3 декабря 2016 01:14
USD 64,15   EUR 68,47
20 ноября 2011 2527

Константин Франк: Человек должен жить на вдохе!

Мы чтим богатые традиции прошлого и с удовольствием знакомимся с новыми направлениями в искусстве. Сегодня собеседником «СГ» является молодой талантливый режиссёр студии современного эстрадного молодёжного театра города Смоленска Константин ФРАНК.
– Константин, расскажите, как вы пришли в режиссуру?
– В детстве мне многие говорили, что я должен идти учиться на актёра или режиссёра. Но, честно сказать, в 16-17 лет я ещё мало что в этом понимал. Волею судьбы я всё же поступил в Смоленский институт искусств, на режиссёрский факультет. Несколько раз пытался даже уйти из вуза, но что-то останавливало. А в один прекрасный момент понял, что к режиссуре шёл всю жизнь! В этом огромная заслуга Нины Васильевны Лукашенковой, преподавателя, заслуженного работника культуры РФ. Она помогла мне определиться в творчестве. На втором курсе я совершенно случайно попал в школу №16 города Смоленска и задержался там на шесть лет. Мною был организован первый театральный кружок. Именно здесь у меня появились первые театральные выпускники. Затем мы переехали во Дворец творчества детей и молодёжи. К счастью, и там я встретил много творческих людей, которые приняли непосредственное участие в моём становлении. Это хореограф Евгений Иванович Абраменков, Александр Васильевич Зуй – заслуженный учитель России, дирижёр оркестра, супруги Кассины, Лариса Степановна Журова, преподаватель бальных танцев.
Сейчас мы находимся на проспекте Строителей, 18, в Центре культуры, старом помещении камерного театра.
– Как вы формируете актёрский состав?
– В основном это учащиеся 9-11 классов и студенты первого курса колледжей. У нас настоящая творческая семья. Мы вместе идём этой дорогой, вместе развиваемся, творим и всегда находим друг у друга поддержку. У меня нет задачи воспитать профессиональных актёров. Передо мной стоит задача развить в человеке самые лучшие его качества.
– В чём, по-вашему, суть современного эстрадного молодёжного театра?
– Почему эстрадный? Потому, что у нас нет так называемой «четвёртой стены», как в классическом театре. Действие может идти одновременно на нескольких игровых площадках. Это принцип симультанности сцены. Нам важно быть ближе к зрителю, чтобы он мог почувствовать себя участником представления. Вот они, актёры, ходят рядом с тобой, ты видишь их глаза!
Кроме всего прочего, мы используем в постановке эстрадные номера, и это уже не спектакль, а театрализованное представление. Эстрадные номера органически вливаются в действие. Меня этому научили коллеги из Дворца творчества. Они делились со мной идеями, номерами, задумками, и в какой-то момент я понял, что это и есть изюминка! То, чего нет в Смоленске, – эстрадный театр! Он отличается яркостью, зрелищностью. Мы работаем с балетом, оркестром, гимнастами, народными коллективами.
Мы – молодёжный театр. Хотим говорить о молодёжи с молодёжью, хотим помогать молодым людям. Хочется, чтобы человек не просто пришёл и посмотрел спектакль, а что-то такое вынес для себя. Многие сейчас говорят: «Я не люблю театр!» Да, в театре нужно думать! У нас, к сожалению, разучились думать. Привыкли прийти с попкорном, сесть – и пусть развлекают. Смотрят тот же «Камеди-клаб», где скажут какое-либо остренькое словцо, и все смеются. Но ведь смысла никакого не подкладывается, нет подтекста, который нужно разгадать!
– Театр по-прежнему несёт воспитательную функцию?
– Важнейшими функциями искусства являются воспитательная и развивающая. Театр должен и может воспитывать! Мы, к сожалению, не привыкли к этому. Наш театр воспитывает не только актёров, которые становятся заметно лучше, выше, сильнее, но и зрителей. Выходит зритель из нашего театра, посмотрев ту же мистическую драму «Евменова горка», и понимает: вот как может любить человек, что ценою своей жизни спасает любимого!
– Как рождаются сценарии ваших театрализованных представлений?
– Я пишу сам. Сюжеты беру в основном из своего же опыта. Например, у нас в студии сгорел чайник. Я решил написать об этом сцену. Поставил его перед собой и написал целый спектакль «Чай, не скучай».
Очень многое нам дарит детство. Когда-то, лет 20 назад, я был на родине мамы и увидел там огромный холм, который почему-то все называли Евменовой горкой. Оказалось, по имени человека, который когда-то жил там. И вот сейчас родился спектакль с одноимённым названием. Или вот ещё мини-спектакль «Котёнок» – тоже из детства. Когда мне было лет пять, на базаре холодным осенним утром на покрытом изморозью асфальте сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Это настолько запало мне в душу, что когда нас пригласили поучаствовать в экологическом фестивале, поставил сцену на этот сюжет. Я говорил об экологии человеческой души. Ведь всё начинается оттуда! От человека! Когда люди проходят мимо со своими, порой ничтожными проблемами и даже не видят, что рядом умирает живое существо! Умирает! Мы разучились чувствовать запахи, различать цвета, знакомиться с людьми на улице, писать письма. Котёнка нашла молодая пара. Но было уже слишком поздно. Он умирает на руках у этой женщины, почувствовав наконец тёплые человеческие руки...
Я не хочу делать хэппи-энд! За это меня часто ругают. Ведь ощущение катарсиса в театре происходит по-разному: болью, слезами, смехом, гневом, любовью. Я считаю, что при таком финале чувства более сильные! Человек должен чувствовать на вдохе, а не на выдохе: «Фу! Пронесло!»
– Как поднять культурный уровень молодёжи Смоленска на более высокую ступень?
– Есть замечательная идея! Давайте создадим в Смоленске молодёжный театр и будем с его помощью воспитывать молодое поколение.
Власть должна уделять больше внимания политике поощрения творческой молодёжи. У нас много молодых талантливых музыкантов, поэтов. Давайте их воспитывать, поддерживать! Почему бы не создать литературный театр при сотрудничестве с филологическим факультетом СмолГУ?
Необходимо уделить особое внимание формированию молодёжной культуры на Смоленщине. У нас много прекрасных музыкальных школ, но нет выхода молодым музыкантам на большую сцену. Проводятся, конечно, мероприятия, но их мало, они часто превращаются в школьную обязаловку.
Необходимо проводить ежегодные фестивали культуры и искусства в том же драмтеатре. Нужно приглашать всех: и оркестры, и народные коллективы, и балет, и художественные школы. Работать нужно вместе, и тогда всё получится! Будет развиваться молодёжная культура, и ребятам станет интересно в этом участвовать.
А пока мы работаем на голом энтузиазме. А в культуру нужно вкладываться. Нет культуры – нет страны! Пока мы все этого не поймём, ничего не изменится!
– Какая у вас зрительская аудитория?
– Самое удивительное и приятное, что её большинство составляет всё-таки молодёжь. Хотя наш театр привлекает и старшее поколение. Молодёжь приходит к нам, потому что ей интересно. Мы говорим на понятном и доступном для неё языке о её проблемах. К сожалению, мы не имеем материальной возможности гастролировать. Проблема ещё и в том, что мы студия, а не театр. Чтобы быть доступными для любого молодого человека, мы не можем высоко поднимать цену на билеты. Она составляет 50-70 рублей.
– Константин, ваши планы на будущее?
– Стремление одно – чтобы на нас обратили внимание и дали возможность более серьёзно заняться созданием в Смоленске современного эстрадного молодёжного театра. Я думаю, это обязательно будет! Уже есть! Не хватает официального статуса! Сейчас мы народный коллектив и имеем всего две ставки. Поэтому мне приходится заниматься и изготовлением афиш, и музыкальным сопровождением, и декорациями. Мы бы могли взять на себя функции ТЮЗа, которого нет в нашем городе. А бывшее здание камерного театра нас вполне устраивает, здесь потрясающий зал! Лучшего не надо!

