10 декабря 2016 19:37
USD 63,3   EUR 67,21
05 сентября 2011 1338

Дневник фестиваля. "Самка": звериная цивилизация и высокоразвитая дикость

Идя на просмотр новой картины непредсказуемого и эксцентричного Григория Константинопольского «Самка», зритель ожидал увидеть если не шедевр, то, по крайней мере, что-то уж очень необычное. Вспомним недавнюю «Кошечку» – работу по всем критериям неординарную. Кому-то там больше нравилась одна новелла, кому-то – другая. Но почти все посмотревшие её равнодушными уж точно не остались. Не отличался простотой понимания и обыденностью и фильм «Восемь с половиной долларов». Как нам кажется, новая картина заставила ещё больше полюбить режиссёра, а некоторые открыли для себя немало нового в кино. В своей последней работе Григорий Константинопольский выступает ещё и как продюсер, сценарист, композитор и актёр.
«Самку» на «Золотом Фениксе» должен был представлять актёр-режиссёр Константин Мурзенко. Однако по непонятным причинам представлять картину на фестивале никто из съёмочной группы не приехал. Это не в традициях нашего кинопраздника!

Начинается лирическая комедия о нереальной любви вполне, можно сказать, серьёзно. Тележурналистка Лариса с Южного Урала делает репортаж о только что пойманном охотниками (снабжённые накладными бородами Константин Мурзенко, Павел Деревянко и Юрий Колокольников) снежном человеке. Но когда похищенная им девушка остаётся один на один со сбежавшим чудом природы, повергаются в прах все мысли зрителя о наконец-то снятом Григорием Константинопольским более или менее серьёзном фильме.
Дальше происходят совершенно невообразимые вещи. По ходу лесного путешествия снежный человек рассказывает о себе, что ему девять лет, что он ещё маленький и что зовут его ни много ни мало Абраша. Но от всей души он хотел бы, чтобы его звали Ваней. Его следующая фраза не слабее предыдущей: «А я на фоно умею играть, люди его выбросили, а я подобрал».
В общем, зритель понимает, что перед нами красиво снятая и совершенно оторванная от реальности история любви цивилизации и дикости.
Каждая реплика в фильме, каждый эпизод заслуживают отдельного внимания, начиная с красивейших съёмок и заканчивая какой-то неожиданной особенной лиричностью мохнатого Абраши.
А ему, как выясняется, не девять, а 39 лет, и ведёт он Ларису не «знакомиться с родителями», а к своей схожей с ним по комплекции и мохнатости супруге.
Не вдаваясь в подробности сюжета, скажем одно: фильм совершенно неоднозначный, до крайности трогательный. Какое-то отчасти неадекватное, но притягательное переложение сюжета про Красавицу и Чудовище. Вернее, про Красавицу и двух Чудовищ. А монстры оказываются совсем не страшными, любовь – сильной, а добро, конечно же, побеждает.
Авторы фильма оставили финал открытым – зритель сам решает, было ли всё это на самом деле или просто приснилось журналистке Ларисе, очнувшейся на больничной койке...

Дмитрий СЕРГЕЕВ

Опубликовано в «СГ» 6 сентября 2011 г. №98 (826)
Новости по теме
«Из Парижа с любовью»: это анти-«Майкл»
10 июня 2010 1648
В самом первом выпуске нашей киноколонки мы писали о фильме «Майкл» с Джоном Траволтой в главной роли. Это прекрасная остроумная картина о добре и любви. «Из Парижа с любовью» – это анти-«Майкл», всё с тем же Джоном Траволтой в главной роли, к сожалению.Мне кажется, что режиссёр и продюсер Люк Бессон испортил французское кино. Его соревнование с американским кинематографом завело некогда великую европейскую киношколу в тупик: вряд ли современные французские фильмы зрелищнее американских, но вот уж глупее – совершенно точно! Своей внешностью и повадками брутальные герои французских блокбастеров всё больше похоже на животных, а главным содержанием кино становятся драки. Современные французские фильм, попадающие в Россию – это прежде всего апология насилия...
«Меланхолия»: апокалипсис в отдельно взятой семье
25 февраля 2012 3100
С первых минут, пока идёт пролог картины (а есть и такой!) понимаешь, что следует приготовиться к чему-то очень серьезному и сложному. Перед нами один за другим сменяются кадры космической тематики, в которых земля сталкивается с какой-то планетой, а на фоне этого идут просто красивые, вполне «земные» видеозарисовки. В принципе, этого уже достаточно, чтобы остановиться и сэкономить два часа своего свободного времени. Дальше – больше...
«Девять» не всегда больше «Восьми с половиной»
08 июля 2010 1224
Вот так каламбур: фильм «Девять» – это ремейк (переделка) кинокартины великого Феллини «Восемь с половиной». Сюжет: режиссёр, который не может снять фильм, так как нет замысла, сценария и сил, зато есть обязательства и долги. Ключевые эпизоды фильма также отсылают к творению итальянца 1963 года. И даже главного героя зовут также: Гвидо. Он слабый, безвольный, всегда окружённый толпой людей, он сбегает с пресс-конференции. Гвидо усиленно вспоминает своё детство, пытаясь то ли снять фильм, то ли поставить мюзикл. И актёр смахивает на Марчелло Мастрояни. Он, разумеется, окружён женщинами. Ипостаси всё те же: умершая мать, жена, наблюдающая саму себя на экране, ледяная дама – агент. И, конечно, любовницы...
Фильм Этторе Сколы «Бал»: довоенное кино
03 июня 2011 2728
...Раздумывая над секретом жанра «Бала» дальше, нашёл еще одно немаловажное обстоятельство – режиссер в нём очень любит зрителя, бережно ведет его, как в вальсе, не прибегая к распространённому приёму «усыпить бдительность, а потом шарахнуть молотком по башке». Этого, к счастью, не принято было делать в довоенном кино. Там вообще любили зрителя, не грузили тяжкими проблемами половых и прочих самоидентификаций художников, не давили боевыми искусствами и мультяшной нарезкой кадров, не колотили по ушам долби-сэрраундом. Все эти подпорки совершенно не нужны, когда есть интересное, умное и горячее высказывание, с которым режиссёр обращается к зрителю. У хорошего кино есть много признаков, и один из несомненных – желание пересмотреть картину ещё раз, к фильму «Бал» это относится в полной мере.
08 июля 2011 1643
Да-да, всё снова крутится вокруг жестокого убийства, вокруг садиста-насильника, и это поначалу отвращает от фильма (ну, сколько же можно маньяков!), но авторы фильма успевают рассказать несколько побочных историй, которые и оказываются главными в этой кинокартине. Все они – о любви. Пожалуй, нелепым в фильме является только его название...
08 июля 2011 2368
Иной раз кажется, что все индийские фильмы – о любви. И если в последние 20 лет отечественное кино деградировало в любовном жанре, свернувшись до мелодрам «Всегда любовь никогда» на канале «Россия», то индийское, наоборот, расцвело, выпуская работы, способные порадовать самого взыскательного зрителя (уж тем более – зрительниц).Фильм добрый и очень красивый. Яркие, запоминающиеся с первого раза песни, отличная хореография, масштабные съёмки – прекрасное кино для семейного просмотра. Можно смотреть снова и снова, причём с любого места
"));