5 декабря 2016 17:28
USD 63,92   EUR 67,77
20 октября 2011 2049

Ильдар Абузяров в Смоленске: "Я доволен судьбой"

Ильдар Абузяров в Смоленске: "Я доволен судьбой" Молодой, но уже состоявшийся писатель Ильдар Абузяров стал гостем фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм имени Н.И. Рыленкова «Рубикон».
Биография Ильдара насыщена событиями. Родился он в Горьком в 1975 году. Окончил исторический факультет Нижегородского университета. Дебютировал в качестве писателя в 1998-м. Печатается в литературных журналах «Дружба народов», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь» и других. Отдельные его произведения переведены на немецкий, чешский, шведский, арабский, армянский языки. Лауреат «Новой Пушкинской премии» 2011 года, обладатель премии «За новаторское развитие отечественных культурных традиций», автор романа «Хуш» и сборника рассказов «Курбан-роман».
Ильдар оказался обаятельным, доброжелательным, интересным собеседником, немного склонным пофилософствовать. Беседуя с ним, начинаешь понимать, что каждый человек в этом мире имеет какое-то своё предназначение. Можно с переменным успехом перепробовать самые разные амплуа. Но найти то единственное, которое уготовано тебе судьбой, сможет далеко не каждый.

Представьте себе: самый обыкновенный мальчишка учится в школе, к книгам привязанности не питает, а сочинения по литературе списывает у товарища по парте. В вузе увлёкся спортом, занялся бизнесом. И вдруг в какой-то момент нахлынуло вдохновение…
Был обычный осенний день, Ильдар возвращался домой после встречи с друзьями и вдруг понял, что если сейчас не запишет свои впечатления, то всё это исчезнет, пропадёт, уйдёт в небытие. Написал рассказ, и его тут же напечатали. Так постепенно начала складываться литературная судьба писателя Ильдара Абузярова.
«Мои учителя – это книги. Жаль, что поздно начал читать. Поражает сама жизнь. Если глубже копнуть, то неизменно встаёт вопрос: а откуда берутся эти подводные течения?» – размышляет Ильдар.
А может быть, внезапно проснувшееся творческое начало было заложено в нём на генном уровне? И пришло оно от отца, который, будучи простым электриком, неизменно занимался самообразованием: много читал, по словарю учил немецкий язык, по книгам выучился строительному делу. А может быть, посчастливилось встретить на своём пути хороших преподавателей, ради которых и начал писать? Или всему виной чувство невыполненного долга перед школьными учителями? Наверное, всего понемножку!
«Человек чем тоньше чувствует, тем меньше способен к активной практической деятельности. Творческие люди совершенно неприспособлены к реальности жизни», – говорит писатель.
Зато, ни секунды не сомневаясь, он может полететь в Египет на площадь Революции, и всё это только потому, что данная тема сиюминутно взволновала душу. Получить массу самых разных впечатлений, но не знать, что с ними делать. Рисковать жизнью и не знать, к чему это. А осмысление обязательно придёт! Но нужно вначале впитать эту тему, она должна «свариться» внутри тебя, что называется, сэмоционировать. Поэтому Ильдар настойчиво советует молодым авторам не торопиться с публикациями. Тексты должны отлежаться, чтобы не пришлось выкупать и сжигать свою первую книгу.
«Сейчас очень сложно издаваться. Трудно найти не просто редактора, а ещё и хорошего критика, который не побоится сказать тебе правду о твоём произведении. Мне в этом смысле повезло. Я работаю с Борисом Лукиным. Он суровый критик, но это и есть счастье для писателя», – заключает Абузяров.
А ведь действительность нашего времени такова, что в погоне за прибылью издательства готовы печатать слабые произведения популярных авторов. Если ты мэтр, то работает твоё имя, тебе льстят и боятся сказать горькую правду. В угоду этому замечательные произведения молодых беспощадно кромсают и отправляют в стол. Несомненно, прав Ильдар, что большое видится на расстоянии. Только потомки смогут оценить: написал ты что-то стоящее или нет. Одно мерило для всех – время.
– Ильдар, а что же антология современной литературы «Наше время»?
– Молодец Борис Лукин! Ему через антологию «Наше время» удаётся вывести в свет не только своё поколение, которое в 90-е годы ХХ века просто смыла волна нахлынувшего западного чтива, он ещё много сил и времени положил на популяризацию уже ушедшего поэта Николая Дмитриева, открыл дорогу многим молодым авторам. Лукин, несомненно, своей персоной объединяет поколения.
– Какова ваша оценка фестиваля «Рубикон»?
– В начале было слово. Ведь творчество – это божья искра, а в основе его лежит литература. Среди бардов есть талантливые люди, пишущие хорошие стихи и песни. Но они не должны подменять поэзию! Из литературного фестиваля нельзя делать фестиваль бардовской песни!
– Ильдар, ваша жизнь сложилась?
– Я доволен своей судьбой.

