6 декабря 2016 20:59
USD 63,87   EUR 68,69
19 апреля 2011 1736

Третий показ «Мнимого больного». Записки из зала

Третий показ «Мнимого больного». Записки из зала

На днях Смоленский областной театр кукол имени Светильникова снова показал «Мнимого больного» Мольера в постановке Галины Карбовничей. Публика принимала спектакль очень тепло, думаю, актёры испытывали подъём от такой встречи. Уже как-то говорил об этом и хочу повторить снова и снова: этот спектакль должен посмотреть каждый человек, стремящийся считать себя культурным. «Мнимый больной», как и «Клоп» – событие в театральной жизни Смоленщины. Не пропустите! Театр был и остаётся самым благородным видом проведения досуга. А это, согласитесь, чего-нибудь да стоит! (как любил прибавлять Андерсен)

…Когда Арган затеял игру в напёрстки с собственными разноцветными экскрементами, в зале раздался радостный хохот врачей. Ещё, я заметил, в зале было подавляющее большинство женщин – мужчин всего человек шесть из семидесяти. Вот такая гендерная особенность любви к театру…

Видя сильные куски, а их большинство, я чувствую, как актёры обмениваются энергией со зрителями – как в музыке. Понимаешь, что игра – это Божественное развлечение. Когда режиссёр и актёры достигают высот мастерства, всё кажется простым, очевидным, лёгким, заразительно-счастливым: кажется, что ТАК играть – легче лёгкого, всё происходит настолько увлекательно и обманчиво просто, что хочется самому присоединиться к этому пиру!..

Вместе с тем в моей зрительской голове возникают вопросы, на которые у меня нет ответа. В интервью Галина Алексеевна неоднократно указывала, что Арган – домашний тиран. Но этого я не вижу на сцене. Самым толковым и свободным персонажем является Туанетта (восхитительная Ирина Мезенёва). Она легко управляется со всеми обитателями дома, ведёт себя предельно независимо и умно, с ней считается сама хозяйка. Арган на сцене пресмыкается перед женой, боится её, и уж в отношении её он никак не тиран, скорее – жертва. Возможно, он срывает свой гнев на Луизон, но этого недостаточно, чтобы всерьёз трактовать его как главного упыря. Арганом помыкает собственная жена, сонм врачей, с ним достаточно высокомерно держит себя брат – какой же Арган тиран после этого??

В финале спектакля фигура Аргана разрастается до этакого Карабаса-Барабаса, однако выглядит эта метаморфоза нелогичной, притянутой за уши: его близкие не стремились лечиться, глядя на его придурь, так какого чёрта им попадать в зависимость от него, когда он стал врачом?!

Совершенно неправдоподобна история о влюблённом ростовщике Полишинеле! (хотя жена смеялась) Ростовщик – влюбился? И у него нет денег, чтобы расплатится с полицией, которая ему сейчас наваляет?? И он перестрелял полицейских, как куропаток??? Это не Полишинель, а Чили Палмер («Достать коротышку») какой-то!..
Откровенно скучал на интермедии с советами нотариуса: не цепляет. Хотя, казалось бы, какая злоба дня!.. И ещё вот какая крамольная мысль: с актёрами на сцене гораздо интереснее, чем с куклами.

Ещё мне не понравилась песня о любви. Она никакая. Она заметно слабее общего уровня постановки. Понимаю, что зарплаты провинциального театра кукол недостаточно для написания яркого, запоминающегося номера, однако в подобном случае Влад Макаров в Камерном театре просто заимствует чужую музыку. Может, это происходит не без нарушения авторских прав, но спектакль только выигрывает.