Алина ТАРАСОВА

Опубликовано в "СГ" 19 ноября 2011 г. №130 (858)
Новости по теме
Закулисье Татьяны Куриловой
19 декабря 2012 1489
Прима Смоленского камерного театра – о своём бенефисе, особенностях профессии и актёрской семье
Театр подтверждает профессионализм
21 декабря 2009 2184
Народный артист России Александр Домогаров недавно посетил Минский кинофестиваль \"Лiстапад\". Александр Домогаров – выпускник Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина. С 1995 года – актёр Московского театра имени Моссовета. Сегодня на этой сцене играет Марата в спектакле \"Мой бедный Марат\", Сирано в \"Сирано де Бержераке\". В кино актёр более 20 лет, дебютировал в 1984 году в картине \"Наследство\". Большую популярность актёру принесли съёмки в телесериалах \"Бандитский Петербург\", \"Марш Турецкого\". Александр Юрьевич ответил на несколько вопросов \"Смоленской газеты\".
"Что" и "как" играть на сцене
12 мая 2010 3111
Заслуженному артисту России, актёру Смоленского областного драматического театра имени Грибоедова Сергею Тюмину исполнилось 55 лет.
Мы выбираем «Диалог»
24 ноября 2011 1189
Каждый год в конце ноября в нашем городе и по всей стране проходит неделя «Театр – детям и юношеству». Главная задача акции – помочь детям и юношеству открыть для себя увлекательный, удивительный, волшебный мир театра. Ведь именно искусство способно ответить на главные вопросы нашей жизни: зачем человек живёт на земле и как ему жить?Смоленская областная юношеская библиотека принимает живое участие в театральной неделе: готовит книжные выставки, знакомящие с искусством театра, конкурсно-познавательные программы, просмотры лучших спектаклей в записи на дисках.21 ноября в гостях у юношеской библиотеки был молодёжный театр-студия «Диалог». На встречу со зрителями пришёл художественный руководитель театра, режиссёр, художник, педагог, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Зимин. Вместе со своим руководителем на встрече были артисты театра Игорь Рябцев и Евгений Шунаев.
07 февраля 2011 1184
Смоленский областной театр кукол готовит ещё один спектакль для взрослой публики – «Мнимый больной» Мольера. Премьера должна состояться в марте. Режиссёр – Галина Карбовничая, известная такими работами, как «Клоп» (первый и пока единственный «взрослый» спектакль в театре кукол) и «Все мальчишки – дураки» (Камерный театр). Художник-постановщик «Мнимого больного» – заслуженный художник РФ Николай Агафонов.
О чём думает балерина? Интервью Татьяны Шавриной
27 января 2012 7077
...Я счастлива, что у меня было столько времени и возможностей, я многое станцевала – и «Жизель», и «Щелкунчик», и «Баядеру», и «Лебединое озеро». У нас были спектакли, нам предоставляли драмтеатр для выступлений, а сейчас это уже невозможно. С Натальей Викторовной Свирской мы делали очень большой интересный концерт, и мы впервые показывали его на старой площадке камерного театра, на проспекте Строителей. Но как-то всё это оказывается невостребованным, неденежным – нужно идти танцевать в ресторан. Искусство в чистом виде в Смоленске не нужно… Концерт был интересный, модерновый, на него было потрачено много сил – но кто на него здесь пойдёт?!.
"));