Алина ТАРАСОВА

Опубликовано в «СГ» 20 октября 2011 г. №117 (845)
Новости по теме
11 октября 2011 1936
В воскресенье в Смоленске завершился I Всероссийский фестиваль авторской песни, поэзии и прозы малых форм «Рубикон» имени Н.И. Рыленкова. Знаменательно, что победителями многочисленных конкурсов во всех литературных номинациях стали наши земляки.С прошлого четверга поэты, писатели и музыканты со всей страны соревновались за право быть лучшими. Слёт людей искусства проходил на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Смена», где три дня и три ночи звучали стихи, очерки, рассказы и бардовские песни.
21 сентября 2011 928
Фестиваль авторской песни, поэзии и прозы малых форм «Рубикон» пройдёт в Смоленске с 7 по 9 октября. Каждый желающий отличиться в мастерстве слова может принять в нём участие. Для этого нужно оставить заявку на сайте vsenarubikon.ru не позднее чем за 10 дней до открытия фестиваля
Борис ЛУКИН: Настоящая литература   в России есть!
12 октября 2011 2336
Недавно в Смоленске состоялась презентация трёхтомной антологии современной литературы России «Наше время» (см. «СГ» за 8 октября). Автором идеи и составителем антологии является Борис ЛУКИН, поэт и переводчик: – Начиналось всё во время моей работы в «Литературной газете». Тогда я осознал, что в стране почти невозможно найти книги заинтересовавшего тебя автора. Издательства и книготорговля были ориентированы на лёгкие направления: детектив, юмор, фэнтези. Конечно, творчество – дело одинокое, но литература – это процесс общественный. Писатель не может существовать в вакууме, ему нужно общение не только с читателем, но и с коллегами. Особенно разрозненным, оторванным друг от друга оказалось наше поколение – родившихся в шестидесятые годы прошлого века, представителям которого сейчас 50 или около того. Именно мы на самом подъёме, в 20-30 лет, оказались без родины, без работы, без читателя. Этот период для культуры и истории России по значению можно сравнить только с революцией. Писатели нашего поколения, последние выросшие в советскую эпоху, смогли пережить этот катаклизм и воплотить его в художественных произведениях. А это тема «первых денег», афганский синдром, чеченская вакханалия, рыночный беспредел, демократическая «свобода»...
18 марта 2011 1622
2011 год объявлен Годом Испании в России. Этому событию посвящена книжная выставка «Испытание историей» в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А. Т. Твардовского, на которой представлено творчество мастеров прозы и поэзии, начиная со знаменитой «Песни о моём Сиде».
Борис Гребенщиков подарил Смоленску «День радости»
02 марта 2012 4088
11 музыкантов на сцене. Без малого три часа совершенного звука. Своё «4000-летие» группа «Аквариум» во главе с Борисом Гребенщиковым отметила в культурном центре «Губернский» 29 февраля. Почему 4000 лет? На этот вопрос Борис Гребенщиков отвечал не однажды: «Это заявление историков. Я честно скажу, что дальше 50 лет запомнить что-либо сложно. Историки говорят, что 4000, изучая тексты песен. У меня было предположение, что 4000 лет появились от того, что время измеряется импульсами: когда тебе хорошо – время летит незаметно. Вот поэтому 4000 лет и пролетели незаметно».
"));