Культура

Николай Карташов: Живопись – сама жизнь

26 декабря 2011 года в 11:11
Поверить в то, что этому энергичному, быстрому, с народной лукавинкой в зорком взгляде человеку исполняется 80, – просто невозможно. Пружинистой походкой он идёт по просёлочной дороге живописной Серебрянки, расположенной недалеко от Смоленска. Извилистая тропа с опавшими листьями ведёт к калитке, за ней – двухэтажный дом, в котором и проживает с семьёй наш юбиляр, известный смоленский художник Николай Карташов. С какой-то застенчивой радостью он рассказывает, как строил этот дом для своей семьи от начала и до конца, до последнего гвоздя своими руками. Стеклянная веранда, вверху мастерская, рядом сад и малинник, всё здесь без броских эффектов продумано, удобно и красиво, как часть самой природы. Все два этажа его дома заполнены картинами, созданными в разные годы.
Для Николая Карташова творчество неразрывно связано со Смоленщиной. Он родился в тех же Барсуках Починковского района, откуда родом отец нашего знаменитого поэта-земляка Трифон Гордеевич Твардовский. И с такой же силой живописно-поэтического переживания он многие свои произведения посвящает теме Великой Отечественной войны, начало которой застал в девятилетнем возрасте. Суровые испытания тех лет – Соловьёва переправа, когда на волосок от смерти приходилось сутками по горло стоять в воде под бомбёжкой, переживать гибель близких, нестерпимый голод, когда мальчугану хотелось постучать в чужое окно и попросить еды, да не позволял характер, – все эти увиденные и пережитые в военные годы события обострили чувство привязанности к родным краям, закалили характер, научили в простых проявлениях жизни находить её главный смысл и красоту.
Рисовать Николай Карташов стремился с детских лет, ещё в школе одноклассники прозвали его «художник». В поисках своего пути он учится сначала в строительном техникуме, затем в Луганском художественном училище. В 1967 году окончил Киевский государственный художественный институт, нынче – Академия художеств, где преподавали известные живописцы – Татьяна Яблонская, Вилен Чеканюк, Игорь Костецкий.
После завершения образования и возвращения в Смоленск дипломированным специалистом он получает работу в художественном фонде и по законам тех лет пишет лозунги и портреты вождей. Художественно-производственная, «фондовская» реализация институтских знаний – обычное для того времени дело. Прошёл через это и Карташов. Правда, по-своему. Наряду с виртуозно выполняемыми официально-обязательными портретами и транспарантами, художник много лет вынашивает свои темы, волнующие и глубоко переживаемые. Лишь после выхода на пенсию Николай Карташов позволил себе открыть накопленные годами живописные запасники и представить свои картины на художественных выставках. Это событие стало определённого рода сенсацией в творческом мире. Стало понятно, что в нашем городе произошло рождение ещё одного удивительного художника. На своей персональной выставке в 2000 году Николай Карташов представил и живописные, и графические произведения, этюды и законченные картины, полные искреннего чувства, отражающие особенности его живописного видения.
Основные темы его раннего творчества – южнорусские мотивы, затем – просторы Приднепровья, красота смоленской архитектуры в картинах «Соборный холм», «Окопная», «Костёл». Отдельная тема – обаятельные и одухотворённые сельские пейзажи «Над кручей», «Баньки», «Весенний поток», «В окрестностях Сапшо». В них органично звучат интонации бесхитростной созерцательности и глубокой любви к природе.
И в области портретного жанра художник создал такие запоминающиеся картины, как собирательный образ народного певца «Кобзарь», «Дед Архип», «Автопортрет» и портрет красавицы Зинаиды – верного друга, жены художника. Постоянным остаётся и обращение к событиям военных лет. Не отпускает, живёт в душе память о войне: «Портрет фронтовой медсестры», «К партизанам», «Смоленск в 1943 году» – эти темы стали для него самыми главными, красной нитью легли в судьбе и творчестве. Ну а то, что вдохновляет, радует и тревожит в дне сегодняшнем, свои размышления и восприятие окружающего художник выразил в обобщённой философской картине «Гроза». В аллегорической форме – в виде вздыбленных коней как символа неукротимой природной стихии – он представил состояние неспокойного современного мира. Особенностью всех этих произведений является высокая живописная культура, крепость профессиональной школы. Каждая работа отличается продуманной композицией, ясностью колористического и смыслового решения, а также свободой воплощения замысла.
Сегодня Николай Карташов провёл уже не одну персональную выставку. В 2003 году он принят в члены Союза художников России, активно работает творчески и участвует в областных, региональных, международных выставках, на которых его произведения отмечены наградами и дипломами.
Живопись Николая Карташова – очень личное искусство, способное вызвать у зрителя разнообразные ассоциации, чаще всего связанные с теми истинными переживаниями и проблемами, горестями и радостями, которые проходит каждый, долго храня их в сознании и сердце. Его искусство хочется назвать подлинно народным.
Николай Карташов: Живопись – сама жизнь
Николай Карташов: Живопись – сама жизнь
Николай Карташов: Живопись – сама жизнь


В Талашкинском «Теремке» открылась новая экспозиция
Музыкальные жемчужины Рождества в Смоленске

Другие новости по теме