9 декабря 2016 08:45
USD 63,39   EUR 68,25
20 октября 2011 2402

Известный портрет неизвестного автора

Известный портрет неизвестного автора В собрании произведений XVIII века Смоленской картинной галереи представлена работа неизвестного художника, посвящённая одной из самых знатных представительниц российского дворянства – княгине Варваре Алексеевне Нарышкиной.
Из овала портрета изображённая в полоборота молодая женщина пристально, с независимым и спокойным выражением смотрит на зрителя. Всё внимание сразу фокусируется на её лице в обрамлении пышных волос, с легкой ироничной улыбкой на тонких губах. Сдержанный и гармоничный по цвету, уравновешенный и в то же время изящный по композиции портрет относится к числу наиболее выразительных художественных произведений собрания. В музей он поступил из Государственного музейного фонда, где хранились в послереволюционные годы национализированные произведения из дворянских имений и усадеб.

Варвара Алексеевна (1760-1827) принадлежала к древнему и знатному роду князей Волконских. Она родилась в семье генерал-майора Алексея Никитича Волконского и Маргариты Родионовны Кошелевой, имевших семерых детей. Старшая сестра Варвары Алексеевны – Мария – была замужем за капитаном флота II ранга князем Гагариным. Младшая – Екатерина – за известнейшим историком и коллекционером графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным, которому принадлежит честь открытия «Слова о полку Игореве». Сама же Варвара Алексеевна – третья из сестёр – стала супругой князя Михаила Петровича Нарышкина, состоявшего в чине полковника и принадлежавшего по своей родословной к элите российского дворянства. Родство Нарышкиных (из которых была мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина) с династией Романовых позволяло им занимать высокие государственные посты, двери их домов были открыты широкому кругу самых знатных и влиятельных особ.
В первые годы правления императора Александра I семья проживала в Москве. Кроме того, женившись на Варваре Алексеевне и устраивая родовое гнездо, Михаил Петрович Нарышкин строит в принадлежащем ему подмосковном имении Богородицком новый усадебный дом для летнего отдыха жены и детей. Среди девятерых родившихся в семье детей есть те, кто впоследствии оставил заметный след в истории. Сын Михаил – будущий декабрист Михаил Михайлович Нарышкин. Дочь Маргарита Михайловна, поражавшая современников красотой и блестящей образованностью, стала супругой Александра Тучкова, получившего звание генерал-майора в русско-шведской войне. В битве при Бородино Тучков командовал Ревельским и Муромским полками, героически погиб на поле брани. На месте его гибели Маргарита Тучкова, выкупив участок земли, построила храм Спаса Нерукотворного, рядом основала Спасо-Богородицкую обитель для вдов и сирот, в которой и поселилась монахиней, посвятив свою жизнь благотворительности.
В портрете Варвары Алексеевны Нарышкиной всё жизненно, материально – влажные крупные глаза, слегка румяные щёки, чуть улыбающиеся губы. Меткая характеристика одновременно приветливой и уверенной в себе женщины высшего света подкреплена и мастерской передачей деталей – пудреного парика с прихотливыми локонами на плечах, серого атласного платья с зеленоватым отворотом и кружевной вставкой, неброских украшений.
Её характер и судьба не оставили равнодушными художника, стремившегося запечатлеть не только облик, но и внутренний мир этой знатной и незаурядной женщины. А нам остаётся ждать разгадки авторства: кто он, этот мастер, так профессионально и тонко умевший передать и блеск дорогого атласа, и высокие достоинства человеческой натуры. Возможно, будущие исследования раскроют имя создателя этого исторически содержательного и значительного портрета.



Светлана МИХАЙЛОВА

Опубликовано в «СГ» 20 октября 2011 г. №117 (845)
Новости по теме
Вспоминая о жанре портрета
09 апреля 2010 1672
В конце марта в Смоленске в Доме художника открылась персональная выставка работ скульптора Константина Куликова. Экспозиция носит название "Скульптурный портрет".
«Святыни земли Смоленской» можно увидеть
04 апреля 2015 832
В Доме художника проходит выставка, посвящённая 500-летию Спасо-Вознесенского женского монастыря…
Судьба смоленского портрета Михаила Глинки
02 июня 2009 4498
В 1904 году отмечалось столетие со дня рождения М.И. Глинки. В 1907-м исполнилось 50 лет как скончался композитор. Среди событий, отметивших эти даты, - открытие в Ельне в 1907 году мужской классической прогимназии имени композитора М.И. Глинки.
Парламентарии встретились в Смоленске
13 апреля 2012 1559
Двусторонняя встреча председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина с председателем Смоленской областной Думы Анатолием Мишнёвым состоялась 10 апреля. Это первый визит Сергея Нарышкина на Смоленщину в статусе спикера нижней палаты российского парламента. Сергей Нарышкин посетил Смоленск в рамках траурных мероприятий, посвящённых памяти расстрелянных польских офицеров, а также высшего руководства Польши, погибшего в авиакатастрофе под Смоленском два года назад.
Жителей Смоленска приглашают провести вечер среди произведений искусства
19 декабря 2015 1073
В Историческом музее 19 декабря состоится вечерняя экскурсия по выставке Александра Шилова...
Анна Бартош. Совесть газеты
22 декабря 2011 1990
Сегодня, 22 декабря, Анне Алексеевне Бартош исполнилось бы 100 лет. Смоленским газетчикам 60-80-х годов прошлого века эта фамилия хорошо известна. Так же, как и комсомольским работникам. Не один десяток лет работала А.А. Бартош старшей машинисткой в областной молодёжной газете «Смена». Прежде чем журналистский материал попадал на стол ответственному секретарю, он проходил «цензуру» у Анны Алексеевны, набиравшей его на старенькой пишущей машинке. И её коронное: «Молодец, хорошо написал», – было самой лестной оценкой для газетчика. А.А. Бартош была очень интеллигентным, эрудированным человеком. Для нас, молодых журналистов, она олицетворяла довоенную интеллигенцию, о которой мы знали лишь по фильмам да книгам. Неизменно вежливая, весёлая, она любила сотрудников «Смены» как своих собственных детей. К ней в редакции молодые относились как к своей бабушке, те, кто постарше, – как к матери.
"));