, наклеивая на них для красоты рисунки. Позднее миниатюра здесь сформировалась как декоративный жанр в русле реалистической школы. В основе сюжетов на шкатулках из Федоскино – сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии известных картин, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам.

Три других центра возникли позже и на основе иконописного промысла. И несмотря на похожесть некоторых сюжетов, особенности традиций каждого из них легко прослеживаются в типичных работах.

Так, для палехских миниатюр, выполненных яркими локальными красками по чёрному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота и изящество удлинённых фигур. Здесь сохраняется стилистика древнерусской живописи с её склонностью к монументальности и выразительности силуэта.
Изделия из Мстёры отличают теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки и пейзажные фоны. Здесь персонажи – вполне реальные люди, действующие в конкретной обстановке.

А для миниатюр из Холуя характерны близость к природе и живописная картинность. Композиции здесь лаконичны и просты, не перегружены многочисленными подробностями. Колорит отличается свежестью и чистотой.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
В Ярцеве появился бюст Константину Рокоссовскому
Смоленского писателя наградили на вручении Премии ЦФО в области литературы и искусства

Другие новости по теме