6 декабря 2016 13:11
USD 63,92   EUR 67,77
23 ноября 2010 2476

Новый сезон театра Miracle открылся буффонадой

Новый сезон театра Miracle открылся буффонадой
Студенческий театр «Miracle» представил смоленским зрителям терпкий коктейль из клоунской буффонады, наивно-детективного расследования и непринуждённых раздумий о нелёгкой женской доле. Его ингредиенты были приправлены добродушной средиземноморской эксцентрикой. 22 ноября на сцене Камерного театра состоялась премьера спектакля по пьесе Дарио Фо «У маляров нет воспоминаний». Через две недели труппа отправится в Москву на Международный фестиваль франкофонных театров, чьим финальным аккордом станет искромётный фарс нобелевского лауреата с ненавязчивым психоаналитическим подтекстом.
Ставить Дарио Фо, чья драматургия пропитана традициями комедии дель арте и чуждым российской ментальности суматошным духом европейского карнавала, – предприятие рискованное. Но Елене Курьяновой, художественному руководителю театра «Miracle», удалось без эстетического ущерба пересадить средиземноморское растение на почву русского неторопливо-лирического театра. Главным помощником режиссёра оказался, как это ни странно прозвучит, французский язык. Он диктовал непривычный ритмический рисунок спектакля, действие которого развивалось в бешеном темпе, не сбавляя обороты вплоть до счастливого, абсурдного и немного печального финала. Торопливая скороговорка французской речи накаляла фантасмагорическую атмосферу, которой овеяна квартира одинокой вдовы (её роль исполняет студента СГУ Ирина Новикова) – не то пансион, не то гарем, не то узилище бестолковых вдовушек-простушек.
Странные обитатели «нехорошей квартиры» выходят из оцепенения и обнажают свое нутро после того, как в затхлый мирок вдовьего одиночества вторгаются незадачливые маляры Альдо и Джованни, выдающие себя за профессиональных дизайнеров. Вжившись в маски клоунов, спрятавшихся под спецодеждой маляров, ведущий артист студенческой труппы Андрей Курганов и специальный гость проекта, актёр Филипп Тиббаль куражились напропалую, старательно и небезуспешно создавая в Камерном театре атмосферу французского варьете. Их комические импровизации, сопровождаемые журчанием французских мелодий, перевернули декорации вверх дном: на кресле, где сидел манекен, скосился чехол, ковёр свернулся гармошкой, а занавески разлетелись по всей сцене.
Атрибуты сценического нонсенса появляются в спектакле на первых же минутах. Застывший, словно восковой манекен, актёр в зелёных очках, котелке и с размалёванным лицом, бесконечная лестница, которую выносят, маршируя, клоуны-маляры, начало и конец которой теряются в кулисах, – всё это не оставляет сомнений в жанровой принадлежности спектакля к эксцентрической буффонаде. Но Елена Курьянова изменила бы своим эстетическим принципам, если бы ограничилась драматизированной клоунадой. Сквозь толщу комических мизансцен просвечивает трагическая судьба женщины, ставшей жертвой ревнивого желания удержать мужа, обуздав его либидо самым нестандартным образом – с помощью инъекций вызывающего временный паралич вещества.
Бесшабашные клоуны-проныры вместе с вещами переворачивают вверх дном душу квартирной хозяйки и выносят на свет её тайные фобии. Манекен, на которого они уронили лестницу, оказывается впавшим во временную кому мужем мнимой вдовы. Неудовлетворённость моногамным браком внушила ему странную причуду превратить семейное гнёздышко в восточный гарем. Нет ничего удивительного в протесте женской натуры против сомнительных с точки зрения нравственности супружеских фантазий.
Финал пьесы – торжество патриархата. Мужское начало покоряет женскую тягу к безраздельной власти над мужчиной и проделывает с изобретательной вдовой ту же процедуру, на которую уповала несчастная коматозница.
Нотки трагедийности, которые навевает судьба несчастной женщины, испаряются в финальной танцевальной пантомиме, где клоуны торжественно несут Ирину Новикову на плечах.
Театральный понедельник был примечателен не только тем, что в спектакле был задействован французский актёр, но и тем, что в Камерном театре собрались все смоленские учителя французского языка и некоторые их ученики. Спектакль театра «Miracle» – едва ли не лучшее средство популяризации прекрасного по звучанию и строению французского языка.
Новый сезон театра Miracle открылся буффонадой


Леонид КАЯНИДИ

Новости по теме
Смоленский театр Miracle покорил Германию
14 сентября 2010 2958
В этом году исполняется пять лет студенческому театру Miracle. Прошлый театральный сезон для молодых артистов из Смоленска был очень насыщенным.
«Второй выстрел» представят на сцене Смоленского камерного театра
19 февраля 2013 2289
Премьера спектакля по пьесе французского драматурга Робера Тома состоится 1 марта
Смоленский фестиваль "Открытая кулиса" раскрыл свои секреты
01 ноября 2010 1211
Минувшие выходные выдались богатыми на театральные события: открытие сезона в камерном театре, очередные спектакли в драматическом театре и, наконец, фестиваль самодеятельных молодёжных театров «Открытая кулиса». Афиша театрального форума, второй раз проходившего в Смоленске, оказалась обманчивой: качество почти всех постановок, драматургия, сценография и актёрское мастерство перевернули представление о любительском театре.
Актёр Андрей Курганов: Найти своего режиссера
13 декабря 2010 2098
Андрей Курганов поступил в труппу Смоленского драмтеатра всего года назад, но уже занят в ключевых постановках. И не в массовке или эпизодах, а как минимум в ролях второго плана. И что за спектакли! Сплошь классика – «Вишнёвый сад», «Грех», «Ромео и Джульетта», «Поздняя любовь», «Трактирщица», «Горе от ума», «Ревизор»… Помимо того, выпускник иняза СмолГУ – ведущий актёр театра «Miracle», получившего признание на международных фестивалях спектаклей на иностранных языках. Сам Андрей получил награду немецких театральных деятелей за роль в спектакле Борхерта «На улице перед дверью». Секретами своего успеха молодой актёр поделился со «Смоленской газетой».
В Смоленске премьера обернулась трагедией
25 октября 2014 1721
Скончался ведущий актёр Смоленского камерного театра, заслуженный работник культуры РФ Владимир Зайцев…
"Примадонны" Кена Людвига: до чего доводит Шекспир
27 января 2011 4885
Новый спектакль театра Miracle задорно и беззаботно посрамил синдром поиска глубокого смысла, который неизменно закладывался и небезуспешно разыскивался в предыдущих спектаклях студенческого коллектива. Пьеса «Примадонны», премьера которой состоялась на этой неделе на сцене Камерного театра, написана современным американским драматургом Кеном Людвигом и поставлена смоленским режиссёром Еленой Курьяновой с одной целью – развлекая, развлекать. Вместе с тем в жертву шутовству и паясничанью не приносятся ни чувство такта, ни общественные приличия, и смысл, пусть и несколько тривиальный, имеется.
"));