Культура

Андрей Ковальчук: Памятник – это результат и необходимость

14 мая 2010 года в 09:57
Делегация представителей творческих союзов во главе с первым заместителем начальника Департамента Смоленской области по культуре Владимиром Теслиным в составе журналистов, скульптора Петра Фишмана, а также заместителя главы администрации МО "Починковский район" Андрея Загребаева побывала в Москве. Целью поездки была встреча с председателем Союза художников России Андреем Ковальчуком, который работает над бюстом Александра Твардовского.

Установка и открытие бюста запланированы в Починке в день 100-летия А.Т. Твардовского, 21 июня. "СГ" представляет стенограмму беседы, состоявшейся в мастерской скульптора.
- Андрей Николаевич, расскажите, как работалось над этим проектом.
- Начать надо с технической характеристики. Высота бюста Твардовского с гранитным постаментом - около трёх метров. Было сделано несколько вариантов эскизов, и в результате обсуждения со смоленским журналистом архитектором Григорием Матвеевичем Аптекиным было принято решение остановиться на варианте, который вы видите: двухнатурный бюст в бронзе и постамент из красного гранита.
Я подумал, что для малой родины лучше запечатлеть образ поэта не на склоне лет, а в более молодые годы, вместе с тем подчеркнув его главную, на мой взгляд, тему – военную, сороковые годы. Поэтому вы видите здесь человека не в пиджаке и галстуке, а в гимнастёрке и шинели. Много фотографий Твардовского осталось именно такого плана. Поэт с 39-го по 45-й год – на войне. Тема человека на войне занимает все его помыслы. Не только в эти годы, но и позже он постоянно к ней обращается. То есть не просто гимнастёрка, форма, а своего рода символ граждан¬ской направленности творчества, патриотической составляющей, напоминание о его наиболее знаменитых поэмах и стихотворениях, связанных с историей России и военной тематикой.
"Василий Тёркин" стал произведением, которое невозможно оторвать от Великой Отечественной войны. Это, по-моему, синонимы. Вторая мировая настолько глубоко проникла в сознание и судьбу каждого россиянина, каждого советского человека, что такой образ поэта кажется наиболее естественным. Все знают "Василия Тёркина". Конечно, мог быть и другой образ, но то, что я остановился на этом, связанном с Великой Отечественной войной, мне представляется правильным.
Памятник-бюст – это особое произведение монументального искусства, и здесь на первый план выходит не композиционное решение. Раскрытие образа идёт прежде всего через психологию портрета. Здесь вы видите этап работы: бюст ещё не завершён. В ходе доводки он приблизится и к портретному сходству, и к заданному образу человека, любящего Родину, остро воспринимающего всё, что происходит на родной
земле...
- Осталось всего полтора месяца до открытия бюста в Починке. Вы уложитесь в эти сроки?
- Безусловно. В последнее время я всегда работаю в состоянии цейтнота. И это нормальный режим, тот ритм, в котором мы все сегодня живём. Вообще значительные памятники, монументы, как правило, начинаются медленно. Подготовительная работа занимает месяцы, а на завершающем этапе счёт идёт уже на дни. На завершение бюста нужна неделя, десять дней, может быть. А потом перевод в бронзу, технические работы. Так что успеваем вполне.
- Андрей Николаевич, вы были в Починке, в Загорье?
- Не был. Но видел фотографии, видел план того места, где власти города планируют установить бюст. У меня не возникло каких-то возражений.
Загребаев:
- Мы вас приглашаем принять участие в юбилейных торжествах.
- Спасибо. Постараюсь выкроить время.
- В период работы вы общались с дочерьми Александра Трифоновича?
- Обязательно приглашу на завершающем этапе в мастерскую, чтобы обсудить вопросы портретного сходства и психологического соответствия образа поэта.
- А нельзя ли конкретнее, когда вы, с учётом сжатых сроков, собираетесь это сделать?
- Были некоторые неясности с проектом, с определением места установки бюста. До окончательного решения этого вопроса встречу отдалили. Мы с Валентиной Александровной, старшей дочерью поэта, разговаривали по телефону, и она сомневалась по поводу места установки бюста. То есть проект завис. Больше всего, наверное, я хочу определённости.
- Андрей Николаевич, юбилей, что называется, на носу. Несколько слов: как вы шли к этой работе? Это первый, второй или десятый ваш памятник, именно литературный?
- Мы сейчас пройдём на второй этаж, и вы сами посмотрите мои работы. Но сразу могу сказать, что тема русской литературы для меня особенная. Создано много и портретов, и памятников деятелям культуры и, конечно же, русским писателям. Это и Пушкин, и Достоевский, и Бунин, и Тютчев, и Гоголь, и Толстой. Были начаты и другие эскизы. Что-то доведено до памятника, что-то осталось в небольших композициях.
- Каким-то образом вы обращались к творчеству Твардовского, работая над его бюстом?
- Вы понимаете, это человек из того ряда, как Пушкин, Тютчев, Толстой. Мне пятьдесят лет, и поэтому, конечно, я сталкивался с творчеством Александра Трифоновича. То есть Твардовский и раньше был известен мне. Сейчас, конечно, углубился, многое прочёл о его жизни. Ведь когда создаётся портрет, очень важны не столько известные литературные произведения, сколько образ самого человека, писателя, поэта – личности. Это наиболее важно, потому что творчество – лишь одна из сторон жизни человека. Особенно человека, который занимался общественной, государственной работой. Поэтому деятельность Александра Трифоновича, когда он возглавлял "Новый мир", тоже важная составляющая. Он искренне относился к редакторству, оно было им любимо. Очень важный период в его жизни. Поэтому в последнее время я к этой стороне его деятельности обратился и пытаюсь как-то отразить в своей работе.
