6 декабря 2016 20:58
USD 63,87   EUR 68,69
13 декабря 2011 1838

Виталий БАРКОВСКИЙ. Если откликнулась твоя душа...

Виталий БАРКОВСКИЙ. Если откликнулась твоя душа... Как поётся в одной популярной песенке: «Новый год настаёт, он у самого порога…». В канун этого радостного праздника мы все начинаем немного верить в волшебство и ждать свершения чуда.
Наших мальчишек и девчонок ожидает прекрасный подарок – в Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова 23 декабря состоится премьера музыкальной сказки «Кот в сапогах».
О предстоящей премьере этой волшебной сказки корреспонденту «СГ» рассказал режиссёр-постановщик спектакля, главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ.

– Виталий Михайлович, почему именно «Кот в сапогах»?
– Понравились разумно, грамотно и тактично выписанные автором роли. Например, Жак – это наивный человек, но в нём присутствуют художественный дар, фантазия, он бескорыстен и добр. Может быть, он немного и не от мира сего, но мир не может существовать без поэтов, художников, музыкантов. Мне кажется, что сумма нашего добра где-то аккумулируется, и в результате возникают чудеса, творящиеся как в мире, так и в нашей сказке. Ведь испытания созидают человека и помогают раздвинуть рамки ещё какой-то части мира в тебе самом, так как мы являемся частью целого. И мы стараемся изменить в человеке что-то в лучшую сторону. Кот показывает нам, что жизнь мудра и надо понимать все её недостатки, горе, грехи и доброе, хорошее, только тогда можно всё правильно соотнести и прийти к заключению, что благо лечит.
– По-вашему мнению, почему главным героем сказки Шарля Перро стал именно Кот?
– Ещё в детстве кот вызывает в нас самые хорошие ощущения, считается, что он концентрирует добрую энергетику и даже лечит. Поэтому, когда в художественном фантастическом действии он вдруг превращается в предмет восхищения, в друга, соучастника попытки устроить жизнь, чтобы не было страданий и несчастий, этот его образ легко воспринимается детьми. Поэтому Шарль Перро прославил Кота в сапогах, при шляпе и плаще. У нас Кот танцует и поёт, а хорошая песня – это своего рода поэтизированные чувства и желания, которые ориентируют зрителя на добро и мудрость.
– Ваша постановка полностью соответствует задуманному ещё Шарлем Перро или она «осовремененная»?
– Постановка отличается тем, что сценарист немного нафантазировал образы, развил интересные темы, убрал всё лишнее, ведь сказка не терпит разговоров ни о чём. Но мы не стремились к «осовремениванию», ведь сказка должна быть традиционной и красивой.
– Чем ваша постановка отличается от других постановок «Кота в сапогах»?
– Каким образом просыпается фактическая потребность к доброму поступку? Как это происходит и входит в наше сознание, если мы совершенно спокойно принимаем это как фантастическую, но данность?
Мы даже не заметили, как Кот в нашем сознании уже ассоциируется с нормальным собеседником, садится в кресло как член нашей семьи.
Может быть, и будет этим отличаться, потому что мне хотелось расшифровать, как случилось, что Кот стал неотъемлемой частью нашего сознания, нашим товарищем? Как он решился уйти от своего прямого предназначения – ловить мышей? Мы как-то над этим не задумываемся, но, видимо, так глубоко его сопереживание, и он очень привязан к своему хозяину.
– Дети придут на спектакль просто посмотреть интересную сказку, а потом над чем, по-вашему, они задумаются?
– Мир прекрасен, у каждого есть возможность нести благо и служить добру. Театр всегда занимался тем, что через художественные образы, взаимоотношения людей, через конфликт, любовь, страдание давал возможность человеку принимать активное участие в судьбе другого человека и через это становиться лучше. Театр даёт такую возможность только при условии, если откликнется душа. Он всегда призывал к гармонии. Нужно помнить, что самый главный положительный персонаж – смех!
– В спектакле, конечно же, много смеха...
– В любой сказке всегда есть ожидание победы добра. И дети переживают, кричат и стараются помочь именно доброму персонажу. В нашей сказке много танцев, песен и смеха, яркие декорации и костюмы. Наверное, в каждом человеке генетически заложено сострадание и стремление помочь несчастному и обездоленному, при этом наказать зло. К счастью, святая лампада природных чувств не угасает! Думаю, что, ставя сказки, мы намеренно указываем ориентиры и даём энергию молодому поколению.
Виталий БАРКОВСКИЙ. Если откликнулась твоя душа...


Алина ТАРАСОВА

Опубликовано в «СГ» 13 декабря 2011 г. №140 (868)
Новости по теме
Виталий Барковский пообещал сполна проявиться в новом спектакле
19 июня 2012 1304
21 июня Смоленский государственный драматический театр им. Грибоедова закрывает свой 232-й сезон премьерой – спектаклем «Нас поцелует рассвет» в постановке Виталия Барковского
Режиссёр по имени Жизнь
15 марта 2010 1579
Недавно назначенный главным режиссёром Смоленского драматического театра имени А.С. Грибоедова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский активно готовится к предстоящей премьере. Предыдущее место работы – национальный театр им. Якуба Коласа (Витебск), должность - главный режиссёр – художественный руководитель.
Перемена участи
10 февраля 2010 1391
В Смоленском областном драматическом театре имени Грибоедова – новый главный режиссёр.
Новогодняя премьера: в Смоленском драмтеатре поставили сказку "Морозко"
27 декабря 2010 1541
25 и 26 декабря Смоленский областной драматический театр имени А.С. Грибоедова сделал маленьким гражданам отличный новогодний подарок – музыкальную сказку «Морозко».
Смоленский режиссёр – в Варшаве
21 апреля 2010 1469
Сразу после недавней более чем удачной премьеры пьесы \"Поздняя любовь\" по А.Н. Островскому в Смоленском государственном театре Виталий Барковский, главный режиссёр нашей труппы, отбыл в Варшаву. В столице Польши в театре \"Прага\" В.М. Барковский выступит в роли постановщика спектакля по мотивам произведений Венедикта Ерофеева \"Москва – Петушки\" и \"Вальпульгиева ночь, или Шаги командора\".
"));