2 декабря 2016 21:02
USD 64,15   EUR 68,47
04 сентября 2011 2677

Дневник фестиваля. Пётр Зайченко представил в Смоленске фильм «Сибирь. Монамур»

Дневник фестиваля. Пётр Зайченко представил в Смоленске фильм «Сибирь. Монамур»

Слава Росс – это совершенно гениальный режиссёр, снявший картину «Тупой жирный заяц». «Заяц», в свою очередь – совершенно гениальный фильм, трагикомедия из жизни провинциальных актёров (в главной роли – прапорщик Шматко, то есть Алексей Маклаков). Даже если бы режиссёр больше ничего и не снял, этот блистательный фильм обессмертил его слегка инфантильное имя.
Беда в том, что долгое время Слава Росс ничего и не снимал, и только недавно выяснилось: выходит его второй полнометражный фильм, драма. Затем как гром среди ясного небо: новую картину могучего Славы Росса можно будет увидеть на нашем фестивале «Золотой Феникс»! И ещё: в главной роли – Пётр Зайченко!!!
Зайченко – это совершенно потрясающий актёр, снявшийся в «Такси-блюз», – совершенно гениальном, как вы уже поняли, фильме с Мамоновым, где главным-то оказывается не богемный персонаж, а «простой человек» Иван Шлыков, силящийся постичь подлую душу артиста. Вот Шлыков – это и есть Зайченко, снявшийся также во многих других картинах, от «Парада планет» до «Русского бунта», от «Сватовства» (короткометражки, демонстрировавшейся однажды на фестивале в «Смене») до «Мусульманина» (он играет главу района, который всех продал). Всего у Петра Петровича Зайченко около 50 киноработ.

Содержание фильма: жизнь в этой глубинке – просто ад, настоящий ад, в той или иной степени созданный героями фильма, а также – опосредованно – всеми нами, доведшего свою страну и своих сограждан до столь скотского положения. Автор фильма настолько не щадит чёрных красок, что уже к середине фильма возникает стойкое ощущение, что уж лучше героям и не жить совсем, чем так мучаться. Достоевский со своими социальными ужасами просто «отдыхает» на фоне событий вокруг хутора Монамур в Богом забытой глуши. Хотя – нет, возможно, Богом и не забытой. Как из настоящего ада способен выручить только Господь Бог, так и из рукотворного кошмара – дать надежду, вызволить, спасти, обогреть – должно быть Ему по силам, хоть Он иногда и не спешит (судя по фильму). В ковчеге, который принимает вид армейского «уазика», Господь вывозит раненого мальчика, бравого офицера, запятнавшего себя насилием, добросердечную блудницу и патриарха, избитого бандитами. Зайченко – этот патриарх (мороз, прямо стынь по коже от его сверхкрупных планов, когда он прямо в душу глядит своими глубоко посаженными рысьими глазищами!..)

Хотя я не позволил себе до сих пор сказать ничего второстепенного, воскликну: «А теперь – главное!» Заслуженный артист России Пётр Зайченко – уникальный актёр и человек, глыба! Личная скромность и жизнь в провинции привели к тому, что этого прекрасного артиста лучше знают и ценят в столице и за рубежом, чем на периферии. Волгоградское начальство, делегируя выдающегося актёра на очередной фестиваль, в Сочи или Москву, наказывает: «Ты ж там снимись с какими-нибудь настоящими артистами!..» Зайченко рассказывает: «И вот я в Сочи вынужден бегать на пляже по песку за Димой Харатьяном: «Можно я с вами сфотографируюсь, мне для «Волгоградской правды» надо!..»
Росс снимал «Монамур» в Красноярском крае, когда грянул кризис 2008-го года. Деньги мгновенно закончились, фильм пришлось законсервировать, и после долгого ожидания встал вопрос, что делать дальше. Режиссёр начерно смонтировал уже отснятый материал и начал его показывать знакомым и незнакомым продюсерам, силясь найти спонсора. Фильм увидели французы и обрадовались: «О, смотрите, здесь наш Пётр Зайченко!..» Дело в том, что снятый Лунгиным советско-французский «Такси-блюз» победил на Каннском фестивале, имел успешный прокат во Франции, так что его вспомнили. Так прошлый шедевр Зайченко спас новый фильм Росса. Съёмки были завершены при поддержке французской стороны и Люка Бессонна в частности. Кинокартина сделана в 2009 году, однако выходит в российский прокат только сейчас, после показа во Франции.

