11 декабря 2016 05:14
USD 63,3   EUR 67,21
23 мая 2011 4487

Художник Николай Кореневский. Тихая моя родина

Художник Николай Кореневский. Тихая моя родина Юбилейная выставка Николая КОРЕНЕВСКОГО, приуроченная к 70-летию художника, недавно открылась в выставочном зале Смоленского Дома художника.
По рождению Николай Петрович – смолянин. В июле 1941 года двухмесячного младенца отец вывез из горящего Смоленска. В спешной эвакуации водитель областного управления связи успел поставить в кузов своей "полуторки" корзину с ребёнком. На Соловьёвой переправе машина попала под бомбёжку, начальник управления связи, сидевший в кабине, погиб, но отец и сын чудом спаслись. Из Вязьмы вместе с тёткой Николая отправили эшелоном в Оренбург, а после войны семья вновь вернулась в Вязьму, где отец построил дом. Отсюда Николай уходил в Советскую Армию в далёкий Красноярск, где причудами судьбы во время службы смог посещать занятия в изостудии.

Дальше был художественно-графический факультет Смоленского педагогического института. Дипломную работу Николай Кореневский защищал картиной, написанной по воспоминаниям своего возвращения на родину с армейской службы, – трое голодных суток на верхней боковой полке общего вагона. Оказавшийся в Смоленске в качестве председателя государственной комиссии академик советской живописи В.А. Серов, увидев картину студента-дипломника, сказал: "Если уберёте пятку, мы вам поставим пятёрку". Пятку, торчащую из-под одеяла "верхнего" персонажа картины (главным здесь было доверительное, как это бывает в дороге, общение двух незнакомых прежде людей, сидящих за откидным столиком), Николай убрать отказался, что в итоге сказалось на оценке дипломной работы.
После окончания института испытывать себя низкооплачиваемыми трудами в школе Кореневский не стал, а несколько лет провёл в худфондовских заработках. Потом и вовсе подался в Москву. Там на комбинате монументального искусства исполнял заказы художников-корифеев, в совершенстве овладел техниками мозаики и сграффито. Через несколько лет Николай попытался поступить в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова на отделение монументального искусства, но один из преподавателей-академиков, обнаружив Кореневского среди абитуриентов, просто прогнал его: "Тебе здесь нечего делать, ты и так уже всё умеешь". Через десять лет суматошного московского бытия Кореневский возвратился в Смоленск.
С тех пор родная Смоленщина не сходит с его полотен. Аллеи старинных парков, речушки и мостики, тихие заводи, домики с колодцами, раскидистые дубы и высокие берёзы в осеннем убранстве. Взять хотя бы серию пейзажей, написанных в селе Новоспасском, на родине М.И. Глинки: усадебный дом на фоне золотистого ореола вечереющего неба, заснеженный мостик, тропинки, протоптанные среди сугробов; приходская церковь среди осеннего разноцветья, отражающаяся в водах Десны; вековые деревья, зелёные лужайки, зеркало прудов – благословенная, тихая красота.
Всё какое-то по-детски искреннее, с той завораживающей простотой и выразительностью, которые так свойственны искусству, не обременённому профессиональными знаниями и навыками. Но при этой кажущейся на¬ивности в творчестве Кореневского есть свои глубина и проникновенность. И тихая грусть, которая так полюбилась ему ещё в юношеские годы в полотнах Левитана. Но в отличие от живописи гения русского пейзажа, в манере письма смоленского художника многое от народного искусства: лаконичность, декоративность мягких локальных цветов, условность построения пространства. Как будто живопись эта предназначена не для выставочных залов, а для тёплой и уютной деревенской избы.
Художник Николай Кореневский. Тихая моя родина