Номер с цыганками, безусловно, хорош, но выглядит искусственной вставкой; не очень-то понимаешь, что брательник предлагает Аргану развеяться – отправиться к бабам… (прошу прощения за сальность)

Сергей



В сцене с нотариусом важен не текст, который произносят актеры за ширмой, а то действие, которое разворачивается при помощи кукол. Расстояние, прикосновения, движения открывают второй план – отношений между Арганом, его женой и нотариусом, фактически раскрывая злой умысел Белины.
Кстати, лишь два персонажа действуют исключительно в виде кукол – нотариус и Полишинель, обоих играет Алексей Ефимов.
Появление цыганок – это призыв к веселью, радости жизни, ничем не обоснованный, кроме как природным оптимизмом брата главного героя, его желанием встряхнуть больного.
Арган – человек зависимый, но при этом болезнь прикрывает его взбалмошность и вспыльчивость. Всё начало спектакля он яростно стучит о жёсткую подстилку, кричит, топает ногами, пытаясь подчинить служанку и дочь. Но вот приступ слабости, он хватается за сердце, за живот и тут же становится послушным заложником тех, кто за ним ухаживает. Его болезнь оказывается выгодна семье, а эффект выздоровления оборачивается жестоким уроком для всех, кто им прежде манипулировал. Такой вариант вполне возможен в жизни, но для весёлого спектакля, комедии финал мрачноват.

Надежда



Про ростовщика, цыганок, финал стоит повнимательней прочесть в пьесе у Мольера. А про тиранство Аргана вы вправе рассуждать – это ваше понимание и видение и трактовка.

Галина Алексеевна КАРБОВНИЧАЯ

Третий показ «Мнимого больного». Записки из зала


эксклюзив
Новости по теме
11 марта 2011 1114
Сегодня в Смоленском областном театре кукол имени Светильникова премьера – спектакль для взрослой аудитории «Мнимый больной» по комедии Мольера. Режиссёр постановки – Галина Карбовничая, художник – Николай Агафонов
07 февраля 2011 1187
Смоленский областной театр кукол готовит ещё один спектакль для взрослой публики – «Мнимый больной» Мольера. Премьера должна состояться в марте. Режиссёр – Галина Карбовничая, известная такими работами, как «Клоп» (первый и пока единственный «взрослый» спектакль в театре кукол) и «Все мальчишки – дураки» (Камерный театр). Художник-постановщик «Мнимого больного» – заслуженный художник РФ Николай Агафонов.
Замечательная премьера в Смоленском театре кукол
13 марта 2011 1643
В пятницу, 11 марта, смоленские зрители увидели премьеру – новый спектакль Галины Карбовничей «Мнимый больной» по пьесе Мольера. Эта работа – событие не только в жизни театра, но и для всего театрального Смоленска!
Режиссёр Галина Карбовничая: Отсутствие любви – это ад!
25 марта 2011 3689
...Я предложила «Мнимого больного». Так случилось, что я посмотрела фильм с Ефремовым, посмотрела постановку в Русском академическом театре в Минске, перечитала пьесу и подумала: очень современно! И не потому что про врачей, а потому что Мольер – очень страстный драматург, у его героев очень много страстей, всё на страстях! А сегодняшнее время, мне кажется, страстное. Сегодня люди живут страстями, притом – страшными страстями! Когда человек способен убить – легко! Бросить ребёнка – легко!.. Очень много страстей! И в этих персонажах легко можно найти и сегодняшних людей, мы очень похожи – мне так показалось.
20 июля 2011 2585
В понедельник, 18 июля, в Минске скончалась режиссёр Смоленского областного театра кукол имени Светильникова Галина КАРБОВНИЧАЯ. Свой первый спектакль в Смоленске Галина Алексеевна поставила в 1995 году – «Хохлик – добрый гном». Затем были «Глупый птенчик», «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»... Прощальной работой режиссёра стал «Мнимый больной» Мольера – трагикомедия для взрослых, в которой она воплотила свои представления о бедах современного общества...
Смоленский театр кукол открыл новый сезон
22 сентября 2015 643
В спектакле «Золотой цыплёнок» заняты молодые актёры-дебютанты…
"));