10 декабря 2016 21:30
USD 63,3   EUR 67,21
30 июля 2010 1388

"Солт": подвиг разведчика

"Солт": подвиг разведчика
Отправляясь на премьеру шпионского триллера "Солт", я был готов к разочарованию. Слишком многие приметы указывали на то, что фильм окажется посредственной пустышкой. Привкус провала ощущался уже в трейлере к фильму, производившем впечатление банальной вариации на тему шпионских игр, монополизированную "Джеймсом Бондом", "Миссия невыполнима", "Идентификацией Борна". Казалось, что ответ на вопрос, кто такая Солт, дан в самом рекламном ролике: американского агента подвела под монастырь загримированная русская шпионка…
Кроме того, редкая продукция "фабрики грёз" удостаивалась такой агрессивной раскрутки. Голливудские звёзды нечасто наведываются в Россию с одной-единственной целью – представить свой новый фильм. Анджелина Джоли приехала. Этот рекламный трюк, по замыслу прокатчиков, должен был всколыхнуть и привлечь апатичных от жары зрителей в пустующие кинозалы. Пустив в ход "тяжёлую артиллерию" - топовую кинозвезду, продюсеры, скорее, допустили стратегическую ошибку. Уж если в рекламных целях используют Джоли, значит, дело плохо: фильм аховый, дежурный панегирик доблестным американским спецслужбам.
Но всем моим опасениям суждено было разбиться вдребезги о неординарный сюжет, в котором шпионские травести переплетаются с политическими интригами, о захватывающие дух спецэффекты и акробатические трюки (трудно поверить, что Джоли все их выполняла без дублера).
Клонируя приносящие успех штампы, "Солт" тем не менее вторгается в заповедные зоны заокеанской киноментальности. Удачное покушение на президента США, активация ядерного чемоданчика, бессилие американской контрразведки – от прежних "священных коров" и почти сакральных табу не остаётся и следа. Разрыв шаблонов довершает главная героиня, о которой трудно с уверенностью сказать, кто же она – русская шпионка или американская контрразведчица. Создателям "Солта" надо отдать должное: им удалось сохранить интригу вокруг личности главной героини вплоть до самого финала.
Не берусь судить о том, читал ли сценарист "Солт" Курт Уиммер романы Бориса Акунина, но центральная идея конспиративной сети зомбированных заговорщиков вызывает навязчивые ассоциации с романом "Азазель". Зловещий союз ассасинов, гипнотически преданных своему вождю с русской масонской фамилией Орлов, мало чем отличается от тайного общества леди Эстер, одержимого идеей мирового господства. Щупальца тайного братства идейных убийц проникают так глубоко, что даже на самом нижнем ярусе подземного убежища "Белого дома" президент США не может чувствовать себя в безопасности.
Удивляет и Анджелина Джоли. Загадочное сочетание женского обаяния, хрупкости и пугающего хладнокровия беспощадного диверсанта ставят Солт в ряд с такими яркими типажами киношных шпионов, как Бонд, Борн, Хант. А поскольку у Солт русские корни, добавим в этот ряд и нашу легенду – Штирлица. Тем более что между Тихоновым, обменивающимся взглядами с женой в кафе "Элефант", и Джоли, романтически преданной мужу, есть одна общая черта – человечность, теплящаяся за непроницаемой шпионской маской.
Любопытный факт: первоначально Солт должен был быть мужчиной и играть его намеревался не кто иной, как Том Круз. Но так как он покинул проект из-за занятости, его заменила Анджелина Джоли, получившая богатый опыт игры в спецагентов в фильме "Мистер и миссис Смит". Сценарий адаптировали под женский образ, и клонирования Итана Ханта удалось избежать.
Подобно всем американским фильмам с русской тематикой, "Солт" не обходится без шаржированных примет русского быта и ментальности – в том виде, в каком они предстают для заокеанского наблюдателя. Кухонная плита, стоящая в коридоре советской детской больницы, по-видимому, должна подчеркнуть нищету и бедлам, в которые был погружён Советский союз, увлекшийся гонкой вооружений с США. И всё-таки карикатуры на русскую жизнь не так экзотичны, как прежде. Набор штампов выдержан в рамках обычных профанных ассоциаций: водка вместо чая, экзотические фамилии типа Ченкова и стандартное, на революционный манер обращение "товарищ".
Неплохая касса, которую собирает фильм в первые дни проката, даёт повод для оптимизма: в сиквеле "Солт" мы наконец-то узнаем все тайны этой загадочной провокационной натуры.

