9 декабря 2016 08:46
USD 63,39   EUR 68,25
06 декабря 2011 1668

Журнальный столик. От военной авиации до космоса

Робкий человек не сядет за штурвал самолёта. Робкий человек тем более не посвятит свою жизнь военной авиации. Воздадим же должное нашим авиаторам, и в первую очередь тем, кто вступил в смертельную схватку с врагом 70 лет назад, в трагическом 41-м.
Были среди них наши земляки смоляне, и среди них – будущий дважды Герой Советского Союза, уроженец Починковского района Владимир Лавриненков; бывший ученик школы №7 в Смоленске Яков Верников, в войну ставший Героем, а после Победы – заслуженным лётчиком-испытателем СССР; Филипп Бойцов, родом из Угранского района, удостоенный помимо Золотой Звезды Героя трёх орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны, орденов Александра Невского, Богдана Хмельницкого и многих других наград; уроженец Сафоновского района Герасим Григорьев, сбивший первый самолёт врага над Минском на третий день войны, а к концу войны имевший на счету 450 боевых вылетов и сбивший около 20 самолётов противника… А всего за годы войны звания Героя Советского Союза удостоились 67 наших земляков-авиаторов, можно сказать, целая авиационная дивизия.
К военно-авиационной теме обращаюсь не в первый раз. В данном случае побудительным мотивом стало знакомство со статьёй кандидата юридических наук Фёдора Ходеева из Таганрога «О господстве в воздухе немецкой авиации в начале Великой Отечественной войны».
Главную заслугу автора статьи, помещённой в 6-м номере журнала «Вопросы истории» за этот год, вижу в том, что он хоть и не первым, но напомнил о коллективных и индивидуальных успехах наших авиаторов в первые, исключительно трудные для нас дни Отечественной войны. Назовем ещё раз эту трагическую цифру: 22 июня 1941-го мы потеряли 1200 самолётов, уничтоженных гитлеровцами в основном на аэродромах.
И тем не менее уже 25 июня авиация Северного и Балтийского флотов нанесла удар по аэродромам противника в Финляндии и Северной Норвегии, уничтожив и повредив 41 самолёт. Несколько ударов по тем же целям было нанесено в последующие шесть дней. Ещё раньше, в первый же день войны, летчик 123-го истребительного авиаполка И.Н. Калабушкин сбил в ходе трёх боевых вылетов один истребитель и четыре бомбардировщика врага. В тот же день лейтенант П.А. Кузьмин таранил «Мессершмитт» немецкого воздушного аса Шеллманна…
Ещё раз воздам должное юристу Фёдору Ходееву, взявшемуся за важную и интересную тему. Но не удержусь и от некоторых критических замечаний.
Во-первых, в журнальной статье не упомянут лётчик, совершивший, по разным источникам, первый в Великой Отечественной войне воздушный таран. Случилось это 22 июня 1941 года, а звали отважного пилота Иван Иванович Иванов.
Во-вторых, похоже, что автор публикации в историческом журнале не совсем в ладах с цифрами. В одном случае он утверждает, что в первый день войны немецкий воздушный флот потерял в результате действий наших истребителей 613 самолётов. На следующей странице говорится о 75 победах советской авиации в воздушных боях первого дня войны.
Ну и в-третьих. Главный вывод публикации юриста Ф.П. Ходеева звучит так: «Если в части, касающейся противодействия, наши ожидания не совпадали с действительностью, то это не значит, что немецкая авиация обладала господством».
Что думаю об этом выводе я – человек, не являющийся военным специалистом? Военная наука подразделяет господство в воздухе на стратегическое, оперативное и тактическое. Об этом в статье Ходеева – ни слова. Между тем из книг, статей и, главное, бесед с пережившими 41-й год фронтовиками я сделал для себя непреложный вывод: в первые дни, недели и месяцы войны господство в воздухе было на стороне врага, тем величественнее подвиг наших авиаторов и тружеников тыла – мужчин, женщин и подростков, лишивших агрессора этого преимущества.

P.S.
Этот раздел обзора был уже закончен, когда стал знакомиться с содержанием 12-го за этот год номера журнала « Российская Федерация сегодня». В год и месяц 70-летия самого трагического события в отечественной истории – начала войны с фашистской Германией – журнал начался с помещённой на обложке фотографии: советские люди слушают выступление по радио Молотова, сообщившего о нападении агрессора на нашу страну. Следующий снимок сделан был в Смоленской области если не в первые дни, то в первые недели Великой Отечественной войны: земляки копают противотанковый ров. Этим снимком начинается статья историка Александра Черняка под выразительным названием: «Не стали Героями, но долг свой выполнили».
Один из выводов автора подкрепляет приведённые выше наши заключения. Звучит он так: «Фельдмаршал фон Бок, командовавший немецкой группировкой «Центр», имел все основания быть довольным своей авиацией. Уничтожив основную массу советских самолётов, люфтваффе господствовала в воздухе».

