7 декабря 2016 21:21
USD 63,91   EUR 68,5
31 августа 2011 1210

Дневник фестиваля «Золотой Феникс». Мутный материк и чистая вода

Ещё одним «лучом надежды» стала новая картина Сергея Говорухина «Земля людей», продемонстрированная в конкурсной программе «Золотого Феникса».
Сложно отнести фильм к какому-то жанру. История талантливого сценариста, нашедшего за Полярным кругом свою вторую половинку, сумевшего «падая, не пожертвовать лицом», имея реальную возможность и связи, не продавшегося миру денег и гламура. Один из последних романтиков современной столицы, ершистый и непримиримый, идёт на личную жертву ради высокой любви, отпускает её, не хочет ей навредить.

Мир утончённого снобизма едва не засосал его, но он сумел сберечь самое ценное – совесть.
«Земля людей» – типичный пример ещё одного фильма, который интересен абсолютному меньшинству. Зритель любит весёлое кино – картина грустная, предпочитает эффектный видеоряд сути – в ленте операторская работа очень тонка, и любителю компьютерной графики вряд ли придётся по душе. Зритель не хочет вникать в тонкие материи и философию жизни – «Земля людей» насквозь пропитана ими.
Отвечая на вопросы зрителей, режиссёр Сергей Говорухин сам подтвердил вышесказанное:
– Было немало споров о том, зачем начали нынешний «Феникс» с такой тяжёлой и сложной картины, как «Елена». Мою картину почему-то представили как достаточно простую по сравнению с ней. Вынужден вас разочаровать: не такая уж она и простая. По дороге на показ моей работы, проходивший не так давно в Краснодарском крае, я встретил двух юных девушек, которые матерились, как заправские моряки. На моё замечание они спросили: «А вы что, звезда?» – «Ещё какая», – ответил я, в ответ на что услышал: «Вообще-то, если честно, мы Стаса Пьеху ждали!» Это к слову о том, какая публика присутствует порой на кинопоказах.
Картина снята по моей же повести «Мутный материк», вышедшей в конце 80-х. Два десятка лет спустя мы со сценаристами Сергеем Карандашовым и Вадимом Бочановым переписали этот сценарий под современные реалии, поскольку темы, поднимающиеся в повести, показались нам более актуальными для сегодняшнего дня. Это любовь, одиночество и невостребованность настоящего художника.
– Как вы считаете, счастье есть?
– Есть, конечно, вне всякого сомнения. Я бы определил его так. Каждый из нас знает, что такое счастье, только нужно подгадать время, чтобы спросить об этом. А если честно, то всё, что происходит на географической территории нынешней Российской Федерации, с настоящим счастьем мало сочетается. Добиться его становится всё сложнее и сложнее.
– Где вы по отношению к своему главному герою? На его ли вы стороне?
– Безусловно, я солидарен с ним. Быть антиподом своему главному герою, если он, конечно, не отъявленный злодей, вообще-то сложно.
– Вы впервые в нашем городе? Как он вам?
– Нет, я был в Смоленске 21 год назад, ездил сюда лечиться. Одна замечательная женщина вылечила меня здесь от всяческих ухо-горло-носных заболеваний. Город у вас очень красивый, только в порядок бы его привести (бурные аплодисменты).
Я недавно был в Питере. Это, думаю, самый красивый город в России, но тоже такой неубранный и неухоженный… Если мы не уберём его, скоро похороним. Думаю, друзья, надо как-то и вам всем объединиться и заставить городские власти поскорее привести Смоленск в порядок.
– Действительно ли вы думаете, что темы, поднятые в картине, актуальны? Пойдёт ли кино с такой тематикой в прокат?
– Мы умышленно переносили действие в наше время, так, нам казалось, будет правильно. Теперь мы с этой картиной не можем сделать ничего, в прокат она не пойдёт, по телевидению её тоже вряд ли покажут – придумают кучу поводов не взять («не наш формат» и так далее). К сожалению, наши государственные каналы, которые, казалось бы, должны прививать людям высокие нравственные ценности, этим совершенно не занимаются, а делают всё наоборот. А частным каналам оно просто не нужно, так как не принесёт никакой выгоды и не поднимет их рейтинги.
– Как повлияла на вас режиссёрская деятельность вашего отца?
– Вообще никак. Я не ориентировался на его творчество, моими учителями были другие режиссёры, среди которых Михалков и Хуциев.

Дмитрий КОМАРОВСКИЙ

Опубликовано в «СГ» 1 сентября 2011 г. №96 (824)
Новости по теме
Памяти Сергея Говорухина. Падая, не пожертвуйте лицом
02 ноября 2011 4188
27 октября не стало Сергея Говорухина, одного из самых ярких и неординарных режиссёров в современном российском кино. А ведь ещё совсем недавно, на рубеже лета и осени, он побывал в Смоленске, чтобы представить свою новую картину \"Земля людей\" на фестивале «Золотой Феникс», общался с публикой, отвечал на вопросы, рассказывал о своей жизни...
28 августа 2011 1293
Организованный в прошлую пятницу компанией «Ростелеком» мультимедийный телемост «Москва - Санкт-Петербург - Смоленск», посвящённый Дню российского кино и приуроченный к фестивалю «Золотой Феникс», завершился скандалом. В знак протеста против ситуации с киностудией «Ленфильм» мэтры отечественного кино Алексей ГЕРМАН и Александр СОКУРОВ покинули зал. Настроение у всех остальных участников тоже было не самым праздничным.
Эвклид Кюрдзидис: «Меня часто не узнают на экране»
05 июля 2016 608
О том, какое кино предпочитает сам актёр и почему он хочет вернуться в Смоленск…
«Бесконечные мечты о счастье»: сказка для родителей
29 сентября 2010 2584
Закрывая обзор фильмов прошедшего фестиваля «Золотой Феникс», мы хотели бы привлечь ваше внимание к двум картинам. Они не принадлежат к так называемому массовому кино и вряд ли появятся в широком прокате, однако наверняка будут доступны в Интернете и в продаже. Со временем их могут показать и по телевизору.Фильм в чём-то перекликается с «Компенсацией», – рассказывает о разводе родителей глазами ребёнка, – однако сделан совершенно в другой манере – игрового, условного кино. Создатели картины имитируют фильм, который могла бы снять семилетняя девочка... Очень добрая, запоминающаяся своей необычностью работа, гротесковая и озорная.
31 августа 2011 1959
Третий день «Золотого Феникса» принёс зрителям много сильных впечатлений, интересного общения с создателями лент и надежду на то, что отечественный кинематограф жив и наши авторы способны создавать великолепные картины.Наглядным подтверждением тому стал новый фильм режиссёра Сергея Маховикова под названием «Тихая застава». На сеансе, несмотря на будний день, был аншлаг.
Отец «Ликвидации» и двух дочерей
05 октября 2016 346
Режиссёр Сергей Урсуляк – о любимых занятиях и актёрах-любимчиках
"));