8 декабря 2016 14:57
USD 63,39   EUR 68,25
06 октября 2011 2018

Смоленский камерный театр открывает 23-й сезон

Смоленский камерный театр открывает 23-й сезон

14 октября открывает новый сезон Смоленский камерный театр. Зрители увидят «Дурочку» Лопе де Вега в постановке Романа Родницкого. Премьерные показы начнутся в конце октября: 23-го, в воскресенье, юным зрителям покажут хореографическую сказку «Бэмби», 28-го, в пятницу, – комедию А.Н. Островского «Бешеные деньги». Режиссёром-постановщиком является художественный руководитель театра, заслуженный артист России Николай ПАРАСИЧ. С ним мы беседуем о том, как прошло межсезонье и каким обещает быть новый, 23-й сезон.

– Николай Петрович, кто из актёров покинул труппу, кто пришёл в театр?
– Ушла актриса Ирина Лащенкова, моя ученица, выросшая здесь, в театре. Ушла, чтобы больше времени уделять ребёнку. Театр забирает всю жизнь, это правда. Сейчас в труппу пришли пять моих студентов, закончивших институт искусств, факультет «актёр драматического театра» с красными дипломами. Зрители могли видеть в нашем театре дипломный спектакль «А зори здесь тихие…» с их участием. Это Павел Пирожков, Мария Нестрян, Мария Вилюнова, Ольга Колесникова и Любовь Бормотова.
Пришёл новый актёр из областного драматического театра – Анатолий Андреевич Толмачёв. Насколько он вольётся в нашу компанию, покажет время.
– Почему Островский, почему «Бешеные деньги»?
– Это классика, которая весьма актуальна. Пьеса – просто фантастика! Надо обладать настоящим актёрским мастерством, чтобы охватить написанные характеры. Поэтому этот спектакль для нас и учёба, и повышение мастерства, и анализ того, что происходит сегодня с нами… Главная мысль проста: нечестно заработанные деньги – это бешеные деньги. Они попадают к человеку и делают его бешеным, они как вирус – человек уже не может остановиться!.. У Островского, как я вижу, герой ведёт борьбу за право остаться человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Это очень важная сейчас тема: жить честно.
– Видимо, выбор «Бэмби» – это тоже поиск нерва сегодняшнего дня…
– Конечно. Разговор идёт о наших душах. С возрастом я пришёл к тому, что стал ощущать Землю единым кораблём – мы все в одной лодке. Это уникальное место, где счастье разлито для живущих. Я не говорю о социуме – человеку очень сложно найти ощущение счастья. Но вы посмотрите: сейчас такая красота на улице!.. (За окном золотая осень. – Прим. авт.) Наша планета – это чудо, но существует угроза этому чуду, и она исходит от людей… Бэмби проходит смерти и интриги, мужает и становится мудрым вожаком – это философская пьеса. Для нас это экспериментальный спектакль, текста в нём совсем немного, хореографическую постановку осуществляет Татьяна Шаврина. Но это не танец, это пластические работы. Была идея убрать текстовую драматургию и заставить актёров говорить языком движений. Но это не немое кино и не балет…
Мне захотелось этот спектакль посвятить Ольге Барзуновой – она работала много лет в областном драматическом театре, потом перешла в «Этюд» и вскоре умерла. Очень талантливая актриса! Необыкновенная! Она ставила «Бэмби» вместе с Ириной Мартемьяновой… И вот я загорелся идеей этого спектакля и, мне кажется, увлёк своей идеей Татьяну Шаврину.
– Над чем сейчас работает режиссёр Роман Родницкий?
– С середины ноября он возьмёт современную пьесу – «Мотылёк» Петра Гладилина. Там говорится о молодёжи, она яркая, связана с армией... Думаю, что спектакль будет выпущен до Нового года. Кроме того, Юрий Каштанов принёс нам свою пьесу, которая называется «Смоленск 1812 года». Он сделал некое продолжение пьесы «Давным-давно», известной по фильму Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Мы хотим сделать подарок городу Смоленску – красочный костюмный спектакль на тему Отечественной войны 1812 года. Это в планах на следующий год.
– Как театру даётся перемена статуса? Теперь вы становитесь муниципальным бюджетным учреждением культуры – МБУК. В название добавилось одно слово – «бюджетное», но что за этим кроется?