- Работая над образом, проникая в суть характера, поняли вы, что Твардовский – действительно небывалое явление, глыба двадцатого века?
- То, что это величайший человек, я знал и ранее. И не могу сказать, что только сейчас проник в его творческую лабораторию, скажем, редакторскую. Сталкиваясь в последнее время с весьма уважаемыми, известными людьми, я слышал самые высокие оценки. Они с огромным уважением относятся к Александру Трифоновичу, искренне любят его. Например, Григорий Петрович Ивлиев, руководитель комитета по культуре Государственной Думы. Для него Твардовский – самый любимый писатель. Я бы посоветовал смолянам пригласить его на юбилейные торжества.
Очень много людей на самом деле, которые что-то видели, читали и относятся к Твардовскому ревностно – как к человеку, который, может быть, не до конца понят, раскрыт. Время выводит на какое-то новое понимание, новое отношение, большее проникновение в личность этого человека, в то, что он сделал.
- Андрей Николаевич, вы в курсе истории с памятником Твардовскому в Москве? Как и когда будет решён этот вопрос?
- Дело в том, что я принимал участие в работе совета, когда нам показывал Владимир Суровцев эскиз памятника, который должен быть поставлен на Страстном бульваре. Но в связи с кризисом многие монументальные проекты в Москве приостановлены. Я не знаю, честно говоря, как сейчас идёт этот проект. Но надеюсь, что памятник будет установлен, хотя есть какие-то подводные камни. Место выбрано на Страстном бульваре очень хорошее. Рядом с памятником Рахманинову, который я завершал после смерти скульптора Комова. Недалеко памятник Пушкину. Но там сложные условия для строительства, установки. Пересечение нескольких дорог, начало бульвара. Словом, непростая архитектурная задача. Тем не менее, когда нам показывали эскиз, мы его одобрили и приняли. Здесь вопросов нет. Суровцев представил эту работу на большой выставке, посвящённой 65-летию Победы, которую мы открыли в Центральном Доме художника.
- Вам это было любопытно и как человеку, в какой-то степени соперничающему с автором в твардовской теме?
- Я бы не употреблял такие термины, как "соперники", "конкуренты". У Володи интересная работа, в большом размере. Я высказал свои пожелания, он их услышал. А дальше... Все заслуги и вся вина – от автора. Что бы ему ни говорили со стороны заказчики или друзья-коллеги, всё равно решение за ним, и он отвечает.
- А он видел ваш проект бюста?
- Нет. Сейчас жёсткое время. У нас в Москве нет возможности как-то плотно общаться. Поэтому каждый занимается своим делом. К тому же у меня много общественной работы. Словом, практически не встречаемся, чай не пьём.
- Как скоро вы будете в Починке?
- Надеюсь, когда будет открытие бюста. Раньше, наверное, не получится. Вопрос с местом установки бюста – это компетенция руководства района и города. И, я так понял, вопрос окончательно не решён. Мне бы не хотелось ввязываться в какую-то конфликтную ситуацию.
Загребаев:
- Собственно, у нас все вопросы решены. Выполнен проект благоустройства места установки бюста. Лучшего места в Починке, честно сказать, найти нельзя. Самый центр, перед ДК. То есть все мероприятия (не только связанные с Твардовским) мимо не пройдут. Либо мы гостей встречаем у бюста, либо гости города возлагают цветы. Это лучшее место, там стояла раньше Доска почёта. И о чём ещё говорить? Уберём деревья, которые заслоняют вид, высадим декоративные кустарники, разобьём цветники. Это будет самое красивое место в городе. Григорий Матвеевич Аптекин, лучший архитектор Смоленщины, его выбрал и уже выполнил проект.
- Я видел фотографии и план. И когда мы разговаривали по телефону с местным краеведом Савченковым, мне показалось, что его возражения против места установки бюста несколько надуманные. Но потом у меня был разговор с Валентиной Александровной Твардовской, и я понял, что вопрос ставится серьёзно. Мне место нравится, но всё же я не могу игнорировать и мнение дочери Александра Трифоновича.
Естественно, я обсуждал этот вопрос с архитектором Аптекиным, и он уверил меня, что будет сделано соответствующее благоустройство.
Привалов:
- Подготовка к 100-летию поэта у нас на Смоленщине стала толчком к изучению школьниками жизни и творчества Александра Трифоновича. Мы всегда говорим к случаю, что в Починке школа носит имя Твардовского, что там создан хороший музей. Но в последние годы не только в Починке, но и по всей области проходят конкурсы творческих работ школьников, тематические мероприятия в библиотеках. Не будем далеко ходить – 14-15 апреля в Смоленске состоялись первые школьные Твардовские чтения. Инициатором стало городское управление образования и "Смоленская газета". Были приглашены и участвовали в работе всех секций учащиеся и преподаватели из московской школы им. Твардовского. Во второй день участники чтений выехали в Загорье и Починок. Была замечательная экскурсия по хутору, затем концерт и знакомство с музеем Починковской школы им. Твардовского... То есть не только в официальных отчётах мы можем говорить о пробуждающемся интересе к творчеству поэта-земляка. Это реальность.
- Извините, у меня не праздное любопытство. Памятник – это не начало и не решение проблемы. Это своего рода итог, неизбежность, потребность, которая и даёт стимул в работе художника.
- Эта работа для нас, смолян, сейчас очень важна и нужна. Мы желаем вам, Андрей Николаевич, скорейшего и успешного завершения проекта!
Благотворительная кинонеделя \"Детский КиноМай\" в Смоленске
\"ТРАССЕРА\" в Смоленске

Другие новости по теме