Леонид КАЯНИДИ

Новости по теме
«Рыцарь дня»
30 июня 2010 1256
Новинку стоит смотреть ради Тома Круза. В свои 48 актёр выглядит бесподобно, обаятелен сверх всякой меры и способен (в кадре, разумеется) убивать так, что людей – не жалко. Тут он равен своему выдающемуся «коллеге» по церкви сайентологии Джону Траволте (фильм коего «Из Парижа – с любовью» мы анонсировали в одной из прошлых киноколонок)
12 декабря 2011 1700
30% опрошенных подписались под высказыванием «не смотрел и вам не советую». Получается, почти каждый третий зритель не хочет идти в кино по неким идейным соображениям...
Севастопольский блюз: «Кто я?»
26 января 2011 1466
Украинский режиссёр Клим Шипенко снял тонкий фильм о любви и одиночестве. И не сразу сообразишь, что он – про маньяка. Вернее, даже так: чего только нет в этом фильме! Он – обо всём, здесь можно найти что угодно. И задворки жизни, и курорт, и милицию, и рулетку, и любовную интригу, да не одну, и детектив, и эротику, и семейную трагедию… Не портят его даже выходящие в тираж «звёзды» – Сергей Галанин и Жанна Фриске. Фильм сделан с большой любовью к людям – это тоже элемент детективной игры...
Онлайн-трансляция Олимпийских игр на главной площади города
24 июля 2012 2434
Во время проведения Олимпийских игр в Лондоне в соответствии с поручением Губернатора Алексея Островского в Смоленске будет организована прямая видеотрансляция спортивных состязаний из олимпийского Лондона. На площади Ленина смоляне и гости города смогут стать зрителями культурных и спортивных мероприятий летней Олимпиады.
К юбилею Татьяны Друбич. «Избранные»
26 мая 2010 3019
К юбилею Татьяны Друбич канал «Культура» покажет один из самых пронзительных и страшных фильмов с её участием – «Избранные» (воскресенье, 6 июня, 20-00). Фильм беспощаден: это история любви и предательства, надежды и соглашательства, предприимчивости и бегства от действительности...
Екатерина, большое спасибо за взволнованный отклик на мой материал, который с большой натяжкой можно назвать "рецензией". Скорее, это мысли на тему, впечатления по горячим следам, выражение которых оправдано премьерой и непреодолимым графоманским желанием высказаться, не "закатывая" свои соображения в долгосрочную память.
Хочу огородиться от несправедливых упреков: я вовсе никого не агитировал стремглав мчаться в кинотеатр и тратить время и деньги на просмотр очередного голливудского фаст-фуда. Да и смешно требовать от кинематографического мейнстрима какой-то "идеи". Он не способен преподнести ничего, кроме довольно приятного и беззаботного времяпровождения. Если же вам всерьез хочется раздобыть пищу для ума, не могу дать никакого другого совета, кроме как - не смотрите фильмы. Вообще. Никаких. Даже арт-хаус. Даже Феллини или Джармуша. Читайте книги: Манна, Гессе, Сент-Экзюпери...
-->

Екатерина написал

31 июля 2010 20:20

Так и не поняла, зачем мне, рядовому зрителю, стоит тратить деньги на этот расчудесный фильм. Чтобы удивиться таланту Джоли эффектно падать и прыгать в кадре? Сравнить Солт со Штирлицем, а потом в очередной раз с облегчением посмотреть "17 мгновений весны" и понять, что Штирлиц у нас один и никакой-никакая Солт и в подмётки не годится? или чтобы посмотреть на очередные "шаржированные приметы русского быта и ментальности"? ну а "захватывающие дух спецэффекты" - ну да, видимо, ради это точно стоит идти в кинотеатр...
Короче говоря, чем этот фильм может идейно заинтересовать зрителя? может ли очередной голливудский "дежурный панегирик" дать зрителю нечто новое и исключительное, кроме всего того, чем кишит почти каждый закордонный шпионский боевик? Самого важного, на мой взгляд, в рецензии я и не увидела...


Екатерина, большое спасибо за взволнованный отклик на мой материал, который с большой натяжкой можно назвать "рецензией". Скорее, это мысли на тему, впечатления по горячим следам, выражение которых оправдано премьерой и непреодолимым графоманским желанием высказаться, не "закатывая" свои соображения в долгосрочную память.
Хочу огородиться от несправедливых упреков: я вовсе никого не агитировал стремглав мчаться в кинотеатр и тратить время и деньги на просмотр очередного голливудского фаст-фуда. Да и смешно требовать от кинематографического мейнстрима какой-то "идеи". Он не способен преподнести ничего, кроме довольно приятного и беззаботного времяпровождения. Если же вам всерьез хочется раздобыть пищу для ума, не могу дать никакого другого совета, кроме как - не смотрите фильмы. Вообще. Никаких. Даже арт-хаус. Даже Феллини или Джармуша. Читайте книги: Манна, Гессе, Сент-Экзюпери...