Самое главное впечатление, которое возникло от общения с актёром: он – очень добрый человек. А сейчас это немодное качество. Доброта нынче интуитивно понимается как слабость… Ещё он незвёздный, – немолодой человек с палочкой, не всегда гладко выбритый. И вот эта незвёздность, вероятно, обманывает публику и журналистов, отнюдь не ходящих «хвостом» за выдающимся артистом – она обманчива для всех, кроме режиссёров, которые утверждают Зайченко на роли безо всяких проб.

Из тех особенностей, которые открылись на пресс-конференции и важны для понимания картины, отмечу две.
Герой Зайченко – отнюдь не старовер, как ошибочно указано в аннотации. Его герой пришёл к Богу совсем недавно, рассказывает Пётр Петрович: « Он – грешный человек, который и молится-то недавно. Не случайно он книжечку берёт и говорит внуку: «Будем учить молитву!» – он сам не знает молитв. Он начинает верить и молиться, потому что ситуация такая крайняя, жизнь такая отчаянная, – и внука приучает. Он обращается больше к нравственности, я считаю, нежели к какому-то конкретному направлению христианства».
Фильм снимался в Красноярском крае, в очень суровых природных условиях. Хутор был выстроен в глухой тайге, когда начались дожди, к нему даже пришлось строить специальную дорогу. Режиссёр стремился к максимальному правдоподобию, вплоть до муравьёв на лице и заплыва в ледяной воде – главный герой, старик, пускается вплавь, чтобы выйти к большаку и попросить помощи для внука. Зайченко скупо говорит об этом: «По-настоящему плавал, зима была… И болото – настоящее. Ну, так режиссёр захотел. Может, я, конечно, и дурак, и Вадим Юсупович Абдрашитов меня отругал: «Не должно быть такого, чтобы так рисковать актёром!..» Но что сделано, то сделано».
На пресс-конференции Пётр Петрович подыскивал эквивалент для поведения своего героя, я хотел было подсказать, да решил не дарить метафору коллегам: дед ползёт спасать внука как Алексей Маресьев!.. Во время съёмок актёру было 66 лет.
Фильм удостоен уже одиннадцати призов – в США, Испании, Италии, Польши…
И в заключение ещё одна деталь, приятная сердцу смолянина: Пётр Петрович – большой поклонник поэзии Твардовского и охотно читает её в концертах. Литературные вечера – его основная работа в перерывах между съёмками, ведь из театра он ушёл ещё в 1975 году, когда его заметил и предложил сниматься Василий Макарович Шукшин. Предложил, но сам снять не успел…

Сергей МУХАНОВ


ОТКЛИК ПОСЛЕ СЕАНСА
Всеволод Шиловский, президент фестиваля «Золотой Феникс», народный артист России:
- Фильм потрясающий, жизненный, и главное, самое главное – в конце есть звёздочка надежды! Через любую грязь, цинизм, жуть можно пройти; если есть сердце и любовь – человек выдержит. Какой уровень!.. Замечательно!

