4 декабря 2016 11:13
USD 64,15   EUR 68,47
11 мая 2011 2978

«Цитадель»: наши хуже немцев??

«Цитадель»: наши хуже немцев??

Как и в случае с «Предстоянием», не верьте чужим отзывам – сходите в кино сами, посмотрите «Цитадель» на большом экране! Составьте собственное мнение, вглядитесь в эти лица!..
На мой частный взгляд, «Цитадель» гораздо удачнее провального «Предстояния». Фильм более психологический, нежели батальный, и Михалкову удаётся сказать много важного о людях на войне, о добре и зле, о подвиге и предательстве. Фильм получился выдающийся! Он заставляет страдать зрителя, и это очищает душу. Беда в том, что жить после ТАКОГО кино, увы, не хочется!
Я понимаю, что большой художник спешит сказать правду о войне, которая была немыслима и 50, и 40, и даже 30 лет назад, однако во всём нужно знать меру. Советские люди и советское военное командование в двух фильмах Михалкова гораздо хуже агрессоров – хуже немцев, хуже нацистов. Мы – людоеды, если непредвзято смотреть всю трилогию «Утомлённые солнцем». Мы – проклятые. И это – не Победа. Такой ценой – не Победа!..
В притче возможны любые аллегории, но вы не сможете объяснить школьнику, не сведя его с ума, почему советские люди идут на штурм крепости с древками от лопат. Ничего, кроме презрения, такая Родина у него не вызовет. Да и у любого взрослого человека! Смотрите, немцы отказываются выступать палачами. Цитадель губит чудо. Советская армия воевать не способна. Её командиры – мясники и душегубы, запятнавшие себя со времён гражданской войны. Сталин для устрашения всего мира придумывает такие изуверские ходы, которых на самом деле не было. Вот цена вымысла: проклятие. Зрители будут проклинать прошлое своей страны, подвиг дедов и прадедов становится бессмысленным и постыдным. Нужно ли такое кино?! Нужна ли выдуманная правда такой ценой?? Что это за чудовищная «десталинизация», которая учит людей презрению и ненависти к самим себе?? Мы, выходит, воевали не с немцами, а с самим собой. Мы бились с собственным начальством, с кровожадными «особистами» и заградотрядами. Немцы только давали советским извергам повод изничтожать свой народ. Так отнимают Победу. Увы, Никита Сергеевич выступил со стороны врагов России. Искренне уверен – сам того не желая.
Я бы сказал, что «Андрей Рублёв» – тоже очень жестокий фильм, и он убивает – почти убивает! – всякую надежду. Жизнь предстаёт чередой мытарств, горестей и страданий на пути к Богу. А в «Цитадели» уже и Бога нет – Михалков эту тему почти удалил, видимо, натерпевшись от критиков «Предстояния».
Во всех фильмах «Утомлённые солнцем» предают друг друга все и по нескольку раз. Правда, неохотно. Предав, спасаются бегством. Или стреляются. В эпилоге много претерпевшая Надя Котова прощает слабоумного немца, которого защищает сердобольная русская крестьянка. А у зрителя и нет ненависти к немцам – они в этом фильме наименьшее зло. Убивать гитлеровца не за что. С Днём Победы, россияне?

Сергей ЛЮБИМОВ


Мы разместили эту реплику на «Смоленском форуме» и вот какой отклик получили:

У меня от просмотра «Цитадели» осталось очень странное чувство. Впрочем, такое чувство у меня возникает после просмотра большинства современных отечественных фильмов. Поясню. В России всегда было особое отношение к кино. Особенно в советские времена. Был госзаказ, а значит, на деньги государства режиссер либо занимался пропагандой, либо чистым искусством. Некоторые режиссёры совмещали: вначале занимались пропагандой, чтобы потом было проще заниматься чистым искусством. У зрителей выбор был невелик: они смотрели то, что дают. Тем не менее, публика делилась на два лагеря: эстеты и просто зрители (зеваки), которым всё равно, что смотреть, лишь бы что-то двигалось на экране.
Нынче же мы (имею в виду и создателей кино, и его зрителей) никак не можем определиться с ответом на один вопрос: что же такое для нас кино сегодня? Это развлечение? Вымысел? Правда жизни? Средство зарабатывания денег? Искусство? Пропаганда? Или что-то вообще совсем другое?
В Голливуде с этим давно определились: это развлечение (и отчасти пропаганда), с помощью которого зарабатываются деньги. Для них это индустрия, такая же, как машиностроение или сельское хозяйство.
А для нас это что? Чего мы ждём от кино? И вот до тех пор, пока мы не разберемся с этими вопросами, пока не поймем чего же мы хотим от кино, до тех пор будут появляться такие картины, как «Цитадель».
Я не скажу, что этот фильм плохой – нет. Фильм хороший, в 10000 раз лучше, чем «Гитлер капут», где снялся тот же Павел Деревянко. Но я бы сказал так: «Цитадель» – это фильм очень талантливого и очень растерянного режиссёра, который так же, как и все мы, не знает ответа на эти вопросы. Причём не знает достаточно давно. Все его последние работы очень эклектичны, он пытается заигрывать с совершенно разными (зачастую противоположными) жанрами, а значит и с аудиториями. А это невозможно в принципе. Нельзя сделать Кино для всех. Грубо говоря, Михалков пытается совместить несовместимое. И вот эта его растерянность перед новой российской действительностью прослеживается и в данном фильме.
Причём тут Голливуд? Только слепой не увидел стремления Михалкова поиграть в игру под этим названием. Началось это с «Сибирского цирюльника». Тогда это была первая попытка Никиты Сергеевича соединить USA и USSR. Другими словами студия «ТриТэ» захотела сделать кино а ля американский блокбастер, но на русском материале. Тоже самое и с «Цитаделью», но тут несколько сложнее. Он захотел создать некий обобщенный образ войны. Это, конечно же, чисто американско-голливудский приёмчик. Но тут вышла промашка – мы ещё не готовы воспринимать эту войну в настолько обобщённом виде, чтобы создавать о ней настолько мифологизированные сюжеты. Война по-прежнему для нас вполне конкретна, поэтому мы и сравниваем любой фильм о войне с реальными событиями, происходящими тогда здесь с нашими реальными родственниками – отцами, дедами, бабушками и т.д.
Чтобы было понятнее, приведу простой пример. В сериале «Люди Х» есть эпизод, рассказывающий, что Магнето из концлагеря освободили доблестные американские войска, хотя лагерь находился в Польше. И это никого на Западе не коробит. Никто не возмущается, хотя американцы никогда не воевали в Польше. А вот нас это задевает.
О фильме «Цитадель». Абсолютно уверен, что если бы в титрах фильма режиссёром вместо Михалкова значился бы, скажем, Питер Джексон или на худой конец Спилберг, а вместо «ТриТэ», допустим, «Dreamworks», то фильм был бы объявлен, если не гениальным, то одним из лучших о Второй мировой войне. И получил бы, как минимум, пять «Оскаров!»: за режиссуру, за роль первого плана, за сценарий, за роль второго плана и за музыку.