Екатерина написал

3 августа 2010 14:37

Во-первых, Леонид, благодарю за ответ. Не всем вашим коллегам из газеты это свойственно…
Что касается вашей реплики, хочется спросить: зачем тогда вообще писать об этих хот-догах и гамбургерах, сделанных из отравы нового поколения? Понимаю: премьера, любопытно, желание разгрузить мозги и развлечься… Ну поговорили с друзьями, обменялись мнениями, вот и высказались. Надо ли всё это выпускать на страницы массового издания? Понятно, что фильм коммерческий, а значит, абсолютно безыдейный. Но если вы пишете об этом фильме в массовом издании, подразумевается, что уже вкладываете идею в текст, которая как минимум проявляется в вашем выборе. Ведь в наших кинотеатрах идут и другие фильмы – «Начало», «Хищники», «Кошки против собак», «Гадкий я», «Сумерки», «Ученик чародея». Вы как журналист могли бы высказать свое мнение о всех идущих в Смоленске картинах и предложить сделать выбор фильма самому читателю – подходящий по жанру, по настроению, по сюжету и др. Но вы остановились только на одном фильме, именно «Солт» вы выделили из всех, непонятно только почему. Должен ли журналист так безыдейно работать?..
Извините, за чрезмерную навязчивость и взволнованность (как вам показалось), но это всего лишь мнение по ту сторону газетной деятельности. Менее всего ожидала на страницах «Смоленской газеты» увидеть именно этот фильм…
Екатерина, большое спасибо за обстоятельные и вдумчивые комментарии, которые вы оставляете на нашем сайте. Приятно читать не короткие аффективные реплики, а полноценный, содержательный отклик. Вместе с тем не могу удержаться от жгучего желания вам возразить, отстояв-таки право киновпечатлений от блокбастера обитать на газетной полосе.
Вам показалось, что выбор фильма немотивирован. Это не так. Прежде всего, он оправдан премьерой, которая состоялась за день до того, как я написал свой материал. Писать нужно о том, что актуально. Кроме того, неделей ранее я уже делился своими впечатлениями от более продвинутого, более концептуального, хотя тоже насквозь проамериканенного "Начала" Кристофера Нолана. Поэтому деликатные упреки по поводу моей безосновательной и безвкусной избирательности я решительно отклоняю. По мере сил, возможностей и желания я планирую впредь в той или иной форме откликаться на все кинопремьеры, которые происходят в Смоленске. Если вы - наш постоянный читатель, я уверен, что у вас сложится объективное представление о том, какой фильм стоит посетить, а какой - проигнорировать. Обещаю, что не всегда мои "рецензии" будут столь позитивно-эмоциональными, как в случае "Солт" и "Начала". Просто эти фильмы мне пришлись по душе.
Что касается кулуарности или публичности выражения. Разговоры на кухне - достояние и проклятие прошлых поколений. Самовыражение только тогда целостно, когда оно облечено в твердую словесную форму. Почему бы не выносить на суд любителей кино и свои скромные опусы, если они укладываются в газетный формат?

-->

webmaster написал

4 августа 2010 11:40

Екатерина, большое спасибо за обстоятельные и вдумчивые комментарии, которые вы оставляете на нашем сайте. Приятно читать не короткие аффективные реплики, а полноценный, содержательный отклик. Вместе с тем не могу удержаться от жгучего желания вам возразить, отстояв-таки право киновпечатлений от блокбастера обитать на газетной полосе.
Вам показалось, что выбор фильма немотивирован. Это не так. Прежде всего, он оправдан премьерой, которая состоялась за день до того, как я написал свой материал. Писать нужно о том, что актуально. Кроме того, неделей ранее я уже делился своими впечатлениями от более продвинутого, более концептуального, хотя тоже насквозь проамериканенного "Начала" Кристофера Нолана. Поэтому деликатные упреки по поводу моей безосновательной и безвкусной избирательности я решительно отклоняю. По мере сил, возможностей и желания я планирую впредь в той или иной форме откликаться на все кинопремьеры, которые происходят в Смоленске. Если вы - наш постоянный читатель, я уверен, что у вас сложится объективное представление о том, какой фильм стоит посетить, а какой - проигнорировать. Обещаю, что не всегда мои "рецензии" будут столь позитивно-эмоциональными, как в случае "Солт" и "Начала". Просто эти фильмы мне пришлись по душе.
Что касается кулуарности или публичности выражения. Разговоры на кухне - достояние и проклятие прошлых поколений. Самовыражение только тогда целостно, когда оно облечено в твердую словесную форму. Почему бы не выносить на суд любителей кино и свои скромные опусы, если они укладываются в газетный формат?

winked
Екатерина, ну не может журналист заниматься только походами по премьерам. Это ж никакой редакции не хватит...
Поэтому пишут обычно про то, что видели.
Заинтересовался - пошёл. А там уже совмещаем приятное (или не очень) с полезным, то есть с написанием рецензии.
-->

Елена НЕДБАЙЛОВА написал

4 августа 2010 21:22

Какой замечательный разноцветный диалог! winked
Екатерина, ну не может журналист заниматься только походами по премьерам. Это ж никакой редакции не хватит...
Поэтому пишут обычно про то, что видели.
Заинтересовался - пошёл. А там уже совмещаем приятное (или не очень) с полезным, то есть с написанием рецензии.
Важно
"));