***

С трудом верится, что после того радостного дня 12 апреля 1961 года, памятного всем, кто его пережил, прошло целых полвека. За это время мы узнали многое о нашем земляке, его полёте в космос, послеполётной жизни «небесного человека», как назвала его английская королева…
Однако открываются всё новые подробности исторического полёта, подтверждением чему являются материалы, помещённые в четвёртом за этот год выпуске самого массового молодёжного журнала в стране – журнала «Техника – молодёжи».
Академик Российской академии космонавтики Лев Мельников: «Вероятность гибели Гагарина в первом полёте составляла ровно 50%. Иными словами, Юрий Алексеевич сильно рисковал, никто не знал, чем его бросок в космос закончится».
Писатель Станислав Славин (на основе доклада Юрия Гагарина, сделанного на следующий день после полёта и тут же засекреченного «инстанциями» на многие десятилетия): «Восток» вышел на орбиту. И неприятности посыпались как из рога изобилия. В невесомости уплыл плохо привязанный карандаш, и стало нечем делать записи в бортжурнале. Пришлось отключить и плёнку в магнитофоне, поскольку она не перемоталась как следует. Эпизодически стала пропадать связь с Землёй. Корабль во время полёта закрутился вокруг продольной оси. Ко всему «Восток» вышел на слишком высокую орбиту – порядка 370 километров. А тормозная двигательная установка была одна. Если бы она отказала, то при расчётной траектории корабль всё равно спустился бы на Землю, но… через 12 дней. На этот срок и рассчитывались все запасы на борту. Однако, просчитав гагаринскую орбиту, баллистики ужаснулись – корабль мог оставаться в космосе 50 суток!»
И снова слово знатоку космонавтики академику Льву Мельникову: «Когда «Восток» начал спуск, первый космонавт увидел, что его корабль горит. За стёклами иллюминаторов бушевало алое пламя. Другой бы растерялся, запаниковал. Но не таков был Гагарин. Он удивлял железной волей даже С.П. Королёва».
Второй раз его жизнь подверглась смертельной опасности, когда он уже катапультировался из кабины и на парашюте спускался на Землю. «Внезапно заело дыхательный клапан, и Гагарин стал задыхаться. Всё решали считанные секунды. Юрий Алексеевич сумел с неимоверным трудом устранить неисправность. Вздохнул полной грудью – опасность миновала».
И ещё – воспроизводимое журналом «Техника – молодёжи» пророческое предсказание К.Э. Циалковского, сделанное ещё в 30-х годах прошлого века: «Представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и попавшего в межпланетное пространство… Он русский. У него отвага умная, лишённая безрассудства… представляю его открытое русское лицо, глаза сокола…». В сущности, это портрет Гагарина, но увиденный учёным за 30 лет до исторического полёта.

Михаил Рабинович, доцент СмолГУ

Опубликовано в «СГ» 6 декабря 2011 г. №137 (865)
Новости по теме
Истребители Лавочкина
07 мая 2010 4704
Наш земляк, уроженец Смоленщины Семён Лавочкин был выдающимся авиаконструктором. Не будем сейчас говорить обо всех его авиационных и космических разработках. Поговорим только о поршневых истребителях военной поры. Они участвовали в Великой Отечественной войне с первого дня.
На страже воздушных рубежей
20 января 2010 4962
22 января – исторически считается днём образования авиации противовоздушной обороны (ПВО). В этот день в 1942 году был издан приказ наркома обороны И.В. Сталина о формировании 6-го истребительного авиационного корпуса, явившегося родоначальником авиации ПВО. Авиакорпус был создан для защиты неба Москвы и Подмосковья от налётов фашистских бомбардировщиков.
02 августа 2011 1717
Нечасто в военном воздухе вспыхивали схватки по взаимной договорённости противников. Великая Отечественная война шла не на жизнь, а на смерть. И не было в ней места рыцарским турнирам. Но всё же иногда происходили случаи, аналогичные показанному в фильме «В бой идут одни старики», когда советские асы вызывали лётчиков люфтваффе на поединок. Несколько таких воздушных боёв состоялось в декабре 1943 года, после освобождения Смоленщины от фашистских оккупантов. Об этом нам рассказал ветеран авиации, полковник в отставке Михаил КАЛНЫШЕВ, проживающий ныне в Смоленске. Ему в своё время об этом поведал участник войны, лётчик 162-го истребительного авиационного полка 309-й Смоленской Краснознамённой истребительной авиационной дивизии Фёдор Чернявский (почётное наименование «Смоленская» дивизия получила за активное участие в освобождении Смоленской области).
Путь к звёздам
09 апреля 2010 1795
Ежегодно 12 апреля в России и в странах всего мира отмечается Международный День космонавтики. В этот день, 49 лет назад, в 6 часов 7 минут с космодрома \"Байконур\" стартовала ракета-носитель \"Восток 8К72К\" и вывела на орбиту космический корабль \"Восток\". Начался первый в истории человечества полёт в космос. Пилотировал корабль \"Восток\" уроженец Смоленской земли лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (позывной – \"Кедр\"). Дублёром первого космонавта был Герман Степанович Титов. Полёт продолжался 1 час 48 минут. За это время космический корабль выполнил один виток вокруг Земли. На высоте нескольких километров Юрий Гагарин катапультировался и приземлился на парашюте недалеко от спускаемого аппарата. Это случилось вблизи деревни Смеловка Саратовской области, на той самой земле, с которой он впервые поднялся в воздух, будучи курсантом Саратовского аэроклуба.
Из плеяды асов Великой Отечественной
07 декабря 2009 2966
Николай Ефимович Лавицкий – один из результативных лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летал на самолётах И-153, Як-1, на американских "Аэрокобрах" Р-39. За время войны выполнил 250 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, уничтожил 22 (по другим источникам – 28) самолёта противника лично и два – в группе.
Воспитанник Смоленского аэроклуба
23 декабря 2009 1444
В конце 30-х годов прошлого века у Смоленского аэроклуба была договорённость с Одесской военно-авиационной школой лётчиков имени Полины Осипенко: лучшие выпускники Смоленского аэроклуба вне конкурса, без экзаменов зачислялись курсантами Одесской военно-авиационной школы. Все эти лётчики принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие стали Героями Советского Союза. Одним из них был Фёдор Мазурин.
"));