– К примеру, Орловский муниципальный театр перешёл в автономные учреждения. В этом есть свои плюсы, свои минусы. Но из наших, смоленских учреждений культуры на автономию не переходит никто. Все – и наш театр – идут на бюджетную основу. Пока ничего не могу сказать определённо, сужу только по тому, что говорят другие про себя: стало сложнее с деньгами, появилось понятие «муниципальное задание», от которого театр не имеет права отказаться. Как создаётся муниципальное задание? Я так понимаю, что я прихожу с неким проектом, предложением того, что я хочу поставить. Я должен его защитить, а там решат, на что деньги давать, на что – нет. Пока нас это непосредственно не коснётся, говорить об эффекте рано. Все театры, которые уже перешли на новую систему, поменяв свой статус, существуют совершенно по-разному. Это зависит от региона и от людей, которые курируют развитие культуры.
– Не могу не спросить, как обстоят дела с обещанной пристройкой…
– Условия работы пока остаются теми же, непростыми для театра. Но в ближайшее время должны произойти существенные сдвиги. Нам выделяют деньги на проектно-сметную документацию. Насколько я понял, мы включены в программу подготовки к празднованию юбилея города. В ближайшее время должен быть объявлен конкурс на разработку ПСД.
– Эти летом не стало Галины Алексеевны Карбовничей. В интервью нашей газете она очень тепло отзывалась о Камерном театре и о вас лично, здесь она поставила знаменитый спектакль «Все мальчишки – дураки»…
– Мы узнали о её смерти не в июле, а в сентябре. Информация не пришла к нам в театр вовремя… Когда у нас появилась пьеса «Все мальчишки – дураки», мы её прочитали на труппе и решили: а почему бы не поставить? Весёлая, интересная, необычная… Мне предложили в качестве режиссёра Карбовничую. Я её пригласил, она почитала пьесу – и согласилась. Хочу сказать, что она поставила очень хороший спектакль, очень хороший. Но в человеческом плане у нас как-то не очень стало складываться… Она – необычная. И этот спектакль ей как режиссёру не очень свойственен. Насколько я знаю, она потом этот же вариант перенесла в Белоруссию. Мне приятно, что в нашем театре Галина Алексеевна сделала то, что, возможно, в других театрах ей не удавалось. Она была счастлива, по-настоящему счастлива удачей, были довольны и артисты… Но потом наши пути разошлись.
– На недавние гастроли в Орёл поехали два спектакля – «Все мальчишки – дураки» и «О чём пел соловей». Спектакли не самые новые. Чем вы, как художественный руководитель театра, объясняете их успех?
– Прежде всего – хороший материал. Не хочу сравнивать Драгунскую с Зощенко, но Зощенко – это просто блистательно!.. Классик, но для театра автор очень редкий. Когда мы однажды привезли этот спектакль на фестиваль в столицу, поразили публику в первую очередь именно этим. От Чехова Москва уже устала… Не секрет: когда уезжает режиссёр-постановщик, его спектакль быстро угасает. Но я не даю эти работам угаснуть! Я всё время с ними работаю. Если требуется замена, я очень кропотливо тружусь, чтобы спектакли были живые и продолжали существовать дальше. Кроме того, другие наши спектакли требовали более громоздкого реквизита, больше людей – это немаловажная деталь при выборе гастрольного репертуара. Эти две работы очень хорошо совпали. Я был уверен, что в Орле они пройдут неплохо, и получилось, судя по отзывам, действительно так.
– Будет ли дальнейшее сотрудничество двух театров, смоленского и орловского?
– Да, я бы очень этого хотел, да и сама жизнь заставляет объединяться. Худрук «Русского стиля», Симоненко, хотел ещё съездить в Белгород, там тоже есть камерный театр, и Валерий Иванович предлагает: давайте создадим круг камерных театров! Мы соберёмся и будем сотрудничать, будем меняться. Для нас очень важно, чтобы наши города взаимодействовали, развивались, помогали друг другу и объединялись! Валерий Иванович обещал привезти в Смоленск ещё несколько спектаклей. Ему понравилось у нас.
– Ожидаются ли ещё какие-то гости в стенах Смоленского камерного в ближайшее время?
– Да. Сейчас идут переговоры с Долгопрудненским муниципальным театром, он должен приехать к нам в начале ноября, а мы поедем на гастроли в город Жуковский и нанесём ответный визит в Долгопрудный.
И в прошлом году, и в позапрошлом мы принимали участие в театральных фестивалях, причём успешно. Но есть технические вопросы. Сейчас никто фестивали за свой счёт не проводит, теперь это всё необходимо оплачивать из своего кармана – дорогу, проживание… Наша городская администрация помогает нам, оплачивает проезд, и мы нацелены ездить на фестивали. Это хорошая встряска, интерес, но я заметил, как хиреют некоторые фестивали… Хотел бы и я в нашем городе проводить театральные фестивали, но у нас трудности со сценой!.. Любое позитивное дело я готов поддерживать. Нуждаюсь в созидательности! Я её готов поддерживать всеми фибрами души. Потому что всё остальное – бесовское начало.