Может, потому так условен Кореневский, что иллюзорность и правильность разрушили бы это состояние покоя и гармонии. В то же время Николай, безусловно, художник натурный, сочинённых композиций в его творчестве немного. Так, с удовольствием он создаёт свои "цветочные" и "грибные" натюрморты, тщательно расставляя и раскладывая все компоненты: кувшинчики, крынки, корзинки, охапки цветов, ветки рябины и яблоки. Есть у него также целая серия женских портретов, композиционно выстроенных, с моделями разными, чаще всего таящими в себе какую-то загадку. И даже в пейзажах, где, казалось бы, художник полностью следует натуре, он ведёт сознательный отбор, избавляясь от всего случайного. Между сиюминутным и вечным Кореневский выбирает последнее.
И цвет у него какой-то особенный, как будто мир он видит через волшебные стёкла. Живопись его не пестрит суетным многоцветием, при этом палитра очень разнообразна: множество зелёных, охристых, золотистых, розовых и синих всех оттенков. Нельзя сказать, что художник не использует ярких цветов, но они у него ненасыщенные, сдержанные, шумному многоголосью он предпочитает тихую мелодию скрипки и флейты.
– Я всегда старался, чтобы в живописи музыка была, – говорит Кореневский.
И действительно, его мир кажется наполненным ангельскими песнопениями, настолько он чист и светел.
А ещё в его картинах много одиночества. В них нет суеты, кипения жизни и редко когда промелькнёт человеческая фигура. Но один холст обращает внимание своим неожиданным решением: женщина в ярком пальто написана со спины на белом с золотом фоне.
– Это было после похорон нашего товарища Валерия Олешковского, 16 октября 1996 года, – вспоминает Кореневский. – В этот день неожиданно выпал первый снег – чистый, нежный. Исполнив всё, что положено, мы потихоньку пошли с кладбища, у могилы осталась только дочь Валерия Наташа. Я обернулся, и её одинокая фигура врезалась мне в память настолько, что я не мог не написать этот холст. Я даже попросил её потом постоять, попозировать мне в мастерской в том же самом лиловом пальто.
Трагическое ощущение жизни в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Но именно тогда известный художник-"шестидесятник" Виктор Попков написал огромную, пронизанную драматизмом картину "Хороший человек была бабка Анисья". С Попковым Кореневский провёл два месяца в одной мастерской на творческой даче на Валдае. Общение с гением живописи времени махрового застоя запомнилось не только тем, что вдвоём, размочив в водке буханку хлеба, они "напоили" Серого – мерина, которого держали на "академичке" в качестве натуры для художников, а заодно возили на нём продукты. В мутной рутине жизни, заполненной славословием в адрес дряхлеющей партийной элиты, общение с блестящим живописцем, яркой, незаурядной личностью не могло пройти бесследно. Хотя и самому Николаю независимости суждений и поступков было не занимать.
Академическая дача в творческой биографии Кореневского была ещё дважды, трижды "Горячий ключ" в Краснодарском крае, один раз "Старая Ладога", с дивными храмами первой столицы Древней Руси. И каждый раз пребывание на творческой даче было возможностью не только отдаться живописи сполна, но и пообщаться с мастерами сложившимися, достигшими известности. Попасть под чьё-то влияние или, напротив, пасть духом было очень просто. Кореневский же всегда возвращался самим собой, только ещё более возмужавшим и укрепившимся.
Вообще соблазнов в жизни художника много. В трудные 90-е годы, когда вместе со страной развалился Художественный фонд и рухнула вся система кормления (довольно, надо сказать, сытного) художников, обслуживавших идеологические потребности партии, многие остались не у дел и кинулись "творить" на потребу: писать заказные портреты нуворишей, картинки с цветочками для украшения офисов и особняков и пейзажи с Успен¬ским собором, пользующиеся большим спросом у обывателей. Для Николая это десятилетие было временем безработицы и бедственного существования. В салоне тогда из его картин ничего не продавалось, и приходилось порой даже бутылки собирать, чтобы как-то выжить. Хотя и у него есть холст с Успенским собором, написанный в то же время. Но у Кореневского собор не как привлекательная для покупателя доминанта смоленского пейзажа (подобными картинками и ныне забит художественный салон), а как олицетворение державной мощи государства и незыблемости православной веры, каким наш Успенский кафедральный храм и затевался – озарённый солнцем, в золотом обрамлении осенних деревьев, куполами в поднебесье, торжественный и величественный.
…Мастерская у Кореневского маленькая, полутёмная, с большой и светлой пришлось расстаться из-за непомерных коммунальных поборов. Вытаскивая из угла стоящие на полу холсты, я расставляю их на свету повыше. Разглядывая вместе со мной свои картины, Николай говорит:
– Последние работы у меня почему-то вы¬глядят незаконченными.
Действительно, последние пейзажи отличаются какой-то недосказанностью, как будто художник вдруг остановился в размышлении. Но это по молодости всё кажется ясным и понятным, с годами же сомнений и раздумий становится всё больше. А если художник, достигший зрелости, сомневается, это означает только одно: жизнь продолжается!..

Владимир АНИКЕЕВ

Опубликовано в «СГ» 21 мая 2011 г. №53 (781)
Новости по теме
Смолян приглашают на юбилейную выставку Николая Кореневкого
10 июня 2016 529
Работы художника можно увидеть в КВЦ имени Тенишевых с 10 июня...
19 мая 2012 2500
Эту выставку Кирилл начал готовить сам, но не успел – 17 ноября прошлого года он умер. Ему было всего 38 лет. Это стало большой трагедией не только для его семьи, но для всего художественного мира Смоленска.Кирилл окончил наш худграф, с 1995 года участвовал во всероссийских, международных, областных, групповых художественных выставках. С 1998 года – член Союза художников России. Работал в технике масляной живописи, в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Его произведения драматичны, он шёл в творчестве через осмысление сложных противоречий жизни, истории Отечества, утверждал нравственные и духовные ценности. За достижения в области изобразительного искусства награждён дипломом Союза художников России...
Художник Николай Карташов. Источник вдохновения – родная земля
25 января 2012 1659
Недавно в выставочном зале Дома художников в Смоленске открылась персональная выставка произведений известного живописца, члена Союза художников России Николая Карташова. Представители Департамента по культуре области, художники, преподаватели, студенты, многочисленные ценители искусства пришли на вернисаж поздравить мастера со знаменательной датой – его 80-летием.
Персональная выставка смоленского художника Зайцева
20 августа 2010 4536
В выставочном зале Дома художника в Смоленске 17 августа открылась выставка работ Владимира Зайцева (пастель)
Яркий мир, оформленный в рамку
26 февраля 2010 1610
В Доме художника открылась выставка живописи Вячеслава КОРОЛЬКОВА. На ней представлены произведения, написанные художником на пленэрах в 2009 году. Вячеслав Корольков родился в Смоленске, закончил художественно-графический факультет СГПИ (ныне СмолГУ). По окончании вуза и службы в армии сразу уехал в Армению, где прожил 17 лет. По словам автора, именно там он и состоялся как художник. Тяга к России, родным, друзьям заставила его вернуться в Смоленск.
Любовь Оборина – смолянка из Душанбе
13 января 2010 5119
В Доме художника открылась выставка работ заслуженного художника России Любови Обориной, лаконично названная \"Живопись. Графика\".Смотреть
"));