Культура

Михалков принял участие в презентации двухтомника Твардовского

20 июня 2011 года в 16:36
Российский фонд культуры, возглавляемый Никитой Михалковым, издал двухтомник Александра Твардовского "Избранное". Подарок любителям творчества главного поэта и главного редактора XX века замечательный: там напечатаны все самые основополагающие вещи А.Т. Твардовского, начиная с искренних юношеских стихов 20-30-х годов, переходящих в "Страну Муравию" и "Василия Тёркина", и заканчивая публицистическими "За далью даль" и "По праву памяти". 300 экземпляров двухтомника получила Смоленская областная универсальная библиотека для того, чтобы затем передать избранное в местные библиотеки нашего региона.
Накануне 101-й годовщины со дня рождения Александра Трифоновича в Москве на Поклонной горе в Центральном музее Великой Отечественной войны прошла презентация этой книги, в которой приняла участие большая делегация писателей, журналистов, библиотекарей из Смоленска: Раиса Ипатова, Олег Дорогань, Владимир Макаренков, Вера Суханова, Светлана Романенко, Дмитрий Прудников, Елена Кочанова, Ирина Малащенкова, а также композитор Николай Писаренко, заместитель начальника Департамента по культуре Сергей Жуков.
Вёл вечер-презентацию известный российский критик, фронтовик, соратник Александра Твардовского, автор недавней книги о нём в серии ЖЗЛ А.М. Турков, он же составитель двухтомника. Андрея Михайловича особенно хорошо знает смоленская читающая аудитория, ведь он – постоянный участник всех Твардовских чтений, ежегодно проходящих в нашем городе-герое. А.М. Турков может говорить о Твардовском часами, однако регламент презентации предполагает другой формат и стиль общения. Поэтому Андрей Михайлович, сказав несколько ёмких и образных фраз о творчестве поэта, предоставил широкие полномочия в ведении вечера народному артисту России Н.С. Михалкову. Никита Сергеевич возглавляет Российский фонд культуры, был знаком с А.Т. Твардовским, только что выпустил на экраны фильм о войне "Цитадель", и он постарался представить аудитории своего Твардовского.
Цитируем:
"Гений! Обыкновенный русский гений! И это совершенно не преувеличение и не попытка пафосно отдать поэту дань уважения. Я считаю, что "Василий Тёркин" - это "Евгений Онегин". Почему? Я сейчас не говорю про лёгкость письма, фантастическую лёгкость. Это лёгкость, которая может быть дана только тому, кто пишет только о том, что рождается в его сердце… Это не описательность – с точки зрения того, что это где-то увидено, услышано, потом переработано; это постоянно пульсирующее ощущение жизни. Я думаю, наверное, у Шолохова были такие откровения, связанные с народным характером… Каждый поворот, каждая строка, каждая фраза, каждый кусочек диалога – ты везде узнаёшь русского человека. За этим не стоит ничего, кроме этого летящего таланта, причём, летящего через войну; это рассказ о страшных годах жизни страны. И в то же время в нём есть такая невероятная лёгкость! Я знаю об этом, потому что, когда сам снимал картину, мы восемь лет занимались этим, почувствовал, как ты постепенно погружаешься, погружаешься, погружаешься… И потом это становится твоим, и ты понимаешь, что когда – пули, зима, холод, лишения – люди совершенно по другому думают о жизни, у них свои интересы, радости, шутки, то есть та самая жизнь, которую сегодня, отдалившись от того страшного времени, мы не можем ощутить, потому что война – это всё то, что нам непривычно, страшно и не вмещается в нас. А у Твардовского всё может быть – и шутка, и абсолютное бесстрашие, бесстрашие человека, который боится. Это потрясающе! Бесстрашие человека, который делает на войне работу; там нет геройства, там есть огромная душа русского солдата. Каждый характер сказочный абсолютно, каждый поворот души понятен русскому человеку. И вот тот кусочек, где нет войны, такая военная пауза, - кажется мне очень показательным…
Никита Михалков прочитал главу "Два солдата".
В поле вьюга-завируха,
В трёх верстах гудит война.
На печи в избе старуха
Дед-хозяин у окна.

Рвутся мины. Звук знакомый
Отзывается в спине.
Это значит – Тёркин дома,
Тёркин снова на войне…
Поразительно – насколько это летящая, народная, гениальная поэзия!.. Это Пушкин, "Евгений Онегин" - ты не можешь угадать, как закончится та или иная фраза; то же самое у Твардовского. Поразительное сочетание народного юмора и потрясающего единения, которое проявляется в тяжелейшую годину…".