Фото Виктора ПОЯРКОВА
Новости по теме
03 сентября 2011 1243
Оглашены итоги четвёртого Всероссийского кинофестиваля актёров-режиссёров «Золотой Феникс» в Смоленске. Главного приза удостоен режиссёр фильма «Тихая застава» Сергей Маховиков. Главный приз имени Юрия Гагарина получил Андрей Звягинцев, режиссёр картины «Елена». Приз зрительских симпатий получил фильм «Выкрутасы» Левона Габриадзе...
04 сентября 2012 1328
Вчера вечером в кинотеатре «Современник» скандальный фильм представили президент фестиваля Всеволод Шиловский и режиссёр Андрей Смирнов. У входа были замечены одиночные пикеты против демонстрации фильма
19 августа 2011 2009
«Золотой Феникс» откроется 27 августа традиционной «звёздной дорожкой» с участием народного артиста СССР, президента гильдии кинорежиссёров России Марлена ХУЦИЕВА и народного артиста России, кинорежиссёра, президента «Золотого Феникса» Всеволода ШИЛОВСКОГО.
Программа IV Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс»
24 августа 2011 2481
С 27 августа по 2 сентября 2011 года в Смоленской области и г. Смоленске пройдет Четвертый Всероссийский кинофестиваль «Золотой Феникс», не имеющий аналога в мире. Всего в программе кинофестиваля представлено 30 фильмов. Основной фестивальной площадкой станет кинотеатр «Современник». Фестивальные показы также пройдут в кинозале «Россия Премьер». Состоятся выездные фестивальные кинопоказы в городах Смоленской области в Смоленском районе, таких как Гагарин, Ельня, Вязьма, Духовщина, Ярцево, Рославль. На все конкурсные кинопоказы и творческие встречи вход свободный. Пригласительные билеты можно получить за час до начала мероприятия в кассах кинотеатров:Кинотеатра «Современник» (ул. Октябрьской революции, 15; телефон 38 94 63), Кинозала «Россия Премьер» (Дзержинского, 23/2, телефон 32 46 54)Программу по дням см. >>>
«На свете живут добрые и хорошие люди»
26 октября 2010 1230
Совершенно беспомощный фильм. Режиссёр вообще не знает, что значит работать с актёрами. Просто поразительно, что Астрахан, человек с каким-никаким именем, проявил себя столь жалким образом.Что касается философии: не умеющий снимать кино режиссёр не может быть интересен своими интеллектуальными изысканиями...
Дневник кинофестиваля. Владимир Вдовиченков: Я играл Остапа таким, каким его вижу
23 сентября 2009 2092
В пресс-центре II Всероссийского кинофестиваля "Золотой Феникс" состоялась творческая встреча с артистом театра, звездой нового российского кино Владимиром ВДОВИЧЕНКОВЫМ. Артист пребывает на гребне славы, зрители знают его по телесериалу "Бригада", по картине Петра Буслова "Бумер", фильмам "Звездочёт", "Небо и земля", военной драме Алексея Карелина "Время собирать камни", презентация которой в 2005 году проходила в Смоленске, другим кино- и телеработам. Актёр уже семь лет играет в московском театре имени Евгения Вахтангова. В этом году к 200-летию Н.В. Гоголя в прокат вышел фильм Владимира Бортко "Тарас Бульба", где Вдовиченков снялся в роли Остапа.
Спасибо на добром слове! С.М.
-->

pup написал

5 сентября 2011 12:50

Невероятно глубокий, проникновенный, точный отзыв о фильме Славы Росса «Сибирь. Монамур». Смотрела этот фильм. Удивительно красивые крупные планы Красноярского края, бесконечные сопки и леса. Щедрость, богатство, непостижимое великолепие природы и дно.. самое дно человеческих отношений, жизни вывернутые наизнанку… хотелось местами отвернуться и закрыть глаза… Да, суровая правда жизни, деградированное общество… но нет почему то чувства безысходности, есть свет чистоты души, есть победа человека над своей похотью и грехом.. Любовь, сострадание и очищение от скверны и равнодушия… Фильм «Сибирь. Монамур», как зеркало, отражение монстра, приводит в оцепенение и холод, сибирский колючий смертельный холод… но обязательно надо набраться смелости и посмотреть монстру в глаза, чтобы увидеть в них своё отражение… чтобы остановиться и задуматься…

Спасибо на добром слове! С.М.
Важно
"));