Культура

Борис Бланк: Требую ликующего "Да!"

1 сентября 2010 года в 14:27
Недавно в гостях у «Смоленской газеты» побывал известный деятель искусств России и СССР, народный художник РФ, президент гильдии художников кино и телевидения, трижды лауреат премии «Ника» Борис БЛАНК.

Справка «СГ»
Борис Львович Бланк родился 2 октября 1938 года. Окончил художественную школу имени В. Сурикова, в 1960-м - художественный факультет ВГИКа, мастерскую Г.А. Мясникова и М.М. Курилко.
В 1964 году Борис Львович дебютировал как художник-постановщик в известном фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В том же году художник стал автором декораций самого первого спектакля Театра на Таганке – «Добрый человек из Сезуана». Позднее он работал с Юрием Любимовым над спектаклями «Театральный роман» и «Евгений Онегин». Именно там произошло его рождение как сценографа.
Борис Бланк – художник-постановщик более 60 игровых фильмов, спектаклей и телеспектаклей («Мой ласковый и нежный зверь», «Гори, гори, моя звезда», «Старый Новый год», «Королевство кривых зеркал» и др.). Среди последних его работ – фильм «Смерть Таирова».
В настоящее время Борис Бланк живёт и работает в Москве.

В дружеской непринуждённой беседе Борис Львович рассказал о своей творческой жизни и ответил на вопросы журналистов «Смоленской газеты».
- Борис Львович, какое событие в вашей жизни стало определяющим в выборе профессии?
- Я никогда не представлял себя в роли чиновника или военного. Долю художника мне подарила только судьба. Я могу со всей уверенностью сказать, что какого-то конкретного события, происшествия, после которого бы я резко осознал, что да, я хочу быть тем, кто я сейчас, никогда в моей жизни не было. Видимо, изначально мне было предписано это поприще, чем я очень доволен.
- Скажите, что вас привело в этот раз в Смоленск?
- Я приехал в ваш замечательный город для работы над постановкой в драмтеатре. Это «Грех», трагедия в двух действиях, основанная на пьесе Максима Горького «Зыковы». В ней я выступаю режиссёром-постановщиком, художником-постановщиком является Светлана Архипова. В спектакле готовятся выступать замечательные смоленские артисты – заслуженный артист России Николай Коншин, заслуженная артистка России Ирина Голованова, Инна Флегантова, Валерий Брыксин, Виктория Клевцова-Абакумова, Юлия Чещевик и другие актёры.
Премьера состоится 1 и 2 октября, во время открытия нового театрального сезона.
Это пьеса-проповедь, пьеса-размышление, в ней поднимается очень большой и сложный круг серьёзнейших проблем. Ведь самое страшное наказание для человека – это осознание того, что он в чём-то виноват. Если выразить суть постановки вкратце, то это будет звучать примерно так: грешен, не боюсь греха, боюсь расплаты за грех – печали. А ведь всем известно, что печаль русского человека страшна.
- Борис Львович, что вы считаете основой искусства театра и кино?
- Одной из первооснов любого творчества я считаю визуальную характеристику предмета. При этом в театре и кино она должна быть ещё более подчёркнута. Как художник, приведу один наглядный пример из своей молодости. Как-то, будучи студентом, я выехал на этюды в лес. Выбрав в качестве объекта красивейшую ёлку, я стал её писать. Но, как ни старался, какие бы самые яркие краски ни использовал, она в сравнении с оригиналом получалась бледной и неестественной. Помощь пришла неожиданно. Всего лишь надо было совместить мой этюд с чёрной рамкой, как подсказал приехавший вместе со мной преподаватель. И получилось следующее – основной яркий цвет ели отлично подчёркивала, работая на контрасте, чёрная рама.
В театре и кино всегда присутствует конфликт фактур. Взять, к примеру, рекламный ролик какого-нибудь новейшего автомобиля. Автомобиль весь глянцевый, блестящий, гладкий и металлический. И поэтому лучше всего он будет смотреться на фоне, который с ним контрастирует. В данном случае этим фоном может стать какая-либо шероховатая поверхность или яркие краски природы на заднем плане.
Главным в искусстве считаю также методику, с помощью которой всё реализуется. Методов – масса, но вот выбрать правильный, подходящий именно для конкретной ситуации – сложная задача, которую должен решить художник-постановщик.
Основным кредо моей деятельности считаю принцип, согласно которому сначала выбирается основной «цвет», а затем он начинает влиять на все остальные.
- Какие мастера мирового искусства являются для вас авторитетами?
