Культура

Смоленский камерный театр открывает 23-й сезон

6 октября 2011 года в 12:16
14 октября открывает новый сезон Смоленский камерный театр. Зрители увидят «Дурочку» Лопе де Вега в постановке Романа Родницкого. Премьерные показы начнутся в конце октября: 23-го, в воскресенье, юным зрителям покажут хореографическую сказку «Бэмби», 28-го, в пятницу, – комедию А.Н. Островского «Бешеные деньги». Режиссёром-постановщиком является художественный руководитель театра, заслуженный артист России Николай ПАРАСИЧ. С ним мы беседуем о том, как прошло межсезонье и каким обещает быть новый, 23-й сезон.

– Николай Петрович, кто из актёров покинул труппу, кто пришёл в театр?
– Ушла актриса Ирина Лащенкова, моя ученица, выросшая здесь, в театре. Ушла, чтобы больше времени уделять ребёнку. Театр забирает всю жизнь, это правда. Сейчас в труппу пришли пять моих студентов, закончивших институт искусств, факультет «актёр драматического театра» с красными дипломами. Зрители могли видеть в нашем театре дипломный спектакль «А зори здесь тихие…» с их участием. Это Павел Пирожков, Мария Нестрян, Мария Вилюнова, Ольга Колесникова и Любовь Бормотова.
Пришёл новый актёр из областного драматического театра – Анатолий Андреевич Толмачёв. Насколько он вольётся в нашу компанию, покажет время.
– Почему Островский, почему «Бешеные деньги»?
– Это классика, которая весьма актуальна. Пьеса – просто фантастика! Надо обладать настоящим актёрским мастерством, чтобы охватить написанные характеры. Поэтому этот спектакль для нас и учёба, и повышение мастерства, и анализ того, что происходит сегодня с нами… Главная мысль проста: нечестно заработанные деньги – это бешеные деньги. Они попадают к человеку и делают его бешеным, они как вирус – человек уже не может остановиться!.. У Островского, как я вижу, герой ведёт борьбу за право остаться человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Это очень важная сейчас тема: жить честно.
– Видимо, выбор «Бэмби» – это тоже поиск нерва сегодняшнего дня…
– Конечно. Разговор идёт о наших душах. С возрастом я пришёл к тому, что стал ощущать Землю единым кораблём – мы все в одной лодке. Это уникальное место, где счастье разлито для живущих. Я не говорю о социуме – человеку очень сложно найти ощущение счастья. Но вы посмотрите: сейчас такая красота на улице!.. (За окном золотая осень. – Прим. авт.) Наша планета – это чудо, но существует угроза этому чуду, и она исходит от людей… Бэмби проходит смерти и интриги, мужает и становится мудрым вожаком – это философская пьеса. Для нас это экспериментальный спектакль, текста в нём совсем немного, хореографическую постановку осуществляет Татьяна Шаврина. Но это не танец, это пластические работы. Была идея убрать текстовую драматургию и заставить актёров говорить языком движений. Но это не немое кино и не балет…
Мне захотелось этот спектакль посвятить Ольге Барзуновой – она работала много лет в областном драматическом театре, потом перешла в «Этюд» и вскоре умерла. Очень талантливая актриса! Необыкновенная! Она ставила «Бэмби» вместе с Ириной Мартемьяновой… И вот я загорелся идеей этого спектакля и, мне кажется, увлёк своей идеей Татьяну Шаврину.
– Над чем сейчас работает режиссёр Роман Родницкий?
– С середины ноября он возьмёт современную пьесу – «Мотылёк» Петра Гладилина. Там говорится о молодёжи, она яркая, связана с армией... Думаю, что спектакль будет выпущен до Нового года. Кроме того, Юрий Каштанов принёс нам свою пьесу, которая называется «Смоленск 1812 года». Он сделал некое продолжение пьесы «Давным-давно», известной по фильму Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Мы хотим сделать подарок городу Смоленску – красочный костюмный спектакль на тему Отечественной войны 1812 года. Это в планах на следующий год.
– Как театру даётся перемена статуса? Теперь вы становитесь муниципальным бюджетным учреждением культуры – МБУК. В название добавилось одно слово – «бюджетное», но что за этим кроется?
– К примеру, Орловский муниципальный театр перешёл в автономные учреждения. В этом есть свои плюсы, свои минусы. Но из наших, смоленских учреждений культуры на автономию не переходит никто. Все – и наш театр – идут на бюджетную основу. Пока ничего не могу сказать определённо, сужу только по тому, что говорят другие про себя: стало сложнее с деньгами, появилось понятие «муниципальное задание», от которого театр не имеет права отказаться. Как создаётся муниципальное задание? Я так понимаю, что я прихожу с неким проектом, предложением того, что я хочу поставить. Я должен его защитить, а там решат, на что деньги давать, на что – нет. Пока нас это непосредственно не коснётся, говорить об эффекте рано. Все театры, которые уже перешли на новую систему, поменяв свой статус, существуют совершенно по-разному. Это зависит от региона и от людей, которые курируют развитие культуры.