Manfred

Новости по теме
«Утомлённые солнцем – 2»: «Ширли-мырли» по-михалковски
27 апреля 2010 1406
Россия, 2010 год, режиссёр Никита Михалков, в гл. роли Никита Михалков.Столь громкую премьеру, как блокбастер от Н.С. Михалкова, снимаемый аж восемь лет, необходимо смотреть самому, чтобы составить своё собственное мнение. Такая премьера – событие в культурной жизни страны, независимо от результата. Дальше можно не читать, вдруг фильм вам понравится?
Нина Архипова отметила юбилей
11 мая 2011 1105
5 мая своё девяностолетие (!) отметила прекрасная актриса, народная артистка РСФСР Нина Архипова. За годы работы в театре и кино Нина Николаевна исполнила более 100 ролей. На экраны страны в день рождения актрисы вышел новый фильм с её участием – «Цитадель» Никиты Михалкова
08 июля 2011 2364
Иной раз кажется, что все индийские фильмы – о любви. И если в последние 20 лет отечественное кино деградировало в любовном жанре, свернувшись до мелодрам «Всегда любовь никогда» на канале «Россия», то индийское, наоборот, расцвело, выпуская работы, способные порадовать самого взыскательного зрителя (уж тем более – зрительниц).Фильм добрый и очень красивый. Яркие, запоминающиеся с первого раза песни, отличная хореография, масштабные съёмки – прекрасное кино для семейного просмотра. Можно смотреть снова и снова, причём с любого места
«Край»: конкурент "Предстояния"
31 октября 2010 1248
Это – не правдивая история, это очередная притча на фоне Великой Отечественной. Логику здесь искать не нужно, иначе исчезнет обаяние «а ля рюс». Стилистически фильм очень близок «Предстоянию» Никиты Михалкова. Есть буквальные совпадения, например, желание показывать голую задницу неприятелю. Есть и крайности: немцы трудолюбивей, культурнее и порядочнее всех без исключения русских героев картины...
«Тихая застава»: высота Сергея Маховикова
27 июня 2011 1776
Фильм потрясает. Это кино, которого ждали: «чистый» конфликт Добра со Злом. Добро олицетворяют российские солдаты. Фильм противостоит бесчисленным атакам на наше воинство, предпринимаемым широким фронтом, от «Предстояния» до телесериалов...
«Бубен, барабан»: тварь ли я дрожащая?!.
02 декабря 2010 1285
...такое кино нужно обязательно смотреть отечественным политикам, чтобы хоть немного задуматься, как живут люди в России. Чтобы увидеть их за розовыми плафонами, за толстыми стёклами автомобилей, за пустыми словами собственных речей.

ник написал

11 мая 2011 16:34

увы, последние 25, большинство кинорежиссеров действительно ставят фильмы о войне, как битву Красной Армии с озверелыми особистами и заградотрядами и даже Михалкову не по силам оказалось выбиться из этого ряда, прискорбно, что киноискусство разжигает русофобство и национальную ненависть. События во Львове, Таллине, Риге, Тбилиси наглядно продемонстрировали пагубное влияние таких фильмов на многонациональный народ бывшего СССР.
(подберите другой синоним! Е.Н.) непосредственно в мозг.
-->

госбезопасность написал

11 мая 2011 18:22

Люди!

Надо сделать все, чтобы ЭТО изделие бесогона-Михалкова никто и никогда не видел, поскольку ЭТО - крайне вредное и наглое забивание (подберите другой синоним! Е.Н.) непосредственно в мозг.
Важно
"));