Валентина Твардовская, доктор исторических наук, дочь поэта: "У меня сейчас нет никаких слов, кроме слов благодарности – за прекрасное издание двухтомника. Особое спасибо Никите Сергеевичу – за его слово об отце, его прекрасное чтение "Василия Тёркина!". Мы хотим с сестрой Ольгой подарить Никите Сергеевичу письмо его отца, Сергея Владимировича, нашему отцу. Это оригинал. Письмо написано 1 мая 1960 года в связи с появлением в печати заключительных глав поэмы "За далью даль".
– Это замечательный, потрясающий подарок! Спасибо огромное! – тронут Михалков.
По просьбе "Смоленской газеты" Никита Сергеевич огласил текст письма:
"Дорогой Александр Трифонович!
Не знаю, будет ли тебе понятен мой порыв написать тебе несколько слов по поводу твоей поэмы. Но я не могу не восхищаться сегодня тобой. Сколько правды и боли, сколько радости и горечи вложил ты в эту вещь… Она опубликована вся - до конца. Поздравляю тебя. И хотя мы, в силу судеб, как-то не так близки друг другу, мне хочется обнять тебя.
Сергей Михалков".
Никита Михалков вручил памятные медали "100-летие А. Т. Твардовского", учреждённые Министерством культуры РФ: директору московской средней школы №279 им. А. Т. Твардовского Андрею Исхакову; историку, политологу, публицисту, академику РАЕН Геннадию Водолазову (он активно сотрудничал с журналом "Новый мир" в бытность А. Т. Твардовского главным редактором); писателю, филологу, историку Светлане Кайдаш-Лакшиной (вдова В. Лакшина — литературного критика, литературоведа, прозаика, мемуариста, в 1960-е годы 1-го заместителя главного редактора журнала "Новый мир" А. Т. Твардовского, его ближайшего соратника), вице-президенту Российского фонда культуры Любови Назаровой.
С. Кайдаш-Лакшина процитировала со сцены мужа В. Лакшина: "За всю свою жизнь я не встречал человека лучше и благородней Твардовского!".
Слово – Андрею Туркову:
"Я считаю, что лучшим местом для представления двухтомника, чем этот музей – нет... Во-первых, потому, что в прошлом году мы отмечали 65-летие со Дня Победы, в этом году – 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны. А Александр Трифонович Твардовский связан с Великой Отечественной войной, не обижая других писателей, может быть, как никто из них, потому что одного "Василия Тёркина" знает весь мир… Представьте себе ситуацию: осень 42-го года, когда появляются первые главы "Василия Тёркина". Враг подступает к Сталинграду. В этот момент появляются первые главы, в которых звучит запев и настрой этой поэмы:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Эта горькая правда начинается с первых же глав, с рассказа об отступлении 41-го года…
Шёл наш брат, худой, голодный,
Потерявший связь и часть,
Шёл поротно и повзводно,
И компанией свободной
И один, как перст, подчас.
Полем шёл, лесною кромкой,
Избегая лишних глаз,
Подходил к селу в потёмках,
И служил ему котомкой
Боевой противогаз.
Шёл он, серый, бородатый,
И, цепляясь за порог,
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней. А что он мог!..
Твардовский мог понять, что происходит в душе солдата! Это понимание - еще с тяжелейшей, трагичной, в чем-то позорной войны с Финляндией, когда он понял – ч т о наваливается на нашу страну. И потом он никогда не считал себя воевавшим, говорил про себя, что бывал на фронте. Он не считал себя солдатом, хотя действительно рядом с солдатом был… Есть поразительная вещь – в шестьдесят девятом, кажется, году он получил письмо – как драгоценнейший документ: "Дорогой мой Александр Трифонович! Я солдат, прошёл всю Отечественную. Читаю ваше произведение. Люблю вас, как душу свою!". Вы представляете, как надо было потрясти человека, чтобы это так запало. И после войны – память войны для него была священна. В первые послевоенные годы он написал стихотворение, которое без слез читать невозможно.
В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в честь салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далёкой стороне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, что погибли на войне,
Как с мёртвыми прощаются живые…
А потом прошло ещё какое-то время. И он написал всего несколько строчек о войне.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том,
Но всё же, всё же, всё же…
Поэтому я и думаю: как хорошо, что мы сегодня здесь с вами собрались!