- Очень непросто дать ответ на такой вопрос. В мире существовало огромное количество замечательных мастеров – выдающихся, гениальных, неподражаемых. Но с Богом, мне думается, общались лишь единицы. На мой взгляд, в живописи – это Рембрандт. Его «Возвращение блудного сына» - это какое-то сверхискусство, высоко стоящее над всем остальным. В работе гениально всё – композиция, выражения лиц, цвет. Я могу любоваться ею часами.
Если коснуться музыки, то «с Богом разговаривал», безусловно, Бетховен. Его произведения – это нечто неземное, нереально красивое и гармоничное.
В таком близком мне жанре искусства, как драматургия, я, не задумываясь, выделил бы троих – Шекспира, Брехта и Горького. Можно добавить бы ещё и Чехова, он гениальнейший прозаик, которому хватает трёх слов там, где другим требуется написать тысячу. Но мне кажется, что в драматургии он слабее, становится каким-то слишком стеснительным и даже невыразительным. А вот первые трое, названные мной, – это величайшее явление всей мировой драматургии.
- На ваш взгляд, в каком состоянии находится кино как искусство в нашей стране? Какие конструктивные пути для его развития вы видите?
- Чтобы выйти из того комообразного состояния, в котором сейчас пребываем, кино должно нам предложить нового настоящего русского героя.
А вообще, на мой взгляд, кино никогда не станет таким искусством, как театр. Ведь, во-первых, настоящее искусство никогда не зависело, не зависит и не будет зависеть от технологий. Чтобы сыграть пьесу, актёрам достаточно просто выйти и сыграть. Без декораций, освещения – вообще без всего. Во-вторых, искусство не зависит от массового зрителя. Достаточно сотни настоящих ценителей театра, и актёры будут чувствовать себя востребованными. А кино со своими блокбастерами и бестселлерами стремится собрать как можно больше зрителей и под завязку напичкать себя спецэффектами. Ведь многие сейчас идут в кино только ради них.
Ну и, в-третьих, искусство – это рукоделие. Не штамповка клонов одного и того же удачного произведения, а именно, если можно так выразиться, ручная работа.
Кино всегда процентов на 80 – шоу, массовость, технологии. Но при удачной режиссуре и правильно подобранных и талантливых актёрах на остальные 20 оно тоже может стать искусством.
- Как вы считаете, государственное финансирование российского кино – это благо или нет?
- Начну с того, что выделяю среди ныне живущих режиссёров три основные группы. В первую входят старые, в своё время заслужившие почёт и уважение. Они живут в прошлом, постоянно себя жалеют и по сути уже ничего не могут.
Вторую большую группу составляет среднее поколение. Это довольно грамотные и сильные деятели кино, однако в большинстве случаев очень уж тоскливые, хотя вроде бы делают они всё правильно.
Самая для меня интересная группа – это когорта молодых, порой совершенно сумасшедших режиссёров. Они иногда делают настоящие шедевры, несмотря на скуднейшее финансирование. Они замечательны, талантливы, но зачастую безумны.
Наше современное отечественное кино работает, за редким исключением, по принципу «там, на Западе, они зарабатывают огромные деньги на этом, и мы будем их копировать, чтобы тоже зарабатывать деньги». Отсюда и берутся практически один в один скопированные фильмы, сериалы, мыльные оперы.
В несозревшем организме нового российского кино отдавать всё на откуп продюсерам неумно. Когда созреют продюсерские кланы – именно кланы (как показывает практика зарубежной киноиндустрии, это самый удачный путь), которые чётко и продуктивно будут взаимодействовать с кинопрокатными компаниями, государственное финансирование кинематографа станет неуместным. А так, безусловно, оно необходимо, и во Франции, например, оно очень удачно работает.
- Вас тянет в Смоленск?
- Смоленск – замечательный город, красивый, с богатой историей. Здесь живут милые, приятные люди. Но есть одно «но». Насколько удивителен ваш город, настолько же и удивительна в нём какая-то странная нелюбовь к театру. Полюсом притяжения для меня здесь, безусловно, являются ваши замечательные актёры, режиссёры, сам театр и его, по-моему, немногочисленные почитатели.

Побывав у нас в гостях, мэтр сценического мастерства продолжает работу над постановкой, которую смоляне смогут увидеть уже через месяц. Пожелаем ему и всем его помощникам и соратникам удачно реализовать их творческие замыслы.
«Одна война» - главный приз кинофестиваля актёров-режиссёров «Золотой Феникс» в Смоленске
В Смоленске открылась выставка \"Летающей рыбы\"

Другие новости по теме