10 декабря 2016 13:49
USD 63,3   EUR 67,21
27 января 2011 1436

"Сатисфакция": сообразили на двоих

"Сатисфакция": сообразили на двоих
В прокат вышел фильм «Сатисфакция» – дебютная работа иркутского режиссёра Анны Матисон с Евгением Гришковцом в главной роли. Несмотря на более чем скромный бюджет (500 тыс. долларов) и камерность постановки, фильм оказался и зрелищным, и динамичным.
То, что принято называть сюжетом, в «Сатисфакции» сведено к минимуму. Осмотр стройки, безуспешная попытка спасти пекинеса на оживлённой трассе, вечер в ресторане и любовные интриги, которые остаются за кадром, – вот, собственно, и все события, которые в сюжет никак не складываются. Да и жанр стэнд-ап шоу, с успехом эксплуатируемый Евгением Гришковцом и «Квартетом И», не требует внешних коллизий. На первый план выступает нестандартное «Я» персонажей, выплескивающее себя в парадоксальных диалогах, приправленных остротами, языковой игрой и неожиданными обобщениями. Идею фильма Анна Матисон в пику «Квартету И» обозначила как рассказ о том, «о чём действительно говорят мужчины».
Успешный иркутский бизнесмен Александр (Евгений Гришковец), узнав о том, что его жена крутит роман с его VIP-менеджером Дмитрием (Денис Бургазлиев), требует сатисфакции. Как оскорблённая сторона, он оставляет выбор оружия за собой и вместо шпаг и пистолетов отдаёт предпочтение алкогольным напиткам. Проигравшим считается тот, кто первым свалится с ног…
Глазевшие на афишу зрители с трудом, по складам читали слово, которое, казалось, безвозвратно утонуло в пассивном лексическом запасе русского языка. «Сатисфакция» – удовлетворение за оскорбление (обычно в форме дуэли, поединка). Евгений Гришковец и Анна Матисон реанимировали полузабытое словечко задиристых дуэлянтов позапрошлого столетия, превратив его в обозначение психоаналитической баталии.
Персонажи Евгения Гришковца и Дениса Бургазлиева поданы едва ли не как герои спагетти-вестернов Серджио Леоне: крупным планом камера вглядывается в сосредоточенно-взволнованные лица двух друзей, отношения которых дают трещину из-за предательства и любовных интриг.
Несхожесть бизнесмена-рогоносца и его лощёного VIP-менеджера подчёркивается усиленно и последовательно. Различия проступают уже во внешнем виде оппонентов: грузный и подтянутый, долговязый и коренастый, гладко выбритый и обросший щетиной, подчёркнуто элегантный и небрежный в одежде. Александр и Дмитрий и ведут себя по-разному: один немногословен и насторожен, другой развязен и болтлив. И даже сотовые телефоны они извлекают из своих дорогих пиджаков по-разному – из внутреннего или наружного кармана.
Поначалу, пока беседа не клеется, возникает ощущение, что лживые маски лицемерного благодушия, за которыми прячутся дуэлянты, ощерятся отвратительным оскалом разъярённой ненависти и непринуждённая болтовня неожиданно прервётся кровавой вакханалией. Но развязка а-ля Тарантино – всего лишь одно из многих обманутых зрительских ожиданий. Алкогольный поединок стряхивает с респектабельных бизнесменов спесь: превратив свой желудок в шейкер, где перемешались водка, текила, коньяк, виски и шампанское, запутавшиеся спорщики заплетающимся языком изливают друг перед другом душу. Брутальный бизнесмен Александр, раскраивающий челюсть проворовавшемуся подрядчику, оборачивается ранимым и закомплексованным человеком, у которого кризис среднего возраста перешёл в хроническую стадию, а его чопорный и высокомерно-замкнутый визави – всего-навсего пугливым и жалким ничтожеством. Диалоги о детях, дружбе и одиночестве высветили главную проблему очерствевших толстосумов: после того как Александр извёл изменами первую, безумно любимую жену, чтобы отомстить самому себе, он выбирает спутниц, которые будут ему изменять, а Дмитрий и вовсе боится настоящих чувств и довольствуется мелкими любовными интрижками.
О том, что «Сатисфакция» – дебютная работа режиссёра Анны Матисон, ещё не окончившей ВГИК, догадаться невозможно. Она искусно выстраивает композицию и ритмический рисунок фильма, чередуя разговоры «за жизнь» с расслабляющими «перебивками». Виды провинциального города, крупная луна, аквариум, льющийся рекой алкоголь вносят вкрапления клиповой формы в камерную атмосферу психологической драмы.
Евгений Гришковец, находящийся на гребне популярности писатель, актёр и сценарист, согласился работать с начинающим режиссёром потому, что ему понравилась музыкальная короткометражка Анна Матисон «Настроение улучшилось» по его, Гришковцу, пьесе.
Съёмки «Сатисфакции», проходившие в Иркутске, уложились в 500 тысяч долларов, потому что и режиссёр, и продюсеры, и исполнитель главной роли отказались от своих гонораров. «Мы работали бесплатно только для того, чтобы это кино было снято. В противном случае, оно бы просто не состоялось», – сказал Анна Матисон.
Вечером в день премьерного показа «Сатисфакции» в Смоленске зал был почти пуст, зрителей едва набралось человек сто. А жаль: за словесным поединком двух разгневанных мужчин наблюдать интересно и поучительно.

Леонид КАЯНИДИ

Новости по теме
19 мая в Смоленске выступит Евгений Гришковец
14 марта 2014 1516
Свой моноспектакль он покажет на сцене драматического театра…
15 декабря 2011 1633
Причём сделал он это при полном аншлаге. Билетов не было уже задолго до дня выступления. Желающих посетить спектакль популярного современного писателя и драматурга оказалось намного больше, чем вместил в себя зал Дома офицеров, даже с приставными стульями в проходах.Гришковец не заставил себя ждать и в точно назначенное время вышел на сцену под бурные и продолжительные аплодисменты зрителей. Весь в белом, с уже заметным животиком, но по-прежнему обаятельный и харизматичный. Как сам он представился: «Когда я впервые выступил со спектаклем «Как я съел собаку» мне было немного за тридцать, а теперь перед вами стоит человек, которому глубоко за сорок». За это время спектакль он сыграл более 530 раз, в самых разных городах и странах...
Евгений Гришковец: У моих детей не будет почерка
15 декабря 2011 11708
В Смоленске впервые выступил Евгений Гришковец со своим знаменитым спектаклем «Как я съел собаку». Смоленским журналистом писатель и актёр рассказал о том, как он выбрался из нищеты, почему не общается в Интернете, не ладит с критикой и не живёт в столице, а также порассуждал о том, что потеряет человечество вместе с бумагой и что не успел нам сказать Стив Джобс
«Однажды на Диком Западе»: гениальный фильм Серджио Леоне
31 октября 2010 4799
Это великий фильм. Его должен посмотреть любой, кто хочет иметь представление о великом искусстве кинематографа. Эталон стиля.
19 мая 2011 1345
Зрители российских телеканалов уже посмотрели документальный фильм «Война и мир» тележурналистки Нины Баклановой. В нём рассказывается об истории Смоленского края, о роли Смоленска в становлении Российского государства. Сейчас начались съёмки второй части фильма, её идея чётко отражена в названии работы: «Несмотря ни на что». Планируется, что фильм выйдет в эфир в июле этого года
«Игрой я выражаю свои мысли…»
07 октября 2015 5407
Ирина Купченко – об учителях и «Училке»...
"));