Сергей Жуков, заместитель начальника Департамента по культуре:
– В составе смоленской делегации ни одного случайного человека. Это деятели искусства, поэты, писатели, журналисты, композиторы – те, кто всей своей жизнью воспевает творчество Александра Трифоновича Твардовского. Эти люди особенно много сделали в юбилейные дни, привлекая внимание широкой общественности к делам, к творчеству достойного гражданина Отечества, великого поэта, нашего земляка Александра Трифоновича Твардовского. Для нас ответственно и радостно оттого, что презентация новой книги проходит здесь, на Поклонной горе. Потому что здесь хранится святыня Великой Отечественной войны – Знамя Победы, которое вместе с Мелитоном Кантария воздвиг над поверженным Берлином наш земляк Михаил Егоров. И для нас сегодняшний визит к вам дорог вдвойне... Здесь мы соприкасаемся своими душами, своей памятью, своей историей, которая не обошла Смоленщину. Не однажды прокатывалась война через наши земли, и Смоленск твёрдо стоял на пути врага к Москве. Три миллиона наших соотечественников сложили головы в годы Великой Отечественной войны на смоленской земле. И, быть может, глубоко символично, что практически на прямой линии в городе Смоленске, между площадью Победы и сквером Памяти Героев стоит красивый памятник Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину. Он поставлен в год 50-летия Великой Победы. И вот уже 16 лет и молодёжь, и ветераны каждый день приходят туда. Мы, смоляне, вам докладываем, что в 2010 году самые главные, юбилейные торжества были у нас на Смоленщине, на родине Александра Трифоновича. Очень много побывало гостей.
Самая огромная наша радость – это то, что милые дочери Александра Трифоновича – Ольга Александровна, Валентина Александровна – вместе с нами. Для смолян, как и для всей России, Александр Трифонович – это и история, и сегодняшний день, и день завтрашний... Валентина Александровна, когда проводила Твардовские чтения, была свидетелем одного удивительного по своей яркости и силе факта. Один дотошный журналист, на конференции, посвящённой творчеству Твардовского, в которой участвовали совсем молодые люди, обошёл зал и попросил каждого что-нибудь вспомнить из Твардовского – и не нашлось ни одного человека, который бы не прочёл стихи Александра Трифоновича… Мы все вместе выражаем огромную благодарность устроителям презентации, всем, кто пришёл, родным и близким Александра Трифоновича, а ещё Российскому фонду культуры – за то, что во всех смоленских библиотеках появится "Избранное" А. Т. Твардовского. Наша областная универсальная библиотека носит имя Александра Трифоновича, а главный зал, который никогда не бывает пустым, назван его именем. 21 июня практически со всех городов нашего Отечества, бывших республик Советского Союза приедут поэты и писатели – поклониться Александру Трифоновичу Твардовскому, и вместе с ним отметить 70-летие начала Великой войны, почтить память соотечественников, погибших и победивших врага. И все они придут к замечательному памятнику нашему замечательному земляку и его литературному герою".
С.В. Жуков преподнёс в дар Российскому фонду культуры книги смоленских поэтов и писателей, диски композитора Николая Писаренко, написавшего много песен на стихи А. Т. Твардовского.
А сам Н.Е. Писаренко со сцены исполнил часть оратории, посвящённой матери А. Т. Твардовского Марии Митрофановне. Затем участники презентации посмотрели документальный фильм об А. Т. Твардовском (1976 г.), в котором о жизненном и творческом пути поэта рассказывают Константин Симонов и Михаил Ульянов; выступление учащихся школы № 279 им. А. Т. Твардовского с композицией по поэме "За далью даль", возложили цветы к скульптурной группе "Скорбь" в зале Памяти и скорби мемориального музея.
Автором предисловия к двухтомнику "Мы жили замыслом заветным" является доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Воронежского государственного университета, лауреат премии им. А. Т. Твардовского, создатель и руководитель одного из самых крупных центров по изучению творчества Виктор В. Акаткин. Вот что он пишет:
"В самый губительный, разрушительный XX век Твардовский провозгласил самое простое и великое, народосберегающее "Ради жизни на земле", до понимания чего нам ещё расти и расти, – пишет В. Акаткин. – Среди писателей XX века Твардовский, пожалуй, самый последовательный защитник всего живого на земле – от малой травинки и дерева до старика и ребёнка. Он и классовую борьбу не принимал потому, что она пожирала человеческие жизни. Он последовательный сторонник… примирения и согласия ради созидания жизни… Он не только поэт дня бегущего, но всех исторических горизонтов жизни, куда может проникнуть человеческая память. Каждое его слово, как и сама мать-природа, учат таинству жизни, мудрому примирению концов и начал".
Большой писательский десант на родине Гагарина
Никита Михалков читает стихи Твардовского

Другие новости по теме