– Не могу не спросить, как обстоят дела с обещанной пристройкой…
– Условия работы пока остаются теми же, непростыми для театра. Но в ближайшее время должны произойти существенные сдвиги. Нам выделяют деньги на проектно-сметную документацию. Насколько я понял, мы включены в программу подготовки к празднованию юбилея города. В ближайшее время должен быть объявлен конкурс на разработку ПСД.
– Эти летом не стало Галины Алексеевны Карбовничей. В интервью нашей газете она очень тепло отзывалась о Камерном театре и о вас лично, здесь она поставила знаменитый спектакль «Все мальчишки – дураки»…
– Мы узнали о её смерти не в июле, а в сентябре. Информация не пришла к нам в театр вовремя… Когда у нас появилась пьеса «Все мальчишки – дураки», мы её прочитали на труппе и решили: а почему бы не поставить? Весёлая, интересная, необычная… Мне предложили в качестве режиссёра Карбовничую. Я её пригласил, она почитала пьесу – и согласилась. Хочу сказать, что она поставила очень хороший спектакль, очень хороший. Но в человеческом плане у нас как-то не очень стало складываться… Она – необычная. И этот спектакль ей как режиссёру не очень свойственен. Насколько я знаю, она потом этот же вариант перенесла в Белоруссию. Мне приятно, что в нашем театре Галина Алексеевна сделала то, что, возможно, в других театрах ей не удавалось. Она была счастлива, по-настоящему счастлива удачей, были довольны и артисты… Но потом наши пути разошлись.
– На недавние гастроли в Орёл поехали два спектакля – «Все мальчишки – дураки» и «О чём пел соловей». Спектакли не самые новые. Чем вы, как художественный руководитель театра, объясняете их успех?
– Прежде всего – хороший материал. Не хочу сравнивать Драгунскую с Зощенко, но Зощенко – это просто блистательно!.. Классик, но для театра автор очень редкий. Когда мы однажды привезли этот спектакль на фестиваль в столицу, поразили публику в первую очередь именно этим. От Чехова Москва уже устала… Не секрет: когда уезжает режиссёр-постановщик, его спектакль быстро угасает. Но я не даю эти работам угаснуть! Я всё время с ними работаю. Если требуется замена, я очень кропотливо тружусь, чтобы спектакли были живые и продолжали существовать дальше. Кроме того, другие наши спектакли требовали более громоздкого реквизита, больше людей – это немаловажная деталь при выборе гастрольного репертуара. Эти две работы очень хорошо совпали. Я был уверен, что в Орле они пройдут неплохо, и получилось, судя по отзывам, действительно так.
– Будет ли дальнейшее сотрудничество двух театров, смоленского и орловского?
– Да, я бы очень этого хотел, да и сама жизнь заставляет объединяться. Худрук «Русского стиля», Симоненко, хотел ещё съездить в Белгород, там тоже есть камерный театр, и Валерий Иванович предлагает: давайте создадим круг камерных театров! Мы соберёмся и будем сотрудничать, будем меняться. Для нас очень важно, чтобы наши города взаимодействовали, развивались, помогали друг другу и объединялись! Валерий Иванович обещал привезти в Смоленск ещё несколько спектаклей. Ему понравилось у нас.
– Ожидаются ли ещё какие-то гости в стенах Смоленского камерного в ближайшее время?
– Да. Сейчас идут переговоры с Долгопрудненским муниципальным театром, он должен приехать к нам в начале ноября, а мы поедем на гастроли в город Жуковский и нанесём ответный визит в Долгопрудный.
И в прошлом году, и в позапрошлом мы принимали участие в театральных фестивалях, причём успешно. Но есть технические вопросы. Сейчас никто фестивали за свой счёт не проводит, теперь это всё необходимо оплачивать из своего кармана – дорогу, проживание… Наша городская администрация помогает нам, оплачивает проезд, и мы нацелены ездить на фестивали. Это хорошая встряска, интерес, но я заметил, как хиреют некоторые фестивали… Хотел бы и я в нашем городе проводить театральные фестивали, но у нас трудности со сценой!.. Любое позитивное дело я готов поддерживать. Нуждаюсь в созидательности! Я её готов поддерживать всеми фибрами души. Потому что всё остальное – бесовское начало.

НА СНИМКЕ: сцена из спектакля "Дурочка".
Юрий Мельков в окружении друзей и... проблем
Мариэтта Чудакова на канале «Культура»: закат «Мастера и Маргариты»?

Другие новости по теме