НА СНИМКЕ: сцена из спектакля "Дурочка".

Сергей МУХАНОВ

Опубликовано в "СГ" 6 октября 2011 г. №111 (839)
Новости по теме
07 февраля 2011 1188
Смоленский областной театр кукол готовит ещё один спектакль для взрослой публики – «Мнимый больной» Мольера. Премьера должна состояться в марте. Режиссёр – Галина Карбовничая, известная такими работами, как «Клоп» (первый и пока единственный «взрослый» спектакль в театре кукол) и «Все мальчишки – дураки» (Камерный театр). Художник-постановщик «Мнимого больного» – заслуженный художник РФ Николай Агафонов.
14 сентября 2011 1205
Сегодня на сцене Камерного театра смоляне увидели гостей из Орла со спектаклем «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?» Наши зрители очень тепло встретили остросоциальную комедию, по окончании спектакля зал стоя приветствовал актёров. Помимо этой постановки по пьесе А. Слаповского «Рождение», гости привезли спектакль для детей «Весёлый Роджер»
Камерный театр погнался за двумя зайцами
16 октября 2012 2229
12 октября начался новый, 24-й сезон в Смоленском камерном театре. Театр открыл его премьерой – комедией «За двумя зайцами» в постановке заслуженного артиста России Николая Парасича. Главным художником камерного театра стал заслуженный художник РФ Николай Агафонов. Это, безусловно, приобретение. Агафонов хорошо знаком смоленским театралам прежде всего своими работами в драматическом театре имени Грибоедова
В Смоленске с успехом прошли гастроли театра из Орла "Русский стиль"
19 сентября 2011 3263
В труппе всего 20 актёров, и почти все приехали на гастроли в Смоленск. В «Девочках…» заняты 12 человек. Выяснилось, что у всех – режиссёрское образование. Они были выпущены Валерием Симоненко на режиссёрском факультете Орловского государственного института искусств. «По мне – должны играть режиссёры. Потому что режиссёр саморегулируется, у него совсем другие знания для спектакля, нежели у актёра», - считает Валерий Иванович. Как ни удивительно, но такая труппа актёров-режиссёров – не уникальный случай. У легендарного Анатолия Васильева, учителя Симоненко, была такая же ситуация…
25 июля 2011 1153
У неё был безупречный вкус. Сама очень умный и очень талантливый человек, Галина Алексеевна умела ценить талантливых людей, умела вселять уверенность в своих силах актёрам и не только. Она была настоящим режиссёром и несла на своих плечах весь груз ответственности...
20 июля 2011 2588
В понедельник, 18 июля, в Минске скончалась режиссёр Смоленского областного театра кукол имени Светильникова Галина КАРБОВНИЧАЯ. Свой первый спектакль в Смоленске Галина Алексеевна поставила в 1995 году – «Хохлик – добрый гном». Затем были «Глупый птенчик», «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»... Прощальной работой режиссёра стал «Мнимый больной» Мольера – трагикомедия для взрослых, в которой она воплотила свои представления о бедах современного общества...
"));